Тема 4 РЕЛИГИОЗНАЯ РЕФОРМА ЭХНАТОНА

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Тема 1 ВВЕДЕНИЕ

1. Цель и методы занятий в высшей школе.

2. Методика работы с источниками по истории древнего мира.

3. Методика подготовки и написания докладов и оппонентских выступлений.

4. Научно-исследовательская работа студента по истории древнего мира.

5. Методика работы с научной литературой.

6. Правила оформления докладов и научных работ.

Литература

1. Источниковедение истории Древнего Востока. - М.,1984. - С.4-19.

2. Эхо Ю. Как написать курсовую, дипломную работу и диссертацию. - М.,1996.

3. Бурдин К.С., Веселов В.П. Как оформить научную работу. - М.,1973.

4. Курсков Ю.В. Письменные работы студентов по истории. - Петрозаводск,1965.

5. Методические проблемы преподавания на первом курсе исторического факультета. Из опыта работы кафедры истории древнего мира МГУ. – М.,1975.

Методические указания:

Специфика занятия заключается в том, что оно – самое первое, поэтому его полностью ведет преподаватель. Студенты должны предварительно ознакомиться с предложенной литературой. На занятии идет ознакомление с различными видами источников по истории древнего мира. Особое значение имеют письменные источники. Студентам предлагается план характеристики источников, которого следует придерживаться при работе с источниками в течение всего года. Далее рассматриваются вопросы теоретической и практической подготовки письменных работ - докладов и оппонентских выступлений. Особое место уделяется современным требованиям к научной работе студента, правилам оформления курсовых и других научных работ. Также освещается методика работы с научной литературой как в учебно-научных целях, так и в практических целях - для написания докладов уже в I семестре учебного года. Дается общее представление о планировании работы, отборе литературы, отборе информации и необходимых фактов, объяснении исторических фактов в русле определенной методологии, общих и частных вопросах интерпретации источников.

Каждый студент должен иметь тетрадь для записи конспектов к семинарским занятиям и для записей на этих занятиях. Допускается вместо тетради иметь папку с листами ксерокопий, но скопированная литература должна быть проработана (карандашные пометки, подчеркивания, записи на полях или на отдельных листах в дополнение к скопированным страницам).

Студенты, имеющие персональный компьютер, могут сканировать нужную литературу и работать с электронным вариантом текста, принося на семинар распечатки.

Тема 2 СТАРОВАВИЛОНСКОЕ ОБЩЕСТВО

ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ (практикум)

1. Характеристика источников.

2. Сельское хозяйство Вавилонии в период издания законов:

- основные земледельческие культуры;

- агротехнические приемы и сельскохозяйственный инвентарь;

- категории непосредственных производителей и их положение;

- структура землевладения и землепользования;

- характер скотоводства.

3. Ремесло:

- категории ремесленников;

- орудия труда и материал;

- характер ремесла.

4. Торговля и ростовщичество:

- категории купцов;

- основная товарная продукция Вавилонии;

- товары импорта;

- характер торговли.

Литература

1. Источниковедение истории Древнего Востока. - М., 1984.

2. Хрестоматия по истории Древнего Востока. - Т.1. - М.,1980.

3. Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. - М.,1971.

4. Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. - М.,1959.

5. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. - М.,1991.

Методические указания:

Данное занятие - первое, посвященное полностью работе с источником (в русском переводе). Кодекс (сборник законов) царя Хаммурапи - уникальный источник для Старовавилонского периода. Цель занятия - уяснить особенности древневавилонской экономики, раскрыть характер общественных отношений и определить социальную сущность законов.

Особое внимание следует обратить на формы землепользования и землевладения. Отдельные категории земель могли продаваться, что свидетельствует о формировании частной собственности на землю. При этом по традиции верховным собственником земли продолжало считаться государство. При рассмотрении категории непосредственных производителей в земледелии и скотоводстве следует обратить внимание на то, что это были, прежде всего, свободные общинники. Выяснить соотношение земледелия и скотоводства в сельском хозяйстве.

Отметить, насколько прослеживается в законах выделение ремесла. Почему функции денег в некоторых случаях выполнял скот? Какой переворот в мировоззрении происходит в связи с развитием торговли и появлением металлических денег? Определить, насколько можно судить о вмешательстве государства в сферу экономики.

Тема 3 СТАРОВАВИЛОНСКОЕ ОБЩЕСТВО

ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ (продолжение)

1. Вавилонская община и ее социальная роль.

2. Социальные категории свободного населения.

3. Рабство в Вавилонии.

4. Семейные отношения.

5. Судопроизводство и уголовное право.

Литература: та же

Методические указания:

Студентам необходимо обратить внимание на существование различных категорий среди свободного населения. Отметить, что в целом оно разделяется на две большие социальные группы: низших и высших по положению. Определить категории населения, изученные на предыдущем занятии, и их положение. Выяснить источники рабства, права и обязанности рабов, их роль в общественном производстве. Сделать вывод о характере рабства в Вавилонии эпохи Хаммурапи. Выяснить, с чем связано ограничение долговой кабалы трехлетним сроком, чем объясняется стремление государства к увеличению численности свободного населения (ст. 171, 172, 175), а также, почему государство стремится сохранить общину (ст. 49, 136). Найдите пережитки обычного права в судопроизводстве Вавилонии и примеры, характеризующие его сословный характер. Ответьте на вопрос: насколько содержание статей законов соответствовало истинному положению дел в государстве.

Тема 4 РЕЛИГИОЗНАЯ РЕФОРМА ЭХНАТОНА

1. Характеристика источников.

2. Основные черты древнеегипетской религии до реформы.

3. Реформа культа, предпринятая фараоном Аменхотепом IV (Эхнатоном). Первая попытка монотеизма.

4. Отношение к реформе различных социальных слоев.

5. Социально-политические и военно-стратегические последствия реформы Эхнатона. Значение реформы в истории религии и мировой культуры.

Литература

  1. Хрестоматия по истории Древнего Востока. - Т.1. - М.,1980.
  2. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. - М.,1976.
  3. Павлова О.И. Амон Фиванский. Ранняя история культа (V-XVII династии). - М.,1983.
  4. Перепелкин А.И. Переворот Аменхотпа IV. - М.,1967.
  5. Перепелкин А.И. Кейе и Семнех-кэ-рэ. - М.,1979.
  6. Жак К. Нефертити и Эхнатон. – М.,1999.

Методические указания:

Цель данного занятия - выяснение специфики египетской религии и ее роли в повседневной жизни древнеегипетского общества. На фоне событий в Египте времен Нового царства необходимо установить предпосылки и причины религиозной реформы, предпринятой Эхнатоном. Помимо духовной сферы, нужно рассмотреть последствия реформы в социально-политической, экономической и военной областях. Установить, в чем проявлялся монотеизм в культе Атона, и каковы были последствия первого в истории проявления монотеизма.

Наши рекомендации