Городище замэчек. мемориальный знак-крест
На Замэчке стоит каменный крест, поставленный в наши дни по случаю 1000-летия христианства в Беларуси (1992 г.). Мемориальный знак выполнен в виде креста на круглом постаменте. 992 год ознаменовался созданием первой в Беларуси епархии - Полоцкой.
«Замэчек» по-белорусски означает «малый замок». Это место, где сотни веков назад находилось городище. Оно располагается на юго-западной окраине города, в заболоченной пойме реки Черницы, притока Свислочи. Холм с городищем поднимается над поймой реки на 24 м, хотя зрительно это не ощущается. Оборону городища облегчали естественные препятствия. Склон, обращенный к реке (восточный), довольно крут. Не отлоги и соседние склоны (северо-восточный и юго-восточный). Далее (с севера) холм отделен от соседней возвышенности болотистой ложбиной, которая (с запада) переходит в болото. На подступах к городищу нет естественных препятствий лишь с одной стороны (юго-западной).
Городище почти круглое по форме - с диаметром 70-74 метра. По площади сравнительно небольшое - полгектара. Площадка городища обнесена кольцевым валом и теперь почти незаметным рвом. Ширина вала у основания 13 метров, высота около 3-х метров. Вокруг вала едва заметны следы рва, но ранее он был шириной и глубиной 3,5 метра. Таким образом, общая высота препятствия - от рва до гребня вала - составляет 6,5 метров.
Защитные свойства земляных укреплений усиливал наклонный частокол из бревен. Бревна углублялись в насыпь почти на 2 метра. Не исключено, что на валу городища была деревянная оборонительная стена. На это указывает широкая - до 4-х метров - горизонтальная полоса по всей ширине вала. В валу устроен проезд (с северо-востока). Укрепления были возведены в последнем десятилетии X в. Въезд с противоположной стороны (юго-западной) появился лишь в XIX веке. На территории крепости стояли срубы наземных построек. Центральная часть и участок около проезда были не застроены.
Попробуем включить воображение и представить древние деревянные укрепления крепости, возведенные вокруг этой ровной площадки, и частокол из кольев, и ров, и жилые постройки да и всю суетливую и нелегкую жизнь далеких предков.
Раскопки позволяют утверждать, что среди населения были воины-профессионалы. Это дает основание считать его городом-крепостью. В пользу этого свидетельствуют небольшие размеры городища и то, как и где его строили. Об этом говорит и слабый культурный слой. Судя по всему, крепость не захватывалась неприятелем.
Значение слова «город» в ту эпоху, отличалось от современного. Оно означало укрепленное поселение, в том числе и крепости, а также сами укрепления. Отсутствие в самом Заславле иных укреплений конца X в. позволяет отождествить Замэчек с Изяславлем, основанном, согласно преданию, князем Владимиром для Рогнеды и Изяслава. Лаврентьевская летопись свидетельствует: «Володимир же устроил город и да има и нарече имя тому городу Изяслав».
О драматических событиях с полоцкой княжной Рогнедой столетиями вспоминали на Руси летописцы и былинщики. О чем скупо и в то же время красочно повествуют древние письмена, о чем сложены многочисленные поэтические и прозаические произведения, поставлены театральные спектакли и экранизации... Но и сегодня стоит только ступить на землю Замэчка, как вновь оказываешься в сладком плену литературных и исторических ассоциаций, и перед глазами оживают события той далекой поры, когда здесь была поселена со своим сыном Изяславом гордая Рогнеда-Горислава... Замэчек стал для них и сопровождавшей их охраны миниатюрной крепостью - всего-то полгектара.
В 988 г., после крещения, князь Изяслав занял полоцкий претол. Возможно, вместе с ним переехала в Полоцк и Рогнеда. Впрочем, этой версии придерживаются далеко не все историки. Напротив, многие полагают, что Рогнеда так и осталась здесь, в Изяславле.
Согласно летописи, Рогнеда добровольно приняла монашеский постриг под именем Анастасии. А народное предание приписывает ей даже основание здесь монастыря, где она провела свои последние дни. В 1000 году умерла Рогнеда-Горислава-Анастасия, которая за свою короткую жизнь, чуть более 30 лет, прожила три жизни - полоцкой княжны, жены великого князя киевского и, наконец, монахини-черницы. Где ее могила?.. Может быть, здесь, на Замэчке, где молилась и думала?.. Ведь местные жители называют его «могилой Рогнеды». Остатков каких-либо культовых сооружений ученые и археологи пока на Замэчке не нашли. Жители Заславля до начала XX века на всякий случай обходили стороной древнее городище, которое считали могилой Рогнеды, ничего рядом не строили и здесь не селились.
