Жанры музыкального творчества
Слово “жанр” от греч. gennan — родить.
В лоне жанра рождаются сотни и тысячи произведений. Из различий складываются жанровые разновидности — жанрово-стилевые, исторические (например, симфония предклассическая, классическая, романтическая…), связанные с тем или иным наклонением рода (эпическая, драматическая, лирическая), с формальными особенностями масштаба, состава, композиции (симфония камерная, вокальная, хоровая, одночастная)…
Музыкальные жанры – целостные типы музыкальных произведений — вальсы, мазурки, арии, колыбельные песни, романсы…
Непосредственными участниками внутри-жанровой коммуникации[1] являются творческие фигуры композитора музыкального произведения, его интерпретатора-исполнителя, а также слушатели, которым адресовано данное музыкальное сообщение. Коротко остановимся на их ролевых позициях.
Схематически связи между композитором, исполнителем и слушателем можно отобразить следующим образом:
Композитор исполнитель слушатель
Соединительным звеном в коммуникативной цепи «композитор – исполнитель – слушатель» выступает исполнитель[2]. Последний через произведение начинает, с одной стороны, художественный диалог с композитором произведения, с другой стороны – диалог с его слушателем.
Под музыкальными жанрами мы будем понимать исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые социальным заказом музыки и соответствующими способами его воплощения в музыкальном материале и музыкальном исполнении.
Данное определение обобщает множество параметров музыкального жанра и критериев, по которым может происходить жанровая классификация. Г. Бесселер в области музыкального жанра выделяет музыку «обиходную» («Umgangmusik») и «преподносимую» («Darbietungsmusik»). Основным критерием для такого разделения является характер взаимодействия в системе «исполнитель – слушатель». В обиходной музыке исполнители и слушатели сближаются по их роли в музыкальном общении. Например, в фольклорном музицировании или же в некоторых видах церковного богослужения, происходящих с музыкой, слушатели и музыканты-исполнители четко не разделены. В частности, слушатели могут петь (подпевать) вслух и тем самым непосредственно участвовать в музыкальном исполнении[3].
В ситуации же «преподносимого» музицирования (например, в концертном зале) исполнитель и слушатель пространственно и психологически разделены. Здесь возникает феномен так называемой публики.
Украинский музыковед С. Шип выделяет десять таких параметров:
«1. Количество музыкантов-исполнителей.
2. Характер аудитории. Пространственно-акустические особенности исполнения и относительное количество слушателей.
3. Определенность музыкального текста, исполняемого перед слушателями (соотношение импровизационного и композиционного, устного и письменного в произведении).
4. Степень авторского участия в подготовленном к исполнению музыкальном тексте.
5. Характеристика звукового материала. Тип инструмента, голоса.
6. Особые выразительные средства и приемы.
7. Специфика образного содержания произведений.
8. Социальная среда рождения и бытования произведений.
9. Этническая среда рождения и бытования произведений.
10.Функции произведений в культурной жизни общества и личности»
Семантика жанровых средств очень устойчива. Главный признак жанра ритм (марш, колыбельная). Устойчивы связи «жанр-фактурное изложение» (фуга – полифония, соната – гомофонно-гармоничесий склад ...). Особой устойчивостью обладает связь “жанр – принципы формообразования”. Поэтому, к примеру, форма сонатного аллегро в творчестве любого автора обладает четкими, коструктивными, именно ей присущими формообразующими параметрами. К ним относим: высокую информационную емкость материала, конфликтность, образующих ее единиц, целенаправленную интенсивность временного развертывания тематического процесса с четко выраженной рельефностью драматургии, которая обединяет единой линией все зоны напряжения, вплоть до их концертации в генеральной кульминации. Поэтому само определение формы, как таковой, уже вызывает представление об информационно-содержательном уровне художественного замысла.
Можно говорить об устойчивых (или базовых) признаках жанра – его типизированном содержании. Одновременно, существует специфика оформления этих законов в историческом и индивидуальном пространстве и времени – слой индивидуализированного содержания (выраженный или в композиции, или в момент исполнения). А именно: сонаты сыновей Баха, Скарлатти и сонаты Гайдна, Моцарта, Бетховена. Романтическая соната и сонатная форма в творчестве Прокофьева, Онеггера, Шостаковича, исполнение Траурного марша Шопена С. Рахманиновым. Законы конструирования общие, а единение этих единых законов конструкции на уровне философского обобщения самой идеи сонаты или симфонии как жанра - принципиально различны даже в творчестве одного автора. Кроме того, один и тот же жанр имеет богатейший спектр градации эмоциональных состояний. Пример – колыбельная песня (от миниатюрных попевок до глубоко трагедийного осмысления жанра в балладе «Лесной царь» Шуберта). Поэтому конкретизировать жанры следует по отношению к определенным эпохам и стилям.
Жанровые начала отсылают к истокам музыкальной выразительности. С.С.Скребков говорил о напевности, декламационности, танцевальности. По Дм. Кабалевскому «три кита» музыки — песня-танец-марш. А.С.Сохор добавил к жанровым началам инструментальную сигнальность (фанфарность, колокольность) и изобразительность, В. Медушевский – «дление» и «псалмодичность».
Обратим внимание на такие часто употребляемые слова, как «песня», «ария», «ноктюрн», «хорал», «речитатив», «танец», «марш», «этюд», «скерцо», «токката» и т.п. Как мы уже знаем, эти слова в научному смысле являются терминами. Ими обозначаются соответствующие «демократичные» (то есть понятные, «свои» для широкой публики) музыкальные жанры преимущественно небольших размеров, Но кроме них употребляются и такие названия как: «песенность», «ариозность», «ноктюрновость», «хоральность», «декламационность», «речитативность», «танцевальность», «маршевость», «этюдность», «скерцозность», «токкатность» и др.
Этими терминами обозначаются: а) определенное жанровое качество исполнительского интонирования; б) использование в данном музыкальном произведении дополнительных к основному жанру жанровых признаков.
В каждом из «простых» жанров содержится творческий ген либо песенного (песня, ария, хорал), либо декламационного (речитатив) или же на моторно-пластического (этюд, токката, скерцо, марш).