Характеристика Средних веков( хронология: культуры и литературы)
Все памятн. Срв лит-ры не известны широко, изобилуют темными для соврем. сознания местами, т.к. другое мировоззрение.
Периодизация. Термин Срв возник в эп. Возрождения. Период, разделяющий ант-ть и эп. Возрождения. Наука, изучающая Срв – мидиевистика. У разных ученых разные точки зрения на рубежи Срв: 1) начало Срв после раздела РИ на ВРИ и ЗРИ (395г.); 2) начало Срв после выхода хр-ва из-под запрета (Медиоланский эдикт, 313г.), это мнение тех, кто считает подчинение хр-ву главным фактором разв-я Срв культуры; 3) традиционное мнение, начало Срв с падения Рима в 476г. Все эти даты условны, их нельзя считать точками полной смены формаций. Завершение Срв – тоже непростой вопрос. Срв завершается эпохой Возр-я, которая в разн. странах начинается в разн. время (Италия – 14в., Франц. – 16в., Испания, Англия – конец 16в.). Т.о. период Срв продолжался около 1000 лет.
В Срв сложилась новая европ. культура, которая постепенно приобрет. национ. черты, тогда как для ант-ти был характерен грекоцентризм. А в Срв формируются нации, нац. гос-ва => нац. культура.
Срв возникло в момент встречи умирающей римск. и новой варварск. культуры конгломерата племен (галлов, гуннов, франков, кельтов и др.). Варвары находились на стадии разлож-я родов. строя, у них начинала формироваться госуд-ость. Варвары восприняли латынь, которая слилась с нац. языками, неоформивш. наречия варваров сформировались под ее влиянием. Кроме того, варвары восприняли христ. религию (вера в чудо + ощущение историч. кризиса, тупика). В хр-ве их привлекала идея единобожия, т.к. небесная модель власти проецировалась на земные отнош-я. Роль хр-ва в культуре Срв неоднозначна. Ц-вь нанесла больш. урон античн. наследию (язычество, основа восприятия мира – красота и чувства). Но были и исключения. Богослуж-е на лат. яз. => сохранялся язык и возможность возрожд-я античн. наследия. Не все авторы были под запретом. Переписывался, печатался и читался Вергилий, Овидий, в меньшей степени – Гораций.
Культура и лит-ра Срв. Догматы лит-ры меняются на протяж. всего Срв, как менялось и общество. До нач. 2го тысячелетия для обществ. сознания был характерен аскетизм, на любование телом было наложено своеобразн. табу. Затем понимание телесн. красоты проник. в церковн. сознание, происходит некоторое возвращ-е к ант. представлениям: прекрасное тело – оболочка совершенного духа. Можно сравнить изображения Христа разных периодов: ранние – страдающий, изможденный, и поздние. Выделяют 2 этапа Срв: раннее Срв 5-конец 10в. и классич. Срв 11-начало 15в. (позднее Срв – не во всех странах). Для раннего Срв характерен романск. стиль архитект., основной тип храма – базилика (архитект. сооруж. прямоуг. формы, разделенное рядами колонн на проходы – нефы, нефы образуют форму креста). Романск. замок соедин. опыт сооруж-я римск. крепостей и черты германск. усадьбы. В раннее Срв замок – центр владения. В период классич. Срв господствующ. архитект. стиль – готика, готич. стиль. более зримо выражал мировоззрение Срв человека: вертикальная направленность – от земли к небу (стрельч. окна, арки, шпили, высокие своды), отсутствие симметрии. Собор – своего рода реликварий, хранилище мощей и т.д. => сосредоточие поклонения. Собор становится не монастырской достопримечат-ю, а городской. Призван возносить над реальностью. Сам по себе был еще и образовательным элементом: сцены из Писания на витражах, алтарях, в скульптуре.
Срв считалось самым мрачным периодом в истории цивилиз. Но несмотря на все минусы, создано много прекрасн. произв-й иск-ва и лит-ры. Эпос стал основой рыц. романа, возникли многие эпич. и драматич. жанры (в лит-ре Срв жанр подчинял себе содержание). У каждого сословия была своя лит-ра (рыцарск., бюргерск., духовная), причем в лит-ре сословий разных стран было больше общего, чем в разн. сословных лит-рах одной нации. Формирование нац. лит-ры происходит постепенно.
Иерархизм - согласно богоустановленному порядку мир виделся выстроенным по определенной схеме - в форме двух симметричных, сложенных основаниями пирамид. Вершина верхней - Бог, далее по нисходящей все верующие люди, животные. Потом – земля. Далее негативное отражение небесной и земной иерархии по мере нарастания зла и приближения к Сатане.
Три сословия - духовенство, рыцарство, народ, причем каждое из них имеет собственную иерархическую вертикаль ("жена - вассал мужа", но одновременно - "сеньор домашних животных" и т.д.). – отражение небеного мира.
Символизм. Средневековый человек рассматривал окружающий его мир как систему символов, правильно истолковав которые, можно постичь божественный смысл.
Универсализм. В основе средневекового универсализма - идея Бога как носителя универсального, всеобщего начала. Идея религиозного единства мира, преобладание универсального над индивидуальным, преходящим играла огромную роль в картине мира средневекового человека. Средневековый человек отождествлял себя с какой-либо моделью или образом, взятым из древних текстов - библейских, отцов церкви и т.д. Новаторство - гордыня, отход от архетипа - есть отдаление от истины.
Целостность. Все области знания - наука, философия, эстетическая мысль и т.д. - представляли собой нерасчленимое единство, т.к. все вопросы решались ими с позиций центральной идеи картины мира средневекового человека - идеи Бога.
Дидактизм. Средневековый человек был расположен видеть нравственный смысл во всем - природе, истории, литературе, искусстве, быту.
Историзм. История как наука в эпоху средневековья не существовала. Бытие человека разворачивается во времени, начиная с акта творения, затем грехопадения человека и кончая вторым пришествием Христа и Страшным судом, когда и осуществится цель истории.