На следующий год после смерти Рогнеды умер и ее сын Изяслав. Он возобновил род полоцких князей, став основателем династии Рогволодовичей -по линии его деда Рогволода. Вражда наследников Полоцка и Киева длилась еще не одно столетие. С именем князей из этой династии связано становление самостоятельности Полоцкой земли - предтечи белорусской государственности.
Изяслав войдет в историю как Изяслав-Книжник. Своей религиозной политикой он, как и мать, способствовал распространению христианства. Памятный знак-крест у городища, установленный в год празднования 1000-летия христианства в Беларуси, здесь не только потому, что монастырь, основанный Рогнедой, считается первым в восточно-славянских землях, а еще и потому, что стал первым центром распространения христианства в Полоцкой земле.
Во славу Рогнеды и Изяслава создано много произведений литературы и искусства, много легенд и преданий сложено о них в народе. [В 1865 г. в Петербурге была поставлена опера А. И. Серова «Рогнеда». Ей посвятили полотна художники А. П. Лосенко и С. И. Грибков.] Они вознесены в благодарной памяти потомков на высокий пъедестал. Памятник в их честь, полный исторической символики, установлен в Заславле (1993 г., скульптор А. Артимович, архитектор И. Морозов). К сожалению, он находится далеко от исторической части города.
Шло время, менялся облик Изяславля, вступившего в XI столетие. А неподалеку от Замэчка начал разрастаться поселок на берегах рек Свислочи и Черницы - нынешний Заславль.
[группа садится в автобус, возвращается на объездную дорогу и въезжает в Заславль по ул. Великая]
Изяславль, основанный Владимиром, не был построен на пустынном месте. Ведь его гарнизон вряд ли мог обеспечить себя всем необходимым для жизни.
Неподалеку располагался поселок - менее чем в километре отсюда при впадении реки Черницы в Свислочь. Археологи считают, что поселок этот возник раньше крепости. Там находился административный пункт для управления округой и сбора княжеской дани, или «погост», как тогда называли. Общая площадь поселения не превышала одного-полутора гектаров. Какая-то часть населения, вероятно, вновь прибывшая сюда, пыталась обосноваться у стен крепости, место для строительства которой было выбрано с учетом выгоды обороны, но крутые склоны холма и удаленность от реки препятствовали возникновению здесь посада. Жители же прибрежного поселка чувствовали себя в безопасности вблизи этой крепости и это создало благоприятные условия для его развития. Среди обитателей крепости всегда находила сбыт продукция ремесленников поселка.
По сути в Изяславле XI в. было два территориально изолированных центра: торгово-ремесленного посада, расположенного на берегу Свислочи, и, удаленного от него, находящегося здесь в крепости, военно-административного центра. Это создавало определенные неудобства. К тому же во второй половине XI в. в 20 километрах вниз по течению Свислочи была построена более мощная военная крепость - Менск. По этой причине крепость, основанная Владимиром, была заброшена, а на территории посада был сооружен новый укрепленный центр.
С этого времени Изяславль прибрел характерную для того времени планировку - укрепленный детинец и примыкающий к нему пасад.
В XII веке, при наследниках легендарно знаменитого полоцкого князя Всеслава Брячиславича («Всеслав Чародей»), город стал центром удельного княжества, а затем на два столетия исчез со страниц летописей. Уже находясь в составе Великого княжества Литовского (ВКЛ), город стал принадлежать великокняжеской династии Гедиминовичей. Великий князь литовский Ольгерд и его родной брат Кейстут передали Изяславль во владение своему сводному брату Явнуту (1345), потомки которого именовались князьями Заславскими. И само название города претерпело изменения. В белорусско-литовских летописях и других письменных источниках он фигурирует уже как Ижеславль, Жеславль, Жаславль, Зеславли, Зеслав, Заслав... В современном белорусском языке утвердилось название Заслауе.
В 1967 году в Заславле, тогда городском поселке Минского района (город с 1985 г.), был создан историко-археологический заповедник. В 1986 году Постановлением Совмина БССР образован Историко-культурный заповедник «Заславль».
С некоторыми памятниками заповедника мы с вами познакомимся после выхода из автобуса на площади.
