Вопрос 3. Языкознание в Др. Греции и Др. Риме
Вопрос 1. Языкознание в Др. Индии.
Изучение языка в Древней Индии было вызвано необходимостью воспроизведения древнеиндийских религиозных гимнов - Ведов (возникли за 1500 лет до НЭ). Веды были написаны на санскрите. Санскрит – это классический язык древнеиндийской письменности, который уже к V веку до НЭ перестал употребляться как средство общения, т.е. стал мертвым языком. Стремление к точности воспроизведения священных гимнов и вызвало интерес к языкознанию у древних индийцев.
Памятники индийской литературы называют ведангами. Одна из таких книг содержит материалы по стихосложению, другая – по лексике, третья – по фонетике, четвертая – грамматике («Вьякарана» - одна из шести веданг, основной темой которой является санскритская грамматическая традиция). Еще за 1 тыс.лет до НЭ у древних индийцев появились словари, содержащие списки непонятных в Ведах слов.
Самый известный языковед Др.Индии – Панини (IV век до НЭ). Он составил грамматику классического санскрита – «Восьмикнижие». Она состояла из 4 тысяч кратких стихотворных правил, или сутр, которые заучивались наизусть. Кроме того, в ней был дан тонкий анализ фонетики, морфологии и грамматики санскрита.
Самого высокого уровня у др.индийцев достигла фонетика – они были убеждены, что только тогда Веды выполняют свою магическую функцию, когда достигается их фонетически безукоризненное воспроизведение. Др.инд.ученые создали классификацию звуков, разделив их на гласные и согласные, отметили долготу и краткость звуков, слияние звуков и т.д. большое значение придавалось чередованию звуков (оно могло менять значение слова).
Морфологию др.инд.ученые рассматривали как учение о классификации, образовании, изменении слов. Это учение легло в основу современных лингвистических учений. Они выделяли четыре части речи: имя, глагол, предлог, частицы. При анализе слова они брали разные формы одного и того же слова и подвергали сравнению; выделяли корень, аффиксы. Они обратили внимание на следующие явления: внутр.флексия, нулевая морфема, образование сложных слов. У имен они выделяли 7 падежей (которые не имели современных названий, а просто нумеровались).
Вывод: языковедческие труды древних индийцев оказали большое влияние на становление европейской лингвистической науки и явились стимулом для возникновения сравнительно-лингвистического учения.
Вопрос 3. Языкознание в Др. Греции и Др. Риме.
Фил. школа складывается в Древней Греции к концу 4 в. до н.э. Проблемы языка рассматривались в первую очередь в философском аспекте. Одной из самых основных проблем, которая занимала античных ученых и разделила их на два лагеря, была проблема отношений между словами, вещами и их именами. В этом споре – присваиваются ли слова вещам в соответствии с их природой или устанавливаются произвольно – принимали участие Гераклит, Демокрит, Протагор, Эпикур и др.
Огромное влияние на последующую разработку филологических проблем оказал Аристотель. В своих книгах – «Поэтика» и «Риторика» – он рассматривает человеческую речь и выделяет в ней такие части, как элемент (звук), слог, союз, имя, глагол, член (не имеющий самостоятельного значения звук, показывающий начало, конец предложения), падеж, предложение. Аристотель выделяет 3 основных части речи – имя, глагол и союз.
В работах других ученых, связанных с философской школой стоиков, уже устанавливается 5 частей речи: глагол, союз, член (артикль), имя собственное и имя нарицательное, уточняется понятие падежа. В этот период зарождается одна из первых лингвистических дисциплин – этимология, первоначально наука об истинном значении слова.
Расцвет классической традиции связан с Александрией, где основывается Александрийская библиотека – Мусейон В соответствии с классификацией Аристарха выделяется 8 частей речи: имя, глагол, причастие, член, местоимение, предлог, наречие и союз.
Если Аристотель еще не выделял грамматику как особую науку, то римский ученый Марк Теренций Варрон (116-27) в своих лингвистических работах опирался на богатую грамматическую традицию. Факты современного языка римский грамматист стремился объяснить в связи с тем, как они возникли в языке. Отправным пунктом такого рода объяснений при этом он делал внеязыковое содержание, от которого он продвигался к языковым формам его выражения. В отличие от своих предшественников Варрон исследовал проблему происхождения языка не только на уровне словообразования, но также и на уровне формообразования (словоизменения). Иначе говоря, он стремился показать не только процесс создания новых слов, но и процесс образования новых словоформ.
У Варрона мы находим первую попытку структурно-ономасиологической классификации слов по частям речи. Он делил все слова на четыре класса – имена (их объединяет наличие падежа), глаголы (их объединяет наличие времени), причастия (их объединяет наличие падежа и времени) и прочие слова, у которых нет ни падежа, ни времени. На первый взгляд кажется, что перед нами обычная классификация частей речи, которая предполагает в качестве исходных некоторые логические категории, позволяющие объединять в один класс разные части речи. Более удачными были попытки римского ученого применить ономасиологический подход к изучению частных морфологических категорий. Так, сопоставляя категории пола и рода, он обращал внимание, что в латинском языке нет строгой регулярности в средствах выражения пола.
В античности был популярен спор между представителями двух полярных направлений – аналогистами и аномалистами. Первые считали, что в языке господствует упорядоченность, признаком которой является аналогия, то есть сходство между однотипными языковыми формами. Аномалисты, напротив, считали, что в языке больше различий, исключений из правил, ошибок. К аналогистам принадлежали представители александрийской филологической школы, Марк Теренций Варрон, Эий Донат, к аномалистам – филологи, жившие в г. Пергаме.