Первая религиозная реформа

Развитие экономики, рост, укрепление гос-ва è

нужно изменение идеологии!

Владимир попытался создать единый пантеон богов (980 г.).

Собрал у княжеского двора статуи Перуна, Даждьбога, Хороса, Симарагла, Стрибога, Мокоши и устроил общее жертвоприношение.

Попытка объединить божества, которым подчинялись в разных частях страны.

Культ Перуна как главного бога насаждался жестокими мерами.

НО попытка введения единой языческой религии потерпела крах, т.к. многие продолжали верить в старых богов, отвергая насилие власти.

Принятие христианства. 988 г.

988 г. – вторая религиозная реформа.

Новая государственная религия – христианство.

«Выбор веры» - плод фантазии позднейших книжников, однако даже ПВЛ упоминала о самом факте сомнений (Почему В1 выбрал православие? Иудаизм – в Хазарии – «нет своей земли у иудеев», мусульманство (ислам) – Волжская Булгария – «мяс свиных не ести», православие – Византия – самое могущ. гос-во: о западном варианте христианства, католичестве известно, но влияние Византии было сильнее влияния Рима, а антагонизма между этими двумя «ветвями» не было)

Андрей Первозванный («ПВЛ»): поднялся до Среднего Днепра à установил на киевских холмах крест (будет «матерью городов русских» à Новгород (русские бани!!!) à Балтика à Европа à Рим

988 г., Корсунь (Херсонес) – ВI крестится сам, затем крестит бояр, потом – весь народ

Распространение христианства встречало сопротивление населения.

На окраинах оно установилось много похже, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства =

U укрепляло государственную власть и территориальную целостность

U Русь становилась равной другим христианским странам

U развитие культуры (влияние Византии, а через нее – античной культуры)

Владимир Красное Солнышко канонизирован, «равноапостольный».

Церковь

Церковь – особая феодально-религиозная организация.

Митрополичья кафедра, епископы, монастыри – крупнейшие феодальные собственники.

Налог «десятина» (на все население) (1/10 часть дохода)

Впоследствии размер налога изменялся.

Киево-Печерский монастырь – первая половина XI века.

В домонгольское время – 70 монастырей.

Церковный суд:

~ антирелигиозные преступления

~ нарушения нравственных и семейных норм

Ярослав Мудрый (1019-1054)

Наместники великого князя киевского – сыновья-посадники.

Территории правления посадников – волости.

Границы волостей изменялись в ходе присоединений и междоусобиц.

Двенадцать сыновей ВI управляют крупшейшими волостями на Руси.

После V ВI – Святополк Окаянный (1015-1019).

В междоусобице убиты любимцы ВI – Борис Ростовский и Глеб Муромский (причислены к лику святых).

Ярослав, княживший в Новгороде, выступает против Святополка и изгоняет «Святошку Окаянного» за границу России в Польшу.

При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества.

- удалось обезопасить русь от набегов печенегов

- укрепил позиции в Прибалтике (походы на чудь (1030); г.Юрьев (Тарту) на берегу Чудского озера)

- Киев – соперник Константинополя, один из наиболее развитых городов в Европе. Софийский собор, Златые ворота (1037)

- развитие культуры, образования и просвещения; переписка и перевод книг на русский язык, обучение грамоте

- 1051 г. – впервые назначен русский митрополит – Илларион

1035 г. – смерть Мстислава Тмутараканского, Ярослав – единовластный правитель Руси.

Князь назывался «царем», как в Византии. Источник: надгробие.

Русь достигла широкого международного признания.

- Ярослав женат на шведской принцессе

- Дочери замужем за французским, венгерским, норвежским королями

- Сестра вышла замуж за польского короля

- Внучка вышла замуж за германского императора

- Сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха (отсюда и прозвище сына Всеволода Владимира)

«Не в плохой земле они были владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли» (Митрополит Илларион)

Наши рекомендации