[автобус останавливается на площади, группа выходит из автобуса]
НА ПЛОЩАДИ
Во внешнем облике Заславля прослеживаются черты провинциального местечка. О древнем Заславле почти не сохранилось никаких документов. А как выглядел он в XVIII веке мы знаем по архивным материалам. В центре Заславля большая рыночная площадь. От нее радиусами расходилисъ четыре улицы: Замковая, Минская, Логойская (ныне Советская) и Виленская (теперь Белова). Чуть в стороне от площади была расположена Великая, по которой мы въехали в город. Название говорит о ее древности. В частности, улицы с аналогичным названием имелись в Полоцке, Новгороде, Витебске и других древних городах. Еще были две улицы без названия - на берегу Свислочи и у замкового рва.
В центре площади камень с мемориальной доской. На ней надпись: «Гэты камень установлены у жтут 1985 г. у сувяз1 з 1000-годдзем з часу заснавання Заслауя. У м знаходзщца пасланне жыхарам 2085 г.». (В нем проблемы сегодняшнего города и перспективы развития Заславльского заповедника.)
Рыночная площадь - средоточие городской жизни. Живописный ансамбль Рыночной площади сформировали монументальные культовые сооружения, замок бастионного типа. Замок находился к северу от Рынка - отсюда видна башня Спасо-Преображенской церкви на его территории. С противоположной стороны -на возвышенности стоял каменный костел Святой Девы Марии XVIII в. Вертикали их звонниц фиксируют две важные в историческом ландшафте города территории: замок - резиденция феодала и Рынок - центр торгово-ремесленного посада. Две важнейшие архитектурные доминанты Заславля соседствуют с сельским пейзажем.
Во второй половине XVIII - начала XX вв. в Заславле существовало несколько культовых сооружений: Спасо-Преображенская церковь (название бывшей деревянной церкви после ее сноса получил замковый храм), церкви Святого Николая и кладбищенская, храм доминиканского монастыря на территории замка.
Из сооружений гражданского зодчества наибольший интерес в местечке представлял дворец графов Пшездецких. Находился он за переездом на улице Дачной. Там, в сохранившемся флигеле, размещался Дом пионеров (ныне Дом народного творчества). Он был построен в XVIII в. по проекту известного в то время архитектора Карло Спампани (1750 - 1783), который работал в Беларуси и Литве. [Принимал участие в создании дворцово-парковых ансамблей в Щорсах (1770 - 1776), Несвиже (1778 - 1779); по его проекту построен дворцово-парковый ансамбль в Радзивилломонтах (Клецкий район), дворец в Заславле (1778 - 1782) и др.; в Вильне руководил строительством некоторых корпусов иезуитского коллегиума.]
На фоне деревянных домиков, в которых проживало рядовое население Заславля, культовые и дворцовые постройки были самыми значительными.
Эпохой подъема для Заславля можно назвать вторую половину XVIII столетия, когда город был приобретен подканцлером ВКЛ графом Антонием Пшездецким (1753), а затем перешел к его наследникам. Антоний Пшездецкий пытался оживить экономику Заславля: основал кирпичный и суконный заводы, действовали водяные мельницы на реках, добился королевского привилея, т.е. жалованной грамоты, на организацию четырех ярмарок в год (по четыре недели каждая) и воскресных торгов. Проходили они на рыночной площади.
Несмотря на усилия, предпринимаемые для подъема экономики города, Заславль, как и многие частновладельческие города, к концу XVIII в. окончательно пришел в упадок. Город за долги забрали кредиторы. На протяжении XIX в. сменилось несколько владельцев Заславля.
Частые междоусобные войны, смены владельцев, нанесли Заславлю большой ущерб. Многие исторические памятники были разрушены. Только
некоторые дошли до наших дней. С одним из них связано пребывание в городе известного белорусского просветителя Сымона Будного. С ним и его деятельностью мы коротко познакомимся у того места, которое связано с его пребыванием в Заславле.
[группу поставить в точке лучшей видимости костела]
УКОСТЕЛА
Костел Рождества Наисвятейшей Девы Марии - памятник архитектуры XVIII в. (1774). Первый культовый храм на этом месте был деревянным костелом. Основан в XV в. (1420) на средства князя Жигимонта Кейстутовича - им тогда принадлежал Заславль. В XVI в. этот приходский костел был отдан протестантам. В следующем веке храм был восстановлен как костел (1625), а полтора столетия спустя на его месте поднялась эта барочная святыня утонченного силуэта.
