Органика и диалектика процесса эволюции лада
История лада обнаруживает, таким образом, поразительно сильные изменения и контрасты конкретных ладовых структур. Трудно представить себе, что одна и та же категория музыкального мышления упорядочивает и «слаживает» звукоотношения в знаменном «Господи воззвах» и в сцене боя часов из прокофьевской «Золушки». Трудно также понять путь от лаконичного монодического напева к современной сонорно окрашенной гармонии как единое и закономерное движение, органический рост. Органичность процесса ладовой эволюции состоит в сохранении и развитии одних и тех же первичных категорий лада, возникновении на их основе других категорий и развитии их в качестве относительно самостоятельных, в подчинении всего процесса эволюции одним и тем же общим принципам. Главнейшие из них — рост (количественное увеличение ладовой «ткани», например разрастание звукового объема от тетрахорда до гексахорда), усложнение форм согласования (вплоть до критической точки, где ладовой структуре грозит распадение, чем вызывается необходимость новых форм связи), переход количественных изменений в качественные (внедрение необходимых новых форм связи, перспективных для начала процесса роста уже на новом уровне, в новом качестве структуры), единонаправленность всей эволюции (охватываемой единой линией подъема, обогащения, возвышения ладовых форм). Так, принцип опевания качественно определенного, постоянно возобновляемого тона, распространяясь на другие тоны системы (согласно закону роста), вызывает необходимость появления новых форм согласования — отсюда обособление прилегающих тонов и выделение в качестве второго устоя мелодически ближайших консонансов; в образующемся более высоком типе лада качественно определенными и периодически возобновляемыми оказываются уже все тоны (прежнее качество), однако самостоятельность большинства из них ограничивается главенством одного тона, либо двух-трех (новое качество).
Другой пример: вызревающее в рамках модальности усиление кварты (мелодически ближайшего консонанса) или квинты как однофункциональных тонов ладового костяка позволяет превратить эти горизонтальные созвучия (старое качество) в вертикальные (новое качество); исторически это, по-видимому, соответствует эпохе средневековья. Понятие консонанса (а консонантное отношение ложится в основу формирующихся многоголосных ладов) распространяется далее на следующие по сложности интервалы — терции (рост); отсюда реорганизация всей системы лада (усложнение форм согласования). В XX в. делается новый шаг в том же направлении: в круг эстетически оптимальных вводится следующая группа интервалов — септимы, секунды и тритон (рост); с этим связаны и использование новых звуковых средств (сонорно трактованные созвучия, серийно-двенадцатитоновый материал), и соответствующие изменения форм согласования звуковых элементов друг с другом.
Диалектика эволюции лада состоит в том, что генетически последующий, более высокий тип ладовой организации в конечном счете есть не что иное, как предшествующий, развитый в новых условиях. Так, модальность — как бы «опевание» высшего порядка: опорный тон-устой украшается ходом через другие тоны, которые, в свою очередь, могут трактоваться как местные устои; в гармонической тональности сходную роль (модель «устой-неустой») выполняют несколько систем — на разных уровнях ладовой структуры: опорный аккордовый тон и прилегающие (вспомогательные) звуки, тоника и нетонические аккорды, местная главная тональность и отклонения, общая главная тональность и подчиненные тональности. Притом все более развитые и высокие ладовые формы продолжают оставаться структурными модификациями единой мелодической по своей природе первоформы — интонации. Так, центральным элементом венско-классического до мажора является аккорд c-e-g; тем не менее составляющие его звукоотношения (с-е, e-g, g-c) мыслятся и как мелодические: развертываемые скачками (например, c-e-g) или в секундовом движении (g1-f1-e1-d1-c1-d1-c1); в зародыше музыкальной идеи правилом является именно горизонтальная, мелодическая
форма, а не аккорд C-dur.
С этим связаны диалектические метаморфозы основных категорий лада. В качестве примера приведем схему диалектического развития категории устоя (с учетом всего многообразия исторически складывавшихся форм ладового мышления):
основной звук -> основной интервал -> основной консонирующий аккорд -> основной диссонирующий аккорд -> | |
серия финалис -> тоника -> центральный тон или центральное созвучие | |
тон (= лад) -> тональность -> определенная интонационная сфера | |
главная тональность -> главная интонационная сфера |
(Под «интонационной сферой» подразумевается здесь то, что в некоторых видах музыки XX в. соответствует классической категории тональности как группы ладовых элементов, сплоченных подчинением единому центру. Например, в «Золушке» С. Прокофьева, № 38 «Полночь», ц. 278-279, эпизод боя часов выстроен в единой неменяющейся определенной интонационной сфере, как бы в одной «сонорной тональности»; выполняя точно ту же композиционную функцию, что и определенная тональность, такая сфера не может просто называться «тональностью», разве только в каком-нибудь аспекте «новой тональности» XX в. Возможное обобщающее наименование — создаваемый композитором искусственный лад — модус.)
Отсюда же и диалектика самого понятия «лад», вбирающего в себя и содержащего в себе как различные смысловые слои всю историю своего многовекового становления-развертывания:
1. Взаимодействие устойчивости и неустойчивости (от стадии «опевания тона»; отсюда традиция представлять лад главным звуком, например: «IV церковный тон», то есть тон Mi).
2. Наличие мелодико-звукорядной системы качественно дифференцированных отношений тонов (от стадии модальности; отсюда традиция представлять лад прежде всего в виде звукорядной таблицы, различать два лада при одном главном звуке, то есть собственно-лад — например, «мажор» — и тональность — например, «до»).
3. Отнесение к категории лада также и систем гармонико-аккордового типа, не обязательно обладающих определенностью звукоряда и однозначностью основного тона (например, в поздних сочинениях Скрябина; по образцу гармонической тональности).
Диалектически эволюционируют и представляющие лад категории и звуковые формулы: тон-устой (в окружении мелизматической ткани) —> мелодия-модель (ном, paгa, макам, патет и т. п.; русская гласовая попевка) -> структура финалис — реперкусса (грегорианский хорал) -> консонирующее трезвучие в окружении тяготеющих к нему тонов гаммы. (В качестве явного аналога может рассматриваться и современная «мелодия-модель» — додекафонная серия и другие звукоформулы и модусы музыки XX в.).