Посвящается родителям Наймарку Александру Ильичу и Царегородцевой Надежде Ивановне

Мои самые лучшие воспоминания о школе

Часть 1. Начальная школа.

Я, дочь ученого Александра Ильича Наймарка, ведущего научного сотрудника, заведующего лаборатории Ленэлектронмаш, имевшей отношения как с управленцами Петроградского района, так и с его наукоемкими предприятиями и старшего преподавателя высшей и общей математики Текстильного института, ЛИТМО и СПбЭТУ Надежды Ивановны Царегородцевой, посвящаю свои воспоминания моей alma mater-школе-гимназии № 80 Петроградского района, ныне английской школе, Училищному дому имени А.С. Пушкина, и, надеюсь, что авторы, их использующие, ответят на вопрос «Зачем я так настоятельно прошу приехать ко мне лабораторию устной истории и взять у меня интервью с методом психологического анализа?» Труд также будет использован для информационной карты уникальной базы «Педагогические династии Выборгского района» и для статьи по тематической области «Династия исследователей Петроградского района» и отчасти уже был опубликован с нескольких научных моих статьях про интеграционные демократические процессы в нашей 80-ке. Не уверена, что наши главные ветераны и патриоты родной школы И.Ф.Уткина и Н.В.Дунаевская (авторы летописи и успешнейшей книги по истории школы- гимназии № 80), а также писатель Н.В. Мозженко пережили такие репрессии от учебного заведения, а они жаловались и на разграбление музея и выбитый с огромным трудом для занятий по сохранению исторической памяти четверг, да и, вообще, что им не дают работать с журналами. Может, и у них лучшие воспоминания, однако, все равно нужно интервьюирование по методу устной истории, и встреча ветеранов школы. Меня же просто охрана и известные административные работники Училищного дома им. А.С. Пушкина с оскорблениями не пускают в школу, а ступеньки туда на входе при моей энцефалопатии и панической атаке высокие. Но, знаете, мои родители, коим я посвящаю данный труд ничего деструктивного про свои благородные школы не говорили, поэтому наша с Вами задача, вспомнить и выявить как можно больше объективной информации об истории.

Итак, я прекрасно выступила в знаменитейшей и престижнейшей, исходя из «раскрутки» городских достижений, школе № 80 на ул. Мира, 18 на отборочном экзамене, продекламировав стих советского автора про маму, и получив похвалу от учителя, блестяще поступила. Ближе к окончанию рабочего дня нам позвонил директор школы Людмила Митрофановна Шулякова со срочным вызовом в школу, если я не принимаю желаемое за действительное, папе сказали, что в списках меня случайно нет, но есть место в соседней школе, на что ученый Александр Ильич Наймарк сказал, что через 15 минут заявление будет в райкоме партии района об ущемлении прав сдавшей экзамен конкурсантки и меня вернули в список на стене и в журнал. Разговоры же в семье о слабости администраторов, прецеденте и грубой ошибке велись очень долго.

В начальной школе у нас сформировалась параллель из 3 х классов. Разница между нами заключалась только лишь в том, что у нас был наш 4 «ш», а у них с 1 по 3 а,б класс. Это сложности системы «нулевого» или 1 класса в детском саду.

Что такое любовь к школе, к годам в ней проведенным? Мы обожали нашу классную руководительницу Анну Ильиничну Денисову, зайдите-ка в социальные сети и подумайте о наших личных архивах. Она научила нас и грамматике и математике, и домашнему чтению и чувству долга и тому, что такое проблемы со здоровьем, умениями. Когда бывали обострения заболеваний, она с нами непревзойденно гуляла, забирая с собой своего королевского колли, учила нас тепло одеваться и всегда была неподражаема ровна, лишь иногда ругая за непослушание.

Команда начальной школы была не менее убедительной, чем команда преподавателей среднего звена, о которых я расскажу в следующий раз. Уже потом учителем я результативно заставила 8-9 классы проводить для начальной школы с тем же строжайшим завучем экскурсии по выставке «Средневековое прошлое нашего края» (концепция Л.К. Ермолаевой и СПбГУ) и приглашала на кружок 6-7 классников начальную школу с рекламой «От вас большое количество, от нас красивое качество, не так ли?». В то время в начальной школе, хоть и не могли помыслить о таких хороших учителях истории Санкт-Петербурга, как я, но специалисты были высшего уровня. Вот что такое моя начальная школа с борьбой за дружеское признание и желанием стать истинными маленькими людьми гимназии.

У нас не было проблем как со вступлением в октябрята, так и с выходом из них после политической катастрофы-обрушения Советского Союза. Мы были ровненькими ребятами, никто во дворах особенно не шалил. В лихие 1980-1990-е годы очень боялись того, что имидж учебы и образования упал, хулиганство ведь было везде, учителя задыхались от хамства и прагматизма подростков. Педофилы, воры и маньяки с наркоманами ходили на Горьковской и по Каменоостровскому, но наши вылазки в подвалы были очень безобидными, нас с любовью ждали обратно везде. Мы даже когда сплетничали, и раскидвывали школьные предметы, не давая учителю закрыть дверь, всегда смогли вовремя подтянуться, поправить платочек или галстук, и сказать покаянное: «Извините нас», понимая, какую социальную травму мы нанесли.