Здание стоит на пригорке, и к его входу, на террасу ведут широкие лестницы. Вытянутые вверх пропорции небольшого по объему храма придают ему стройность и хрупкость. Основной объем этого каменного храма в плане прямоугольный. [Проект костела выполнил в 1765 г. итальянский архитектор Паоло Антонио Фонтана, а наблюдал за его возведением известный архитектор Карло Спампани.]
После закрытия костела в XIX в. здание было отдано православному ведомству и частично перестроено: была возведена башня-звонница и большой купол над главным объемом. Декоративное оформление интерьера не сохранилось. Храм был освящен (1868) как церковь Рождества Богородицы. Во время последней войны (1944) был поврежден и с 1989 г. находится на реставрации. Сейчас храм возвращен католикам. Православной общине отдан храм на территории замка.
В то время, когда храм был протестантским, в Заславль по приглашению владельца города приехал Сымон Будный. В первой половине XVI в. Заславль стал принадлежать крупным магнатам Глебовичам, которые владели им после князей из рода Гедиминовичей (1539).
Представители этой фамилии часто занимали важные государственные посты. Управляли в разное время воеводствами (Смоленским, Витебским,
2/
Полоцким, Трокским, Виленским). Первый из заславских Глебовичей, Ян Юрьевич, был канцлером Великого княжества Литовского, т.е. занимал высший пост в государстве. Сын его, Ян Янович, основал в Заславле протестантскую общину, при которой были открыты школа и типография. В это же время в городе было налажено производство бумаги. В этот период Заславль стал одним из оплотов протестантов.
Протестантизм (от лат. protestantio - провозглашение, торжественное заявление) - новая разновидность христианства - возник в результате антикатолического движения - Реформации, У протестантизма было множество оттенков - лютеранство, кальвинизм [по имени Мартина Лютера (1483 - 1546) и Жана Кальвина (I509 - I564)] и др. В Беларусь Реформация проникла во второй половине XVI в. под видом кальвинизма. Протестанты осудили злоупотребления католической церкви, требовали следовать принципам первоначального христианства, т.е. отвергли учение о церкви как посредницы между Богом и людьми, проповедовали так называемую «внутреннюю веру в Христа». [Новая религия отрицала пышные обряды, богатые приношения в пользу церкви, отказывалась от культа Богородицы и всех святых, от поклонения иконам и мощам, от обета безбрачия для духовенства, требовала роспуска монашеских орденов...] Реформисты выступали за создание национальных церквей, не подчиненных папе Римскому, и богослужения на родном языке.
Это движение было поддержано как горожанами, так и дворянством и феодалами, хотя интересы их противоречили друг другу. Каждое из сословий находило в новом учении привлекательные для себя стороны. [Простой народ вместо Бога господ теперь чтил своего Бога, Бога угнетенных и обездоленных. Дворянство завидовало богатству монастырей и, примкнув к движению, захватило большую часть церковных владений. К тому же новая религия утверждала, что в мирских делах священники должны подчиняться светскому владыке. С другой стороны, феодалы и дворяне стремились новой религией выразить свою оппозицию католической Польше и православной Москве.]
Существующие религии - католическая и православная - каждая искала опору в Польше и Москве. Новая религия была чуждой и польской и московской.
Активными проповедниками новой религии были крупные магнаты, владельцы городов - Радзивиллы, Глебовичи... У Миколая Христофора Радзивилла Черного в Несвиже работал Сымон Будный и там же, в 1562 г. издал книгу на белорусском языке «Катехизис», т.е. Будный продолжил дело Франциска Скорины, содействовал открытию типографий в Несвиже, Лоске и был автором первых напечатанных там книг.
В память об издании в Несвиже первых на территории современной Беларуси книг на белорусском языке на здании типографии (она носит имя Будного) укреплена мемориальная доска. Время не сохранило нам ни одного его прижизненного изображения, если не считать карикатуры, выполненной иезуитами и сопровожденной злорадной подписью: «Будный в пекле». Сделанный по ней барельеф Будного изображен на мемориальной доске.
Это изображение легло и в основу памятника, установленного там же, в Несвиже [показ фотографии]. На небольшом постаменте возвышается скульптура человека, который показывает людям свое творение - книгу. Мыслитель, писатель, переводчик, религиозный деятель, издатель, выдающийся филолог, один из самых просвещенных и сильных умов своего века... Весь его облик выражает убежденность в необходимости своего дела. Невольно вспоминаются его слова: «Жребий брошен, но все же я уверен, что труд мой лучше оценят потомки» [убрать фотографию].
