Практическое занятие № 6. Артикуляторный аспект фонетики. Классификация звуков

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО КУРСУ

«ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ» (Методические указания для самостоятельной работы)

Цель методических указаний – помочь студентам первого курса организовать самостоятельную работу по подготовке к практическим занятиям.

При составлении были использованы упражнения и задания из следующих пособий: Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». – М., 1977 (далее – в виде пометы (К № с. №)); Кондрашов Н.А., Копосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991 (ККР №); Норман Б.Ю. Лингвистические задачи. – М.: Флинта: Наука, 2006 (Н №). Общий тематический план и отдельные упражнения (3.9, 4.12, 11.9, 13.6) составлены с опорой на курс практических занятий по «Введению в языкознание» проф. Л.В. Савельевой.

Практическое занятие № 1. Многообразие языков мира.

Термины:мертвый язык, искусственные, международные языки.

Сообщения[1]:санскрит, древнееврейский язык.

Теоретические вопросы

1.1. Языки мира, их количество. Почему трудно установить точное число языков?

1.2. Какие экстралингвистические и лингвистические факторы способствуют распространению языков? Международные языки в современном мире и в более ранние исторические периоды. Мировые языки. Официальные языки ООН.

1.3. Искусственные языки. Волапюк и эсперанто.

1.4. Мертвые языки. Назовите причины вымирания языков. В каком виде могут сохраняться мертвые языки?

Практические задания

1.5. Назовите языки, наиболее распространенные по числу говорящих (данные на 1985 г. см. в ЛЭС («Языки мира»)).

1.6. Покажите на карте страны, в которых распространены следующие языки: русский, английский, немецкий, французский, испанский, шведский, арабский, китайский. В каких странах эти языки являются государственными?

Литература

Учебники А.А. Реформатского (§§ 74, 91), В.И. Кодухова (§§ 21, 22); ЛЭС («Языки мира», «Международные языки», «Искусственные языки», «Мертвые языки»), ЭДД (с. 405-409, 424-426).

Практическое занятие № 2. Сравнительно-историческое языкознание.

Термины:сравнительно-исторический метод, реконструкция (внешняя и внутренняя), родственные языки, семья языков.

Сообщения:старославянский язык, латинский язык.

Теоретические вопросы

2.1. Расскажите о первых попытках классификации языков.

2.2. Что стало своеобразным «толчком» к появлению сравнительно-исторического метода?

2.3. Расскажите о первом периоде сравнительно-исторического языкознания.

2.4. Расскажите о втором и третьем периодах сравнительно-исторического языкознания.

2.5. Каковы принципы построения генеалогической классификации языков? Родственные языки, семья языков.

Практические задания

2.6. Законспектируйте часть 7 главы (с. 116-128) учебного пособия З.К. Тарланова «Методы и принципы лингвистического анализа». Подготовьте ответы на вопросы: 1) Какие условия способствовали появлению сравнительно-исторического метода? 2) Какое значение имело открытие санскрита? 3) Какие идеи Ф. Боппа, Р. Раска, Я. Гримма и А.Х. Востокова дали начало сравнительно‑ историческому языкознанию? 4) Расскажите о периодизации сравнительной индоевропеистики акад. В. Георгиева. 5) Как менялось понимание назначения сравнительно-исторического метода на протяжении его истории? 6) Единицы каких уровней языка могут быть привлечены для сравнения? 7) В чем состоит концепция отбора языкового материала на лексическом уровне? 8) Какие типы реконструкции выделяются? В чем их суть?

2.7. Проанализируйте таблицу на с. 406 учебника А.А. Реформатского, выпишите 3 ряда соответствий.

2.8. Распределите по группам языки индоевропейской семьи (укажите мертвые языки): латинский, польский, русский, древнегреческий, немецкий, болгарский, румынский, санскрит, французский, английский, шотландский, древнеперсидский, белорусский, чешский, итальянский, хинди, старославянский, готский, латышский.

2.9. Назовите языки, которые входят в славянскую группу индоевропейской семьи (укажите подгруппы).

Литература

Учебники А.А. Реформатского (§§ 76-78), Ю.С. Маслова (§§ 251-257); Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петрозаводск, 1995; ЛЭС («Индоевропеистика»).

Практическое занятие № 3. Генеалогическая классификация языков мира.

Термины:семья, ветвь, группа, подгруппа языков.

Сообщения:баскский язык, японский язык.

Теоретические вопросы

3.1. В чем видели назначение сравнительно‑исторического метода основоположники компаративистики?

3.2. Как меняются цели и задачи сравнительно‑исторического метода в период деятельности младограмматиков?

3.3. Как строится доказательство родства языков?

3.4. В чем состоит концепция отбора языкового материала, подлежащего сравнению?

3.5. Расскажите о внешней и внутренней реконструкции.

3.6. Раскройте значения терминов «ветвь», «группа», «подгруппа языков».

Практические задания

3.7. Назовите основные языковые семьи, покажите ареалы их распространения на карте (см. форзац учебника А.А. Реформатского).