Я ведь только недавно начала сокращать свой архив школьных принадлежностей из советской начальной школы… А так, по-моему, были и тетради по пению у красавицы преподавательницы и педагога продленного дня Певзнера и учебники и альбомы. С первого по десятый класс я занималась лепкой - керамикой в Доме Детского творчества Петроградского района на Большом проспекте (во дворе дома, выходящего на площадь Л.Н. Толстого). Так, мои крошечные и не очень скульптурки стоят по всему нашему дому. В основном –тема мужчины и женщины, семьи и животного мира. Я никогда не забуду, сколько друзей у меня оттуда было и не простых дворово-уличных, а самых что ни на есть замечательных, это и творческие сестры Овчинниковы из огромного сталинского комплекса Большой Монетной улицы (по-моему, ученицы 86й или 84й школы) и наша воспитанная знать из школы № 80 и любимые мальчишки-скульпторы с Петроградки. Во втором классе я выиграла своеобразный районный конкурс, мой пудель в красивой бело-розовой отливке (типа глазури, только посложнее и подороже) попал на выставочный стенд в коридоре Детского дома творчества и я была удостоена приглашения на новогоднюю елку и первой серьезной деловой похвалы преподавателя керамики Сергея Константиновича (фамилию ищите в списках самых заслуженных преподавателей ДДТ, если он на пенсии или работает в своем художественном училище).

Вспоминаю я в начальной школе крайний снобизм и бахвальство богатством дворянских потомков и семей начальников и «новых русских», так как в школу был на в то время по нашим данным самый высокий конкурс в районе, родители грозились чуть ли ни жечь у школы ночью костры, чтобы в нее попасть первыми. Дисциплина подхрамывала, но мы держались если не удальцами, то молодцами уж наверное… Больше всего мы боялись не сдать зачеты по грамматике, математике и английскому языку, а требованиями по иностранному языку на «скрутили» сразу, школа боролась за звание одной из самых передовых языковых. Нас обещали сделать учеными, преподавателями, литераторами, творческими деятелями, мелкими предпринимателями, отправить по грантовому обмену в Соединенные Штаты Америки, но только при нашей идеальной успеваемости на соответствующих урочных занятиях и дополнительных мероприятиях. А пока мы заучивали свои тематические тексты на английском языке («топики») про Великобританию, Шотландию, А.С. Пушкина и подбирались к истории школы. И была команда начальной школы во главе с завучем и невозможно сложными экзаменами и зачетами (уже потом учителем я результативно заставила 8-9 классы проводить для начальной школы экскурсии по выставке «Средневековое прошлое нашего края», концепция Л.К. Ермолаевой и СПбГУ), а тогда в начальной школе, хоть и не могли помыслить о таких хороших учителях истории Санкт-Петербурга, как я, но специалисты были высшего уровня. Мне запомнились учителя английского языка Наталья Ивановна Донич (строгость в проверке контрольных неимоверная, мы еле справлялись), и наша блестящая супружеская пара англичан с именами Ольга и Петр, как мы их пытались любовно называть, так как все передовые методы и ласковые воспитательные слова в наша адрес были в их власти. Английский заключался в любимом этикете обыгрывания темы, что я буду делать, если я опоздал. Так, что если таких крупных ученых и Учителей с заглавной буквы (исключение - педагог музыки уникального кружка творческих изделий с именем «Зверковствующие» Александра Житинская, я же была очень скромной девочкой с вечным общедоступным журнальчиком дисциплины своего класса) из нас не получилось, порядочность и основа сложились там, в нашей любимой начальной школе.

И идя по улице Мира, показывая свою школу коллегам, деловым партнерам и однокурсникам, я вспоминаю свое детство с добротой и искренностью и настроена так именно благодаря начальной школе и своей выносливости. Отдыхая иногда в скверике школы с футбольной площадкой, если есть, где присесть перед походом в библиотеку и архив, я жалею, что смелые данные слова принадлежат не мне а великому русскому поэту, связанному с нашей школой, и на мой взгляд, много помнившему и знавшему, и продолжившему, как и А.А. Ахматова, пушкинские традиции:

На собранье целый день сидела -

то голосовала, то лгала...

Как я от тоски не поседела?

Как я от стыда не померла?..

В начальной школе мы учились дружить, общаться учиться. А многие из нас стали там же в начальной школе быстро взрослеть, проявлять самостоятельность, самоутверждаться. Мы учимся в начальной школе и думать, анализировать свои поступки, а это, на мой взгляд, самое главное. Пусть Вам не покажутся мои воспоминания отчетом с выписками из личного дневника, но я хочу вспомнить о школе, учителях, многое забыла, а потом уже о нас, умницах и красавицах.

Наши рекомендации