Сюда, в Заславль, Будный приехал в 1572 г. 1572 год... Давайте вспомним связанную с этим годом одну страничку из истории средних веков Западной Европы... В этом, 1572 г., в далеком Париже произошло массовое уничтожение католиками двадцати тысяч протестантов, или гугенотов, как их там называли. Это кровавое событие вошло в историю под названием Варфоломеевская ночь [началось в ночь на 24 августа 1572 г. перед праздником Св. Варфоломея]. После него началась религиозная война, длившаяся два десятилетия. Но в Беларуси в силу исторически сложившегося существования многих религий выработались нормы религиозной веротерпимости. Здесь религиозная борьба никогда не принимала таких жестоких форм, как в Западной Европе, и религиозные гонения никогда не были так суровы, как в Московской Руси, где господствовала одна идеология. И тем не менее гонения были, о чем говорит богатая подвижническая и трудовая жизнь Сымона Будного.
[Мы знаем, что Реформация потерпела поражение... Этому способствовала деятельность католической церкви, особенно иезуитов. Дело Реформации было предано. По иронии судьбы одним из первых перешел в католичество сын Миколая Радзивилла Черного - Миколай Крыштоф Сиротка. При нем кальвинисты вынуждены были покинуть Несвиж. И только покровительство других белорусских магнатов позволили Будному продолжить свой труд. Он оказался в Заславле у Глебовича.]
Здесь, в Заславле у Глебовича, С. Будный продолжил начатую в Несвиже работу над новой редакцией Библии. Напряженная работа над переводом привела к частичной потере зрения, о чем он писал из Заславля (в апреле 1572 г.). Библия вышла в свет в 1572 г., но без указания места издания. [Это мог быть Заславль, так как предисловие к ней написано Будным в Заславле. Но могла она выйти и в Узде, где свое предисловие написали издатели. Позже Сымон Будный этот перевод Библии считать своим отказался, так как осторожные издатели изъяли критику библейских текстов, сделанную Будным. Жизнь Будного сложилась трудно: гонения, гибель своих трудов, отвержение былыми друзьями. Его считали еретиком католики, православные и даже протестанты.
Идеи Сымона Будного формировали духовную жизнь определенных кругов Великого княжества Литовского. После смерти Яна Яновича Глебовича (1590) его сын Миколай вернулся в лоно католицизма и передал храм своим заславским единоверцам. Он же потом пожертвовал средства на его восстановление после пожара.] И жил он верой в будущее. Вспомним: «...я уверен, что труд мой лучше оценят потомки». Так и случилось. Со временем память о Будном должна быть увековечена и в Заславле, и в Лоске, где он продолжал свою деятельность, и в Вишнево, где умер.
Мы не знаем, где и на какой улице в Заславле жил Сымон Будный, но бесспорно то, что он не раз проходил через эту площадь, направляясь к храму. Здесь в храме он явно выступал и с проповедями.
Говорят, дух великих людей продолжает жить в местах, где они творили, действовали, бывали... Тем более в городе, где живет история.
Эта часть города являлась ремесленно-торговым пасадом, где жил простой люд. С того времени, когда после Замэчка здесь был сооружен новый укрепленный центр, Изяславль приобрел характерную для того времени планировку - укрепленный детинец и примыкающий к нему пасад. Детинец располагался там, где сейчас видна башня храма на территории замка.
С замком, т.е. укрепленной частью города, с его планировкой и системой оборонительных сооружений мы познакомимся непосредственно на его территории.
[переход к Большой браме] УВХОДА
Мы у входа на территорию Заславского замка, который был сооружен на месте бывшего детинца. В XIV - XVII вв. древние названия «детинец» и «город» («град») постепенно были вытеснены новыми - «замок» и_«место» (или «великое место»). [Термин «место», как считают некоторые польские исследователи, появился во время распространения Магдебургского права в городах Польши и Чехии XIII-XIV вв. Затем, вероятно, в конце XIV в., после получения такого же права белорусскими городами, он получил прописку и в Беларуси.] Местом назывались крупные торгово-ремесленные центры, которые имели собственные укрепления.