3.8. Проанализируйте данные о численности говорящих на языках разных семей (учебник А.А. Реформатского, § 78).

3.9. Подготовьтесь к устной проверке знаний об индоевропейской семье языков (см. задание 2.8.).

3.10. Решите пропорции: хинди \ ? ≈ итальянский \ латинский;

русский \ старославянский ≈ английский \ ?;

? \ прусский ≈ арабский \ ?; болгарский \ ? ≈ ? \ готский.

3.11. Найдите «лишний» язык: 1) русский, болгарский, албанский, польский; 2) армянский, грузинский, чеченский, абхазский; 3) английский, немецкий, шведский, ирландский; 4) испанский, португальский, молдавский, латинский.

3.12. Охарактеризуйте родственные отношения между языками: 1) русский, чешский, словенский; 2) цыганский, греческий, норвежский; 3) венгерский, румынский, болгарский; 4) туркменский, таджикский, мордовский.

Литература

См. литературу к практическому занятию № 2. Дополнительная:Хрестоматия (С. 296-308 Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков).

Практическое занятие № 4. Происхождение языка. Формы существования национального языка[2].

Термины:языковой узус, кодифицированная норма, литературный язык, функциональные стили литературного языка, территориальный и социальный диалекты, просторечие, жаргон, койне.

Сообщение:древнегреческий язык.

Теоретические вопросы

4.1. Какие теории происхождения языка вам известны?

4.2. В чем сущность каждой из перечисленных теорий происхождения языка: теория звукоподражания, междометий, «трудовых выкриков», «социального договора», теория жестов, учение Ф. Энгельса, эволюционная теория. Этот вопрос выносится на самостоятельное изучение (рекомендуется подготовка конспекта учебника).

4.3. Расскажите о языковой картине и общественных единицах родо‑племенного строя \ эпохи первых государств \ феодализма \ периода «готических империй».

4.4. Дайте определение терминам «койне», «диалект».

4.5. Назовите признаки нации. Каковы возможные пути складывания национальных языков?

4.6. Назовите формы существования национального языка. Расскажите о каждой из них.

4.7. Назовите и кратко охарактеризуйте основные признаки литературного языка.

Практические задания

4.8. Законспектируйте §§ 87-90 учебника А.А. Реформатского, подготовьтесь к обсуждению темы «Развитие языков».

4.9.* (Н 1.6.) Почему именно звуковая речь является естественной и наиболее удобной формой существования языка? В чем ее преимущество по сравнению с языком жестов, мимикой, письмом и прочими системами сигнализации?

4.10. Решите пропорции: ? \ готский ≈ португальский \ ?;

греческий \ ? ≈ ? \ санскрит;

? \ осетинский ≈ древнеармянский \ ?.

4.11. Найдите «лишний» язык: 1) чешский, словенский, словацкий, польский; 2) финский, эстонский, вепсский, литовский; 3) валлийский, шотландский, английский, ирландский; 4) таджикский, осетинский, турецкий, афганский.

4.12. Охарактеризуйте родственные отношения между языками: 1) монгольский, японский, китайский; 2) грузинский, армянский, азербайджанский; 3) древнегреческий, латинский, санскрит; 4) старославянский, русский, украинский, чешский.

Литература

Учебники А.А. Реформатского (§§ 81, 87-90), Ю.С. Маслова (§§ 17-23), В. И. Кодухова (§§ 9-12, 19-20), Р.А. Будагова (гл. 4, 5); ЛЭС («Происхождение языка», «Литературный язык»). Вендина Т.И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 2001 (Гл. 3 «Происхождение языка»).

Практическое занятие № 5. Акустическая фонетика[3].

Термины:акустическая фонетика, тембр, высота, сила звука.

Сообщение:готский язык.

Теоретические вопросы

5.1. Расскажите о трех аспектах фонетики.

5.2. Что такое звук? Какие свойства звуков речи изучает акустическая фонетика?

5.3. Чем (с точки зрения акустики) отличаются гласные и согласные?

Практические задания

5.4. (ККР 28) Какими акустическими признаками отличаются звуки в следующих парах слов: мил – мел, мол – мул, вал – вол?

5.5. (ККР 31) С каким акустическим признаком связаны различия следующих пар слов? 1) Англ.: sleep (сон) – slip (скользить), leap (прыжок) – lip (губа); 2) нем.: das Boot (лодка) – bot (предлагал), die Saat (семя, посев) – satt (сытый).

5.6. (ККР 35) Распределите по графам таблицы начальные звуки (учитывая их акустические признаки) помещенных ниже примеров.

Звуки состоят только из голоса Звуки состоят только из шума Звуки состоят из голоса и шума
Преобладает голос Преобладает шум
       

Слово, олово, злой, алый, благо, влага, флаг, улей, йод, мед, лед, ход, код, год, род, ум, шум, кум, бум, это, вето, лето, кеды, хетты.

Литература

Учебники А.А. Реформатского (§§ 26, 27, 42), Ю.С. Маслова (§§ 40, 41), В.И. Кодухова (§§ 24). Дополнительная:Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1979; Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – М., 1979.

