Связанные с этим легенды и мифы
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Царскосельская гимназия искусств имени Анны Андреевны Ахматовой»
Мифы и легенды Санкт-Петербурга – Ленинграда
Реферат по предмету:
«КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА - ЛЕНИНГРАДА»
Руководитель: Сидоров Юрий Васильевич
Исполнила: Онищенко Мария,
Учащаяся музыкального отделения класса вокала,
Преподаватель – Сергеев Б.А.
Санкт-Петербург, Пушкин
Содержание
Введение……………………………………………………………. 3
История основания Санкт-Петербурга и связанные с этим легенды и мифы………………………………………………………………… 4
Мифы и легенды Санкт-Петербурга…………………………. 7
Фольклорная топонимика Санкт-Петербурга......................19
Заключение………………………………………………………..25
Библиография…………………………………………………….26
Введение
Кто вслед за великими ни восхищался Северной столицей России! Это и ценители всего самого утонченного, паломники, устремленные к святыням невских берегов. А еще путешественники, стремящиеся проникнуться интересами суровых обитателей непарадных подъездов Петербурга Достоевского и «улицы разбитых фонарей».
Ведь именно на историческом пути «из варяг в греки» шло формирование русской нации, а самые глубокие корни Древней Руси следует искать вовсе не в Киеве и городах Золотого кольца, а здесь, на берегах Невы и Ладоги.
Интерес к мифам и легендам Петербурга начал возникать уже с первых лет основания города. Сама история Петербурга напоминает миф, в котором иногда трудно отличить правду от вымысла. История Санкт-Петербурга делится на два типа: официальная и неофициальная. История неофициальная, тайная, закулисная, запечатлённая в легендах, преданиях и слухах, возможно, и есть подлинная история Северной столицы, самого фантасмагорического города Российской империи, который необыкновенным образом соединил все причуды русской жизни с европейским обличьем.
Петербургская история творилась людьми разных поколений и сословий, в ней наряду с фактами и жизнеописаниями нашлось место для чудес и пророчеств, гаданий и заговоров, призраков и нечисти. Сведения, по крупицам собранные из разных источников, зачастую забытых и затерянных, складываются в захватывающую и таинственную биографию города.
История основания Санкт-Петербурга
и
связанные с этим легенды и мифы
Питер - просторечное название Санкт Петербурга - возникло в начале 18 в. как сокращение от первоначального имени города - Санкт-Питербурх, широко использовалось в разговорной речи, нашло отражение в фольклоре (частушках, народных исторических песнях, поговорках, пословицах). В народном поэтическом творчестве 18 в. город назывался "славным", "крепким" Питером.
В поговорках отразилась непростая жизнь в столичном городе: "Батюшка Питер бока наши повытер" (в годы Гражданской войны - "Красный Питер бока Юденичу вытер"). От Питера происходит диалектное "питерщик" - мастеровой или крестьянин, побывавший на заработках в Санкт Петербурге. Название Питер и образованное от него прилагательное "питерский" широко бытует и ныне.
Название города можно не считать легендой, а квалифицировать как обычное заблуждение, основанное на незнании фактов и совпадений имен. Идея назвать какую-нибудь крепость в честь христианского патрона завладела Петром задолго до основания Петербурга. Причем по его замыслу крепость эта должна была стать ключевой, открывающей России врата к морю, что соответствовало значению апостола Петра в христианской мифологии, где он слыл ключарем, обладателем ключей от рая. В 1697 году такую крепость должны были возвести на юге в случае успеха Азовского похода. Поход закончился неудачей. Провалилась попытка выйти в Европу через Азовское и Черное моря. Но, спустя 6 лет в дельте Невы основывается крепость святого Петра. Ее назвали на голландский манер Санкт-Питербурх. После закладки крепости собора Петра и Павла за ней закрепилось неофициальное название – Петропавловская, а первоначальное данное ей имя – Санкт-Питербурх – распространилось на возникший под защитой крепости город.
Санкт-Петербург был основан 16 мая 1703 года на Заячьем острове в присутствии Петра I. Если верить фольклору, Петр I сам вырыл ров, в него опустили каменный ящик с золотым ковчегом, в котором находились мощи святого апостола Андрея Первозванного. Надпись на крышке ковчега гласила: «По воплощении Иисусу Христове 1703 мая 16 основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем Всероссийским» В тот же день Петр I заложил Петропавловскую крепость. 24 мая (в течение трех дней) было сооружено первое здание Петербурга - Домик Петра I. Сохранилось предание, что царь однажды сказал: «От малой хижины возрастет город».
На самом деле: 16 мая 1703 года на Заячьем острове (по-фински Енисаари) был заложен не город, а крепость. Город возник позже под ее защитой на соседнем Березовом острове. Некоторые исследователи утверждают, что Петр при закладке не присутствовал (как установили историки, с 11 по 20 мая его на месте будущего города вообще не было).
В сентябре 1704 года Петербург впервые был назван столицей в письме Петра I к А.Д. Меньшикову, хотя официального указа о переносе столицы из Москвы в Петербург никогда не было.
Спустя еще год Петербург, возникший на правом берегу Невы, перешагнул ее и начал осваивать левобережье - приступили к строительству Адмиралтейства, ставшего географическим, административным и политическим центром новой столицы. 29 апреля 1706 года со стапелей Адмиралтейства было спущено на воду первое судно - восемнадцати пушечный корабль, проект которого якобы был составлен самим Петром I.
Вскоре из Москвы в Петербург была перенесена икона Казанской Богоматери в «благословение великому городу». На левом берегу Невы Петр I приказал построить монастырь во имя Пресвятой Троицы и святого Александра Невского. Согласно легенде строительство началось на том самом месте, где Александр Невский в 1240 году разбил шведов. Тем самым, город приобрел небесного покровителя – святого Александра Невского. На Заячьем острове по проекту архитектора Доменико Тризини заложили каменный Петропавловский собор. К этому же периоду относится и строительство здания Двенадцати коллегий. В новой столице проводится первая Петровская ассамблея, сыгравшая заметную роль в разрушении старых московских традиций и введении в быт европейских традиций и нравов. Но не обошлось и без традиционных русских крайностей. Петр ввел обычай подносить опоздавшему штрафной двухлитровый кубок вина, на крышке которого было выгравировано: «Пей до дна». В лучшем случае, провинившийся проводил остаток праздника под столом, в худшем… опоздавших выносили вперед ногами.
С Петровской церковью Святой Троицы петербургский фольклор связывает известную мистическую легенду, классический вариант которой можно обнаружить на первой странице романа Алексея Толстого «Хождение по мукам»: «Ещё во времена Петра Первого дьячок из Троицкой церкви, что и сейчас стоит близ Троицкого моста, спускаясь с колокольни, впотьмах, увидел кикимору — худую бабу и простоволосую, — сильно испугался и затем кричал в кабаке: „Петербургу, мол, быть пусту“, — за что был схвачен, пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно». (См. на стр. 15).