Центр обороны места получил название «замок». Это ни что иное, как прежние «детинцы», но система оборонительных сооружений которых была модернизирована соответственно времени и военной науки. Постепенно замками стали называться все виды укреплений в Беларуси, а позже и укрепленное жилье феодалов. Стал именоваться замком и бывший Изяславский детинец. К этому времени он превратился в довольно мощную фортификацию с валами, подъемными мостами, рвами с водой.
В замковых валах размещались брамы. Так называют у нас в Беларуси крытые сверху объемные ворота. Здесь были две кирпичные брамы - Большая и Малая. Большая брама находилась с южной стороны крепости, т.е. здесь, где мы
стоим. Малая брама была врезана в земляную насыпь вала с северной, т.е. с противоположной стороны. Она не являлась выходом из замка, а служила оборонительным целям.
Большая брама была монументальным двухъярусным сооружением, традиционным для земель Беларуси. Размер ее 25x23 м. Толщина стен достигала двух метров. Нижний ярус прорезал на въезде и выезде арочный проезд с тяжелыми открывавшимися внутрь воротами. Перед брамой, через ров, был перекинут деревянный мост, последний пролет которого поднимался.
Ров и поднятые плотинами воды Свислочи образовывали искусственное озеро, которое кольцом окружало замок, придавая ему островное положение.
Брама имела бойницы как на первом, так и на втором ярусе. Крыша была крутой, четырехскатной. Можно предположить, что в браме находились помещения для воротной стражи, администрации и хозяйственных служб.
Рядом с западной стороной брамы, т.е. слева, внутри вала сохранились кирпичные стены. Они образуют прямоугольный в плане колодец, который соединяется с наклонным туннелем. Он идет вдоль западной стены брамы и в откосе насыпи выходит наружу. Вход в него закрывает вмурованная железная решетка. Очевидно, подземное сооружение выполняло роль замковой канализации. Не исключается и то, что это могла быть тюрьма.
Рукотворные укрепления и преграды в сочетании с естественными препятствиями делали замок по тем временам почти неприступным. В этом мы убедимся, когда несколько позже поднимемся на вал.
В центре цитадели возвышается храм оборонительного типа - известный как Спасо-Преображенская церковь.
[переход к церкви] У ЦЕРКВИ
Спасо-Преображенскяя церковь является памятником архитектуры конца XVI - начала XVII вв. Ее композиция проста и выразительна. Она состоит из двух объемов - прямоугольного в плане храма и шестиярусной башни.
Первоначально это здание использовалось как кальвинистский сбор (збор),
т.е. собор. Так называли свои храмы кальвинисты. Кальвинистские сборы
своеобразны по своей архитектуре. Они не похожи на костелы и в значительной степени отличаются от православных церквей. Правда, в элементах планов и деталях обороны встречается некоторое сходство. Это свидетельствует о том, что белорусы, невзирая на различие верований, развивали свою культуру совместно и в одном русле.
Беларусь многократно становилась ареной опустошительных военных действий. Все это не могло не сказаться на характере зодчества, которое приобретало ярко выраженные оборонительные черты, Это касается не только чисто военного строительства, но также гражданского и культового. Обстоятельства жизни стимулировали приспосабливать к обороне церкви и костелы, а также кальвинистские сборы и отдельные синагоги. Такие храмы напоминают маленькие замки.
Культовые сооружения оборонительного типа возводились в Беларуси в XV - XVIII вв. И не только в городах. [Использование культовых сооружений в оборонных целях наблюдалось и в других землях, но, например, в Московском государстве этот процесс приобрел несколько другую форму - возведение монастырей. Сами же храмы к обороне приспособлены не были. Появление их в сельской местности связано со стычками и войнами между магнатами, многие из которых имели собственное войско. От таких локальных войн, стычек и наездов сельский люд мог найти убежище в храме. Нередко это было единственное в округе каменное здание. В случае крестьянского восстания за стенами храмов искали спасение местные феодалы.]
Безусловно, переоценивать оборонительные качества храмов не стоит, потому что противостоять большому войску они не могли. Однако сдерживали напор небольших вражеских отрядов, которые в военное время грабили и опустошали край. [Тем более, что в них специально строили склепы для военного снаряжения и запасов продуктов. В башнях порой делали даже колодцы. Такие храмы оставили значительный след в архитектуре. Например, тип прямоугольного здания с угловыми башнями стал в XVI - XVIII вв. настолько распространенным и традиционным, что по этому образцу строили даже те храмы, которые вообще были далеки от обороны.]
