К пониманию учения о Троице
Хотя можно, вероятно, начинать разговор, касающийся христианского учения о Троице, лишь после того как будет сделана попытка понять учение о воплощении, все же попробуем подойти к первоначальному пониманию учения о Троице уже сейчас, исходя из только что сказанного.
Проблематичность понятия
Даже при совершенном уважении к официальным церковным и классическим формулировкам учения о Троице и при само собой разумеющейся вере в то, что подразумевается под этими формулировками, следует признать, что высказывания о Троице, сформулированные по образцу катехизисов, почти непонятны для современного человека и практически неминуемо вызывают недоразумения. Если мы скажем, следуя христианскому катехизису, что в едином Боге даны в
-i 185 }-
ОСНОВАНИЕ ВЕРЫ
единстве и единственности одной природы три «лица», то при отсутствии дальнейших богословских пояснений почти всякий слушатель будет понимать под словом «лицо» то, что он обычно связывает по содержанию с этим словом.
Слова, употреблявшиеся ранней церковью в ее чрезвычайно сильном богословии и понятийных формулах, имели впоследствии дальнейшую историю, которая не находилась целиком в ведении церкви. Эта историю направлялась, помимо церкви, и прочей человеческой историей духа, понятий и языка, и потому вполне может быть, что такое слово приобрело бы содержание, несущее в себе, по меньшей мере, ту опасность, что его применение к древним формулировкам, которые сами по себе совершенно верны, придаст этим формулировкам ложный, мифологический, невозможный смысл.
Такая ситуация не должна вызывать удивления, ведь христианское учение, применяя для выражения божественной Троичности слова «ипостась», «лицо», «сущность», «природа», употребляет не ясные и отчетливые сами по себе понятия, применяемые здесь в этой своей отчетливости. Эти понятия, напротив, лишь постепенно и с трудом отграничивались каким-то образом друг от друга в церковном языке, чтобы ими можно было выразить подразумеваемое, хотя история такого закрепления показывает, что могли существовать и иные возможности для такого асимптотического выражения. Если мы говорим сегодня при нашем обычном, профанном словоупотреблении говорим о каком-то «лице» в отличие от других «лиц», нам крайне трудно удержаться от мысли, что в каждом из этих лиц, чтобы они были лицами как таковыми, то есть разными лицами, дан собственный, свободный, контролирующий себя самого, отделяющий себя от других центр действия, основанный на знании и свободе, и что лицо, личность как раз и создается этим центром. Но в нашем случае именно это как раз исключается догматическим учением о единственной сущности Бога. Единственность сущности подразумевает и включает единственность одного сознания и одной единственной свободы; хотя,
4186]-
ЧЕЛОВЕК КАК СОБЫТИЕ...
разумеется, и эта единственность у-себя-бытия в сознании и свободе все равно определяется в Боге-Троице той таинственной троичностью, которую мы исповедуем в Боге, когда произносим нечто о троичности лиц в Боге.
Проблематичность «психологического учения о Троице»
Мы, очевидно, можем также сказать, что, в конечном счете, не так уж много пользы от величественных спекулятивных рассуждений, при помощи которых христианское богословие со времен Августина стремится представить внутреннюю жизнь Бога в самосознании и любви так, чтобы из этого проистекало некое приблизительное понимание троичности Бога, понимание, которое словно изображает внутреннюю жизнь Бога вне всякого отношения к нам и к нашей христианской экзистенции. В конечном счете, «психологическое учение о Троице» - как бы гениально его ни удавалось изложить разным богословам, начиная с Августина и вплоть до наших дней - не объясняет того, что оно хочет объяснить, а именно: почему Отец высказывает себя в Слове и почему от Него и Логоса исходит отличная от Него Пневма? Дело в том, что такое объяснение должно уже подразумевать Отца как познающего себя и любящего и не может основывать Его бытие как познающего и любящего на произнесении Им Логоса и исхождении от Него Пневмы.
Даже если мы оставим в стороне все эти трудности, останется в силе одно: такие психологические спекуляции о Троице имеют, во всяком случае, тот недостаток, что они не дают в откровении и истории догматов подлинной оценки точки отсчета для учения о Троице в опыте Сына как опыте истории спасения и опыте Духа как опыте реальности божественного самосообщения нам, людям, и потому остается неясным, в чем же, собственно, смысл учения о Троичности Бога. Психологическое учение о Троице игнорирует спасительно-домостроительный опыт Троицы, отдавая предпочтение перед ним производящей почти гностическое впечат-
4187}-
ОСНОВАНИЕ ВЕРЫ
ление спекуляции на тему, что происходит внутри Бога, и в этом проявляется забвение того, что лик Бога, как он обращен к нам в подразумеваемом здесь самосообщении, в троичности этой обращенности как раз и есть «в-себе» самого Бога, в то время как божественное самосообщение в благодати и славе есть истинное самосообщение Бога для нас.
