Прямое римское правление (6 - 66 н.э.)
С 6 года н.э. управление Иудеей потекло по новому руслу. Римляне стали управлять ею напрямую и в каком-то смысле присоединили к провинции Сирия. Римские наместники в этой области обычно не были чуткими к иудейской специфике, — Ироды хотя бы ее понимали! — что имело тяжелые последствия для региона и его жителей. Этот период римского владычества можно разделить на две части: в течение первой (6 - 41 н.э.) начальствовали чиновники с титулом префект; затем (44 - 66 н.э.) правили прокураторы. Между этими двумя периодами был краткий промежуток, когда царем был Ирод Агриппа I (41 - 44 н.э.).
Префекты, начальствовавшие в 6 - 41 годах, в целом подчинялись римским легатам в провинции Сирия. Они, а впоследствии и прокураторы имели официальную резиденцию в Кесарии Приморской, которая превратилась в столицу Иудеи. Временами они наведывались и в Иерусалим: преимущественно следить за порядком, когда в святой город стекались большие толпы еврейских паломников (вот почему префект Понтий Пилат находился в Иерусалиме, когда арестовали и судили Иисуса).
Между 6 и 41 годом на должности префекта сменились шесть-семь человек. Самый известный из них — Понтий Пилат (26 - 36 н.э.). Еврейский философ Филон Александрийский цитирует письмо царя Агриппы I, в котором тот описывает Пилата как жадного, жесткого и жестокого (О посольстве к Гаю, 38.302). Источники приписывают ему целый ряд поступков, в которых он мало считается со взглядами иудеев. Например, однажды он повелел солдатам внести ночью в Иерусалим изображения императора на древках знамен (нарушение второй заповеди Декалога!). Спустя несколько дней под давлением еврейской общественности эти изображения были убраны (18.55-59). В другой раз он соорудил водопровод в Иерусалиме, взяв на это деньги из храмовой казны; когда же народ воспротивился, Пилат жестоко подавил волнения (18.60-62; см. Лк 13:1 о случае, когда Пилат «смешал» кровь некоторых галилеян с их жертвами). В конце
-[48]-
Глава 1. Время второго храма
концов Пилата уволили за чрезмерную жестокость в расправе с безобидной толпой на самаритянской территории (18.87, 89). Этот этап еврейской истории закончился со смертью безумного императора Калигулы (37 - 41 н.э.), который повелел воздвигнуть себе статую в Иерусалиме. В Палестину перевели большие группы войск, чтобы выполнить этот указ (18.62), хотя затею очень не одобрял Петроний, наместник Сирии, которому пришлось бы усмирять неизбежный бунт. Петронию удалось приостановить выполнение указа, а между тем по счастливому для него стечению обстоятельств императора убили (18.263-272).
Новый император Клавдий (41 - 54 н.э.), недолго думая, поставил Агриппу, внука Ирода Великого, царем Иудеи, Самарии и областей, которые раньше принадлежали его деду (собственно, уже Калигула назначил его на эту должность: см. Иудейские древности, 19.274-277). По-видимому, Агриппа был благочестивым человеком, во всяком случае, на своей территории. Он даже читал на праздник Кущей соответствующий отрывок из Книги Второзакония, как было предписано царям (Втор 17:18-20; см. также Деян 12:1-19). Впрочем, царствовал он недолго: умер в 44 году, вскоре после того, как группа льстецов объявила его божеством (Иудейские древности, 19.343-352; Деян 12:20-23).
После смерти Агриппы римляне решили не отдавать его земли его сыну Агриппе II, но вернуть их под прямое римское управление. С тех пор римские наместники в Иудее носили звание прокуратора. В целом эти прокураторы относились без достаточного уважения к религиозным чувствам иудеев. Заботились они преимущественно о поддержании порядка. Иосиф Флавий дает информацию обо всех прокураторах, и некоторые из них упомянуты в Деяниях Апостолов. Одним из первых на этой должности был Тиберий Юлий Александр (ок. 46 - 48), племянник еврейского философа Филона Александрийского: он отверг религию предков и дослужился до крупных постов в римском мире. Именно при нем случился знаменитый голод, упомянутый в Деян 11:28-30.
[49]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
В правление прокураторов часто возникали волнения, сурово подавлявшиеся римлянами. Например, в прокураторство Феликса (52 - ок. 60) такие смуты почти не прекращались, и источники ругают его за жесткость в решении этих проблем. При Феликсе активизировались зелоты: Иосиф Флавий сообщает, что они соглашались с фарисеями, но отказывались признавать царем кого-либо, кроме Бога. Существовала и более радикально настроенная группировка под названием сикарии, то есть «кинжальщики»: они носили под одеждой кинжалы (лат. sicae), которыми убивали (20.185-187). Согласно Флавию, эти «разбойники» убили первосвященника Ионафана, не перенеся его чересчур умеренных взглядов (20.161-163). И это не единственные религиозные течения, которые были сильно заинтересованы в окончании римского владычества и угнетения (см. 20.167-172). Прокуратор Феликс рассматривал и дело апостола Павла (Деян 23-24), а в 60 году Феликса отозвали обратно в Рим. Проблемы продолжались при его преемнике Порции Фесте (Деян 24:27), чей срок пребывания в должности закончился в 62 году н.э.
Следующего прокуратора, Альбина, описывают как жадного тирана и взяточника (20.197-215). Последний из прокураторов, Гессий Флор (64 - 66), по словам Флавия, был хуже всех: настоящий бандит, грабивший целые города (20.252-258). В конце его правления после долгого периода волнений, трений и конфликтов, провокаций с обеих сторон вспыхнуло еврейское восстание против Рима. Это была весна 66 года н.э.