Спасо-Преображенская церковь - храм оборонительного типа. Массивные стены, бойницы, мощная башня-колокольня... Храм хорошо смотрится в окружении земляных валов Заславского бастионного замка. С храмом, а также с системой укреплений замка мы познакомимся на земляном валу.
[группа поднимается на южную куртину]
НА ЮЖНОЙ КУРТИНЕ
Спасо-Преображенская церковь стоит в центре замкового двора. Она представляет собой прямоугольный в плане храм с высокой двускатной крышей. Бесстолпный, т.е. внутри не разделен столбами. Безапсидный... Апсида - это полукруглая, иногда многоугольная, выступающая часть здания, в которой размещается алтарь. Изначально храм был безбашенным. Почти тридцатиметровая башня была пристроена позже.
Храм имеет толстые, покрытые штукатуркой стены. Окна арочного типа. Плоскость стен оживляют прямоугольные русты. Руст - это глубокие полосы или швы в каменной кладке, как в данном случае. Но это может быть и камень с грубо обтесанной или выпуклой поверхностью, употреблявшейся для декоративной обработки стен. Русты придают зданию массивность и мощь.
Когда-то этот храм выглядел строго и сурово, но впоследствии его облик смягчила перестройка, сделанная в XVIII в. О перестройке свидетельствует толщина стен, вверху она значительно тоньше, чем внизу. Это позволяет предположить, что в верхних ярусах (частях) стен когда-то имелись бойницы, предназначенные для обстрела подходов вокруг крепости. Но во время перестройки храма они были заменены вот этими глухими декоративными бойницами.
С западной стороны церкви примыкает высокая 35-метровая башня с шестью ярусами бойниц, в основании квадратная, а в последующих ярусах -восьмигранная. Верхние ярусы более легкие по пропорциям, чем нижние, и каждый выразительно подчеркивается карнизным поясом. Ядро оборонительной системы составляют бойницы четвертого и пятого ярусов (окна тоже считайте бойницами) - они предназначались для обстрела подходов вокруг крепости.
Башня эта была возведена одновременно с реконструкцией фасадов. Об этом свидетельствует общность их архитектурной обработки в верхней части церкви. Эта часть храма выполнена как аттик. Аттик - это стенка, расположенная над венчающим карнизом.
В башню ведут два входа - северный и южный. Северный использовался только в торжественных случаях. Его парадность подчеркивается обрамлением, выполненным рустами. Внутри толстых кирпичных стен сооружена винтовая лестница. Она ведет на своды, с которых можно попасть на третий ярус башни.
В храме находилась фамильная усыпальница владельцев города. Она располагалась в двух склепах под алтарной частью. Пол устлан керамическими плитками. Интерьер скромен и прост. Стены и сводчатые потолки никогда не расписывались. Только в одном месте при проведении реставрационных работ был обнаружен картуш с надписью на раннем слое штукатурки. [Картуш - лепное или графическое украшение в виде не совсем развернутого свитка или щита, обрамленного завитками, на котором помещаются надписи, эмблемы, гербы и т.д.] Текст надписи сделан на латинском языке, сильно поврежден. Прочитывается только дата «год 1678». Очевидно, эта дата указывает на год освящения храма как костела Св. Михаила. Как кальвинистский сбор храм был закрыт в XVII в. (не позднее 1625 г.).
Во второй половине XVII в. (1678) Заславль в качестве приданого достался Казимиру Сапеге. Последняя представительница Заславской ветви Глебовичей (Кристина Барбара) вместе с мужем Казимиром Яном Сапегой основала при этом храме доминиканский монастырь. Вскоре (1684) возведение монастыря было завершено. Это было прямоугольное в плане одноэтажное здание, пристроенное торцом к южной стене храма. Через специально сделанный небольшой дверной проем монашеские кельи сообщались непосредственно с костелом... [Монастырь размещался на территории замка в 1678 - 1833 гг.]
В середине XVn в., вероятно, в результате военных действий, на территории Заславского замка были разрушены все кирпичные сооружения, за исключением храма.
Каменные сооружения здесь появились в конце XVI в., при Глебовичах. Вы уже знаете об этом периоде в истории Заславля, когда его владельцы были кальвинистами. Кроме храма и въездной объемной брамы, о которой мы с вами говорили при входе на территорию замка, наверное, были построены и другие каченные сооружения. Например, археологи открыли остатки кирпичного здания, выполненного в этой же технике кладки, что и брама. Они нашли стены (сохранившиеся высотой 0,8 - 2 м), нашли лестницу, сложенную из кирпича. Располагалась постройка на оси въезда, где, как правило, в бастионных частновладельческих замках сооружались резиденции владельцев.