«Домостроительная» Троица в истории спасения — имманентная
Если же, наоборот, выдвигается и радикально выдерживается предпосылка, что Троица как Она есть в истории спасения и откровения - есть «имманентная», ибо в самосообщении Бога своему творению Бог действительно через благодать и воплощение дает и являет себя таким, каков Он есть, - тогда относительно спасительно-домостроительного аспекта, данного в истории самооткровения Бога в Ветхом и Новом Завете, можно сказать следующее. В коллективной и индивидуальной истории спасения нам непосредственно являются не какие-то замещающие Бога нуминозные силы, но является и поистине дан сам единый Бог, который в своей абсолютной уникальности, неповторимости и последней незаменимости приходит туда, где находимся мы сами и где мы Его, именно самого этого Бога, принимаем в строгом смысле как Его Самого.
Поскольку Он пришел в самое средоточие бытия каждого отдельного человека как спасение, ведущее к нашему обожению, мы называем его подлинно и истинно «Святой Пневмой», «Святым Духом». Постольку, поскольку тот же самый единый Бог строго в качестве такового - именно так, а не в виде какого-либо заместителя - присутствует для нас в исторической конкретности нашего бытия в Иисусе Христе, мы называем его «Логосом» или Сыном по преимуществу. Постольку, поскольку именно этот Бог, приходящий к нам в Сыне и Духе, всегда есть Невыразимый, священная Тайна, неохватная Причина своего прихода в Сыне и Духе и
-[188]-
ЧЕЛОВЕК КАК СОБЫТИЕ...
остается таковым, мы называем его единым Богом, Отцом. Так как мы говорим о Духе, Логосе-Сыне и Отце в самом строгом смысле, что Бог дает себя самого, а не что-либо иное, следует равным образом в столь же строгом смысле сказать о Духе, Логосе-Сыне и Отце, что они суть один и тот же Бог в безграничной полноте единого Божества, в обладании одной и тою же божественной сущностью. Поскольку способ, которым Бог дан нам как Дух, Сын и Отец не означает для нас одинакового способа данности, поскольку в этом способе для нас даны реальные и истинные отличия, эти три способа данности для нас нужно строго различать. Нельзя сразу сказать, что «для нас» Отец, Сын-Логос и Дух - это одно и то же. Поскольку, однако, эти способы данности одного и того же Бога не могут устранить действительного самосообщения Бога как единого, единственного и того же самого Бога, то три способа данности одного и того же Бога должны быть присущи Ему, единому и тому же самому, и характерны для Него.
Итак, нужно воспринимать на слух и употреблять в строгом смысле высказывания «Единый и один и тот же Бог дан для нас как Отец, Сын-Логос и Святой Дух» и «Отец дает себя нам самим в абсолютном самосообщении через Сына в Святом Духе»; это высказывания о Боге, таком, каков Он в себе. Ибо в противном случае они и не были бы, в сущности, высказываниями о самосообщении Бога. Мы не должны удваивать эти три способа данности Бога для нас, постулируя отличную от них предпосылку в Боге, если будем развивать психологическое учение о Троице, отличное от этих способов данности. В домостроительной Троице в истории спасения и откровения мы уже испытали имманентную Троицу саму по себе. Когда Бог являет нам себя указанным способом как троичный, то уже из священной Тайны как она есть в себе самой испытывается эта имманентная троичность, так как ее свободная, благодатная сверхъестественная обращенность обращается к нам самой своей глубиной, ибо ее абсолютная идентичность с самой собою не означает
4189]-
ОСНОВАНИЕ ВЕРЫ
мертвой и пустой одинаковости, но вбирает в себя в качестве божественной жизненности именно то, что встречается нам в троичности обращения к нам священной Тайны.
Здесь была предпринята лишь первая попытка христианского понимания Троицы, которая, несмотря на свою собственную проблематичность, возможно, все-таки позволяет избежать множества ложных пониманий этого учения и позитивно показать, что учение о Троице - не какая-то тонкая богословская игра мыслей, но высказывание, избежать которого совершенно невозможно. Лишь через него можно радикально принимать всерьез и безоговорочно утверждать то простое положение, полное неясности и в то же время само собой разумеющееся, что сам Бог как постоянная священная Тайна, как необъятная Причина трансцен-дирующего человеческого бытия желает быть не только Богом бесконечной дали, но и Богом абсолютной близости в истинном самообщении и, таким образом, дан как в духовной глубине нашего существования, так и в конкретности нашей телесной истории. В этом уже заключен подлинный смысл учения о Троице.
4190]-
Часть пятая ИСТОРИЯ СПАСЕНИЯ И ОТКРОВЕНИЯ