Связь рисунка шрифта и свойств бумаги
Металлические наборные шрифты эпох Ренессанса и барокко (антиква старого стиля и переходная антиква) создавались для печати на шершавой бумаге, доступной в то время. Новая антиква использовалась для печати на гладкой блестящей бумаге. Для сохранения целостного впечатления от издания следует учитывать это, используя шрифты для печати на подходящей им бумаге[4].
]Связь рисунков шрифтов с национальными языками
В своей известной работе «Типографика» швейцарский типограф и графический дизайнер Эмиль Рудер обращает внимание на то, что шрифты могут быть связаны с языком их создателей: «Шрифт Гарамон связан с французским языком, Кезлон — с английским, а Бодони — с итальянским. Любой из этих трех шрифтов, употреблённый в наборе на другом языке, может понести ощутимый эстетический урон. Например, Бодони, примененный в немецком наборе,— уже не тот шрифт; картина иностранного текста, пестрящего прописными буквами, ему противопоказана»[5].
Влияние каллиграфии на форму символов
Письмо пером (ширококонечным и острым) повлияло на форму букв наборных шрифтов.
При письме ширококонечным пером толщина линии зависит от направления движения пера: движется ли перо вверх, вниз или в сторону, что хорошо видно в буквах М и Н. Перо при письме держат под углом, поэтому буква О в старой антикве асимметрична.
При письме остроконечным пером, изобретенным в XVII веке, толщина штриха зависит уже от силы нажатия на перо, а не от направления его движения. Это, наряду с прогрессом в работе с металлом, повлияло на форму букв: они стали более контрастными и симметричными.
[
Брусковый шрифт Собирательное название шрифтов c мощными засечками прямоугольной формы без скруглений или с небольшим скруглением в местах присоединения к основным штрихам, имеют малый контраст между основными и соединительными штрихами или полное отсутствие контраста, крупное очко строчных знаков.
Первые подобные шрифты появились в Англии в начале XIX века. В соответствии с формой овалов и засечек, наличием или отсутствием контраста и степенью разноширинности брусковые шрифты делятся на подгруппы Египетских, Геометрических, Гуманистических брусковых шрифтов и брусковых шрифтов типа Кларендон. Кроме того, в эту группу также иногда относят брусковые шрифты с обратным контрастом (Итальянские).
Рубленый шрифт (гротеск, англ. sans serif, амер. gothic type) — шрифт без засечек.
Первый наборный шрифт этого класса был создан в 1816 году Он применялся для акциденции (привлечения внимания) в рекламе и заголовках. Основоположником современных типографских универсальных гротесков считается шрифт Акциденц Гротеск, разработанный в 1896 году неизвестным художником фирмы Berthold. В XX веке гротески применялись как для акциденции, так и для текстового набора. Среди рубленых шрифтов в XX веке наибольшее распространение получили шрифты - Франклин Готик (1905), Гельветика (1957), Универс (1957).
Маюскул, маюскульное письмо (от лат. majusculus — несколько больший) — алфавитное письмо, состоящее из прописных букв, то есть из букв, начертание которых мысленно укладывается в две горизонтальные линии. Маюскульным было древнее греческое и латинское эпиграфическое письмо. Рукописное латинское письмо сохраняло маюскульный характер до II в.
Маюскульные цифры
Маюскульные цифры — обычные цифры, равные по размеру заглавной букве. Например:
Кудрявцев А. И. Эволюция шрифтовой формы. Москва, 2007.
Королькова А. Живая типографика. — М., IndexMarket, 2007. (сайт книги: http://www.alivetypography.ru).
Феличи Д. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. — СПб.: БХВ-Петербург, 2008.
Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. — Д. Аронов, 2006.
Анатомия шрифта — статья на сайте «Популярная каллиграфия».
Классификация шрифтов в словаре студии «ПараТайп».
Антиквенный шрифт — статья на сайте Рекламной группы «MegaPro».
Развитие Антиквенного шрифта в Европе в 16-19 столетии — статья на сайте Рекламной группы «MegaPro».
↑ Рудер Э. Типографика — М., Книга, 1982. — С. 44, 45.
↑ Кирсанов Д. Веб-дизайн. — Символ-Плюс, 2006.
↑ Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. — С. 111.
[скрыть] п·о·р Понятия и термины типографики | |||||||
Страница | Пагинация· Разворот· Поля· Колонка· Принципы композиции страницы | ||||||
Абзац | Выключка· Интерлиньяж· Вгонка и выгонка· Висячая строка· Коридор | ||||||
Символ | Лигатура· Апрош· Кернинг· Маюскул· Минускул· Капитель· CamelCase· Буквица· Линии шрифта · Выносные элементы· Диакритические знаки·Минускульные цифры· Верхний индекс· Нижний индекс· Символьный шрифт· Глиф· «Болгарица» | ||||||
Классификация шрифтов |
Наши рекомендации
|