Прямое римское правление (6 - 66 н.э.)

С 6 года н.э. управление Иудеей потекло по новому руслу. Рим­ляне стали управлять ею напрямую и в каком-то смысле присо­единили к провинции Сирия. Римские наместники в этой облас­ти обычно не были чуткими к иудейской специфике, — Ироды хотя бы ее понимали! — что имело тяжелые последствия для ре­гиона и его жителей. Этот период римского владычества можно разделить на две части: в течение первой (6 - 41 н.э.) начальс­твовали чиновники с титулом префект; затем (44 - 66 н.э.) пра­вили прокураторы. Между этими двумя периодами был краткий промежуток, когда царем был Ирод Агриппа I (41 - 44 н.э.).

Префекты, начальствовавшие в 6 - 41 годах, в целом подчи­нялись римским легатам в провинции Сирия. Они, а впоследс­твии и прокураторы имели официальную резиденцию в Кесарии Приморской, которая превратилась в столицу Иудеи. Временами они наведывались и в Иерусалим: преимущественно следить за порядком, когда в святой город стекались большие толпы еврей­ских паломников (вот почему префект Понтий Пилат находился в Иерусалиме, когда арестовали и судили Иисуса).

Между 6 и 41 годом на должности префекта сменились шесть-семь человек. Самый известный из них — Понтий Пилат (26 - 36 н.э.). Еврейский философ Филон Александрийский цитирует письмо царя Агриппы I, в котором тот описывает Пилата как жадного, жесткого и жестокого (О посольстве к Гаю, 38.302). Ис­точники приписывают ему целый ряд поступков, в которых он мало считается со взглядами иудеев. Например, однажды он повелел солдатам внести ночью в Иерусалим изображения им­ператора на древках знамен (нарушение второй заповеди Дека­лога!). Спустя несколько дней под давлением еврейской обще­ственности эти изображения были убраны (18.55-59). В другой раз он соорудил водопровод в Иерусалиме, взяв на это деньги из храмовой казны; когда же народ воспротивился, Пилат жестоко подавил волнения (18.60-62; см. Лк 13:1 о случае, когда Пилат «смешал» кровь некоторых галилеян с их жертвами). В конце

-[48]-

Глава 1. Время второго храма

концов Пилата уволили за чрезмерную жестокость в расправе с безобидной толпой на самаритянской территории (18.87, 89). Этот этап еврейской истории закончился со смертью безумно­го императора Калигулы (37 - 41 н.э.), который повелел воздвиг­нуть себе статую в Иерусалиме. В Палестину перевели большие группы войск, чтобы выполнить этот указ (18.62), хотя затею очень не одобрял Петроний, наместник Сирии, которому при­шлось бы усмирять неизбежный бунт. Петронию удалось при­остановить выполнение указа, а между тем по счастливому для него стечению обстоятельств императора убили (18.263-272).

Новый император Клавдий (41 - 54 н.э.), недолго думая, пос­тавил Агриппу, внука Ирода Великого, царем Иудеи, Самарии и областей, которые раньше принадлежали его деду (собственно, уже Калигула назначил его на эту должность: см. Иудейские древ­ности, 19.274-277). По-видимому, Агриппа был благочестивым че­ловеком, во всяком случае, на своей территории. Он даже читал на праздник Кущей соответствующий отрывок из Книги Второ­закония, как было предписано царям (Втор 17:18-20; см. также Деян 12:1-19). Впрочем, царствовал он недолго: умер в 44 году, вскоре после того, как группа льстецов объявила его божеством (Иудейские древности, 19.343-352; Деян 12:20-23).

После смерти Агриппы римляне решили не отдавать его земли его сыну Агриппе II, но вернуть их под прямое римское управление. С тех пор римские наместники в Иудее носили звание прокуратора. В целом эти прокураторы относились без достаточного уважения к религиозным чувствам иудеев. Забо­тились они преимущественно о поддержании порядка. Иосиф Флавий дает информацию обо всех прокураторах, и некоторые из них упомянуты в Деяниях Апостолов. Одним из первых на этой должности был Тиберий Юлий Александр (ок. 46 - 48), племянник еврейского философа Филона Александрийского: он отверг религию предков и дослужился до крупных постов в римском мире. Именно при нем случился знаменитый голод, упомянутый в Деян 11:28-30.

[49]-

Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ

В правление прокураторов часто возникали волнения, сурово подавлявшиеся римлянами. Например, в прокураторство Фелик­са (52 - ок. 60) такие смуты почти не прекращались, и источники ругают его за жесткость в решении этих проблем. При Феликсе активизировались зелоты: Иосиф Флавий сообщает, что они соглашались с фарисеями, но отказывались признавать царем кого-либо, кроме Бога. Существовала и более радикально настро­енная группировка под названием сикарии, то есть «кинжаль­щики»: они носили под одеждой кинжалы (лат. sicae), которыми убивали (20.185-187). Согласно Флавию, эти «разбойники» убили первосвященника Ионафана, не перенеся его чересчур умерен­ных взглядов (20.161-163). И это не единственные религиозные течения, которые были сильно заинтересованы в окончании римского владычества и угнетения (см. 20.167-172). Прокуратор Феликс рассматривал и дело апостола Павла (Деян 23-24), а в 60 году Феликса отозвали обратно в Рим. Проблемы продолжа­лись при его преемнике Порции Фесте (Деян 24:27), чей срок пребывания в должности закончился в 62 году н.э.

Следующего прокуратора, Альбина, описывают как жадного тирана и взяточника (20.197-215). Последний из прокураторов, Гессий Флор (64 - 66), по словам Флавия, был хуже всех: насто­ящий бандит, грабивший целые города (20.252-258). В конце его правления после долгого периода волнений, трений и конфлик­тов, провокаций с обеих сторон вспыхнуло еврейское восстание против Рима. Это была весна 66 года н.э.

Наши рекомендации