Практическое занятие № 6. Артикуляторный аспект фонетики. Классификация звуков.

Термины:артикуляторная база, активные и пассивные органы речи, гласный, согласный, назализация, палатализация, лабиализация, интердентальный, увулярный, палатальный, велярный, латеральный, эксплозит, спирант, фрикативный, аффриката, сонорный, дифтонг, монофтонг, экскурсия, рекурсия, передний ряд, верхний подъем.

Сообщение:английский язык.

Теоретические вопросы

6.1. Что такое речевой аппарат?

6.2. На какие группы можно разделить органы речи?

6.3. Какие фазы выделяют в артикуляции звуков речи?

6.4. Докажите, что артикуляторные базы русского и немецкого \ английского \ шведского языков отличаются.

6.5. На каких принципах основано деление звуков речи на гласные и согласные?

Практические задания

6.6. Нарисуйте в тетради схему речевого аппарата (см. учебник А.А. Реформатского (§ 28), В.И. Кодухова (§ 24)), запишите русские и латинские названия органов речи, отметьте активные и пассивные.

6.7. Нарисуйте в тетради и проанализируйте схемы основных положений голосовых связок, изучите схему поперечного разреза гортани (см. учебник В.И. Кодухова (§ 24)).

6.8. Выучите классификацию гласных звуков русского языка, подготовьтесь к устному упражнению на определение русский гласных по их артикуляционной характеристике (пр.: гласный среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный).

6.9. Нарисуйте в тетради и проанализируйте таблицу гласных по МФА (укажите русские гласные звуки, а также 4-5 гласных изучаемого иностр. языка). Расскажите о принципах построения этой «трапеции» (см. учебник А.А. Реформатского (с. 186-189)).

6.10. Выучите принципы классификации согласных звуков.

6.11. Опишите артикуляцию звуков [п, з’, j, щ, ц, к’, л, р]. Образец: при произнесении звука [в’] голосовые связки дрожат, нижняя губа сближается с верхними зубами, образуя щель, через которую проходит воздушная струя, небная занавеска поднята, средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу.

 
  Практическое занятие № 6. Артикуляторный аспект фонетики. Классификация звуков - student2.ru

6.12. Определите звуки по положению органов речи (см. схемы).

       
  Практическое занятие № 6. Артикуляторный аспект фонетики. Классификация звуков - student2.ru
    Практическое занятие № 6. Артикуляторный аспект фонетики. Классификация звуков - student2.ru
 

6.13. Дайте характеристику звуков в слове ларчик. Образец: [д] – согласный, шумный, звонкий, переднеязычный, зубной, смычный (или: взрывной), непалатализованный.

           
  Практическое занятие № 6. Артикуляторный аспект фонетики. Классификация звуков - student2.ru   Практическое занятие № 6. Артикуляторный аспект фонетики. Классификация звуков - student2.ru   Практическое занятие № 6. Артикуляторный аспект фонетики. Классификация звуков - student2.ru
 
 

6.14. Определите звуки по их характеристике: 1) согласный, шумный, глухой, билабиальный (губно-губной), смычный (взрывной), палатализованный; 2) гласный верхнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный; 3) согласный, сонорный, среднеязычный, средненёбный, фрикативный (щелевой), палатальный. Составьте 5 аналогичных заданий.

6.15. Приведите примеры слов со слогообразующими согласными или неслогообразующими гласными.

6.16.* (Н 3.22) Армянская фамилия Мкртчян трудна для русского произношения: в ней наблюдается скопление пяти согласных. Как говорящий облегчает себе произношение?

6.17.* (Н 3.6) Врач-терапевт, осматривая больного, говорит ему: «Откройте рот». И добавляет: «Скажите а-а». Зачем эта дополнительная просьба? И почему именно а-а, а не и, у и т.п.? (Понаблюдайте в зеркале за положением языка и увулы).

6.18.* (Н 3.15.) Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» начинается с таких строк: Били копыта. \ Пели будто: \ – Гриб. \ Грабь. \ Гроб. \ Груб. Случаен ли порядок следования гласных в этих 4-х словах?

6.19.* (ККР 41) Установите, какие звуки и слова получатся, если первый звук в названных ниже примерах произнести: а) без напряжения голосовых связок: зову, бар, ваза, дело, жаль, густ; б) с опущенной нёбной занавеской: бак, бал, боль, дог, доска, дочь; в) с поднятой средней частью спинки языка: воз ваза, суда, лот.

6.20.* (Н 3.18) Вибрацию голосовых связок можно почувствовать, положив пальцы рук на выступающий угол щитовидного хряща (кадык). Сравните с помощью данного приема артикуляцию звуков [з] и [с], [д] и [т], [ж] и [ш], [г] и [к]. Опишите свои ощущения.

Литература

Учебники А.А. Реформатского (§§ 28-31), В.И. Кодухова (§§ 24-25); ЛЭС («Органы речи», «Гласные», «Согласные» и др.).

Наши рекомендации