Как показали раскопки, одновременно с началом каменного строительства происходит генеральная перестройка укреплений.
[экскурсовод жестом предлагает группе повернуться лицом к юго-западному бастиону]
Вал, на котором мы стоим, многослоен. В его толще были найдены остатки древних укреплений. Все это подтверждает, что детинец древнего Изяславля еще в X - XI вв. был хорошо укрепленной крепостью. Она заменила собой военно-административный центр Изяславля, который размещался на городище Замэчек. Это городище находится менее чем в километре к юго-западу от Заславского замка [направление показать рукой].
Детинец всегда был военным, административным, политическим и религиозным центром города. Укрепления детинца, построенного здесь, на берегу Свислочи, не отличались по сравнении с Замэчком большой мощностью, но тем не менее для тех времен это была довольно сильная крепость. Конечно, ее земляной вал по периметру и высоте был меньше существующего теперь, но на гребне насыпи имелись оборонительные сооружения. Установить размеры детинца не удалось. Позднейшие перестройки, сооружение бастионных укреплений уничтожили внешние признаки детинца. Территория его могла в основном совпадать с бастионным замком, но не исключено, что детинец конца XI в. занимал лишь часть его площади.
Детинец был резиденцией заславского князя. До середины XIV в. город считался великокняжеской собственностью. В 1345 г. великие князья литовские Ольгерд и Кейстут передали его во владение своему брату, Потомки
Гедиминовичей - владельцы Заславля - стали именовать себя князьями Заславскими. При них укрепленный детинец превратился в феодальный замок. [При Яне Яновиче Глебовиче княжеская резиденция еще находилась на территории замка. После его смерти(1590) его сын Миколай перенес свою резиденцию за пределы замка. Окончательно резиденция владельцев города была перенесена в загородное имение на юго-запад от замка. К этому времени замок потерял военное значение, деревянные его постройки ветшали и не восстанавливались. В послевоенный период имение Заслав и городище Замэчек включены в пределы города.]
История замка тесно связана с историей всего поселения. Эти валы помогут нам вспомнить те далекие времена, когда жители города сражались здесь, защищая свое имущество и свободу. Это было связано и с первым упоминанием о Заславле в летописях (Лаврентьевская и Ипатьевская). Тогда, в 1127 - 1128 гг., Изяславль подвергся серьезному испытанию. В это время город был центром удельного княжества и вместе с Логойском делил власть над южной частью Полоцкой земли. Летописи дают нам возможность «увидеть», как это происходило.
Киевский князь Мстислав, сын Владимира Мономаха, организовал большой поход на Полоцкую земля. Он стремился, как и его отец, возродить прочную, как во времена Владимира Святославовича, центральную власть. Несколько дней город мужественно сопротивлялся, надеясь, что подоспеет помощь. Но она пришла к осаждавшим. Вместе с подошедшим войском были и плененные жители Логойска. Изяславцы потеряли надежду на подмогу. С высоких стен детинца они видели, что с пленными обходятся без излишней суровости, и согласились открыть ворота осаждавшим, взяв с них клятву, что город не будет отдан «на щит», т.е. на разграбление воинам. Князья, видимо, не надеясь на дисциплину своих войск, ввели в город под покровом ночи только наиболее надежные дружины. Остальные воины, увидав с восходом солнца в Изяславле своих, ворвались в город и начали грабеж. Разграбив город и захватив часть жителей, победители отправились восвояси.
Летописное описание этих событий дополняется археологическими данными. Археологи обнаружили следы пожара и по комплексу вещей, найденных над ними, определили время пожара первой половиной ХП в. Из летописей видно, что Изяславль играл важную стратегическую роль в борьбе Полоцка и Киева. Вместе с тем в тот период Изяславль всегда был владением князей полоцкой династии и борьба за обладание городом имела место только в их среде. [За пределами Полоцкой земли собирательное имя князей - Всеславичи. Так именует их летописцы, начиная с 1106 г. Так названы они в «Слове о походе Игоря». «Рогволожими внуками», как справедливо заметил Д. С. Лихачев, считали себя сами полоцкие князья.]