Диалектика процесса познания

Предметом теории познания как философской дисциплины являются: природа познания как целого, его возможности и границы, отношения знания и ре­альности, знания и веры, субъекта и объекта позна­ния, истина и ее критерии, форма и уровни познания, соотношение различных форм знания.

Теория познания - не изолированная научная дис­циплина. Она тесно связана с такими философскими науками, как онтология - учение о бытии как таковом, диалектика - учение о всеобщих закона бытия и по­знания, а также с логикой в ее различных модифика­циях и методологиях.

Поскольку субъектом познания является человек как общественное существо, то теория познания ши­роко использует данные фил. антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке.

Познавательная деятельность имеет свои источ­ники и движущие силы, механизм, направленность, социальную и иную обусловленность, взаимодейст­вие объекта и субъекта. Изучение данных процессов составило диалектику процесса познания.

Д/алектика процесса познания по отношению к взаимодействию объекта и субъекта идет от чувст­венного отражения действительности к логическому отражению и от него к практике. Чувственное отраже­ние - слух, вкус, и т.д. Основные его формы: ощуще­ние, восприятие, представление.

Логическое отражение - способ познания действи­тельности при помощи абстрактного мышления. Ос­новные формы: понятие, суждение, умозаключение.

Практика - это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразова­нию материальных систем. На практике осуществля­ется проверка результатов познания, теоретических обобщений и выводов, а также полученных новых фактических данных, переход к ноаому циклу познания.

Диалектика процесса познания по отношению к объекту уточняет, как идет движение мысли вглубь объекта, к его открытым свойствам и отношениям. Мысль человека бесконечно углубляется от позна­ния формы - к познанию содержания, от случайного -к необходимому, от явления - к сущности, от сущно­сти первого порядка - к сущности второго порядка и т.д., бесконечно, к самой глубокой сущности - закону. Каждая из постигнутых сущностей выступает основой для познания сущности других предметов и явлений. Сущность выражает самые глубокие, внутренние, наиболее устойчивые и закономерные стороны бы­тия, она определяет основные черты, главное содер­жание и тенденции развития предмета. Явление ха­рактеризует внешнее, непосредственное обнаруже­ние сущностей, способ ее проявления.

Явление дается человеку в ощущениях, воспри­ятиях и представлениях. Любой новый предмет пред­стает перед нами как совокупность явлений - внеш­них признаков (цвет, запах и т.д.). Сущность постига­ется посредством абстрактного мышления с исполь­зованием логических форм и методов. Углубление в сущность, движение к абсолютной истине не может завершиться окончательно, поскольку неисчерпаем любой объект познания, познавательные способности человека ограничены характеристиками его чувство­вания и интеллекта.

Диалектика процесса познания по отношению к субъекту раскрывает смену форм познания. Соотно­шение конкретного и абстрактного развития знаний: познание от конкретного в действительности и ее чувственных образов идет к абстрактным понятиям и определениям и далее - от отдельных абстракций через их синтез восходит к конкретному в мысли. К теории, а затем снова - к практике. Это означает, что для более глубокого проникновения в объект необхо­димо временно уходить от него в область абстракт­ных образов.

Таким образом, познание является сложным диа­лектическим процессом, осуществляемым в чувст­венных и логических формах на основе практики. Це­лью познания является обоснование истины. Позна­ние осуществляется не только в формах чувственно­го и абстрактно - логических этапов, но также в фор­мах иррационального постижения.

Наши рекомендации