Антиох IV, первосвященники и эллинизм
Третий из селевкидских монархов, контролировавших Иудею, Антиох IV (175 - 164 до н.э.), тесно связан с одним из самых знаменитых периодов еврейской истории. По-видимому, незадолго до того, как сей просвещенный юноша занял трон, случились неприятности у Онии III, иерусалимского первосвященника. 2 Книга Маккавейская описывает Онию как благочестивого человека, у которого возник конфликт с неким Симоном, попечителем иерусалимского храма (2 Макк 3). Спор шел из-за «управления городским рынком» (2 Макк 3:4). Симон уведомил селевкидского наместника, что храмовая сокровищница полна несметных богатств, которые не нужны для жертвоприношений, но могли бы послужить царю (3:5-6). Тогда Илиодор, высший государственный чиновник, был послан конфисковать эти деньги в пользу царя Селевка IV. По-видимому, изъять деньги ему не удалось, хотя причины неудачи непонятны. Согласно 2 Макк, когда Илиодор со своими людьми вошли в сокровищницу, «явился им конь со страшным всадником, покрытый прекрасным покровом: быстро несясь, он поразил Илиодора передними копытами...явились ему еще и другие два юноши, цветущие силой...став с той и другой стороны, непрерывно бичевали его, налагая ему многие
-[20]-
-[21]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
Глава 1. Время второго храма
раны» (3:25-26). Илиодор лишился чувств, и лишь вмешательство и благочестие Онии III спасли ему жизнь (3:29-40).
Когда Антиох стал царем (175 до н.э.), сразу произошли изменения в иерусалимском первосвященстве.
Но когда умер Селевк и получил царство Антиох, по прозванию Епифан, тогда домогался священноначалия Иасон, брат Онии, обещав царю при свидании триста шестьдесят талантов серебра и с некоторых доходов восемьдесят талантов. Сверх того обещал и еще подписать сто пятьдесят талантов, если предоставлено ему будет властью его устроить училище для телесного упражнения юношей и писать иерусалимлян гражданами Антиохии. Когда царь дал согласие и он получил власть, тотчас начал склонять одноплеменников своих к эллинским нравам (2 Макк 4:7-10).
Оставшись без первосвященнической должности, Ония III укрылся в Дафне близ Антиохии (2 Макк 4:33). Посул крупной суммы денег, видимо, пришелся по душе монарху, находившемуся в финансовых тисках, и тот предпочел беспрецедентно нарушить многовековую традицию постановки наследственных первосвященников. Тем самым высший иерарх иудаизма стал прямым назначенцем чужеземного правителя. Более того, Иасон (отметим греческое имя) получил дозволение ввести в Иерусалиме некоторые типично греческие институты, включая гимназии. Автор 2 Макк сообщает, что священники стали особенно пылко демонстрировать свою приверженность новым путям, порывая с иудейскими традициями (4:14-15). Иасону также приписывается восторженный прием Антиоха, когда тот навестил Иерусалим (4:21-22).
Первосвященником Иасон пробыл с 175 по 172 год до н.э. В 172 году он послал к царю доставить деньги Менелая (брата Симона, который причинил хлопоты Онии III). «Он же, представившись царю и польстив его власти, восхитил себе священноначалие, надбавив триста талантов серебра против Иасона. Получив
-[22]-
от царя приказания, он возвратился, не принеся с собою ничего достойного первосвященства, а только гнев жестокого тирана и ярость дикого зверя» (2 Макк 4:24-25). Заняв вожделенную должность, он, однако, столкнулся с проблемой: где добыть необходимую сумму. Тогда, чтобы покрыть недостачу, он украл и продал некоторые храмовые сосуды. Его безобразия были изобличены Онией III, пребывавшим в изгнании в Дафне. Менелай приказал убить Онию, что и было исполнено. Сын Онии, Ония ГУ, впоследствии бежал в Египет, где получил царское разрешение построить храм в городе Леонтополе. Там он продолжил первосвящен- ническую традицию Ониев, тогда как иерусалимский храм попал в руки людей, которые внесли в храмовые порядки серьезные изменения, а в конце концов изменили и саму религию.
Когда Менелай был первосвященником (172 - 162 до н.э.),
Антиох IV вторгся в Египет (170 до н.э.) и разбил Птолемея VI
Филометора (1 Макк 16:16-19). Но когда он пошел в поход на
Египет еще и в следующем году, к нему явился римский посол
Гай Попилий Ленат и потребовал увести войска. Раздосадован-
ный, Антиох повернул домой, а по пути зашел со своей армией
в Иерусалим. «Он вошел во святилище с надменностью и взял
золотой жертвенник, светильник и все сосуды его, и трапезу
предложения, и возлияльники, и чаши, и кадильницы золотые,
и завесу , и венцы, и золотое украшение, бывшее снаружи храма,
и все обобрал. Взял и серебро, и золото, и драгоценные сосуды,
и взял скрытые сокровища, какие отыскал. И взяв все, отправил-
ся в землю свою...» (1 Макк 1:21-24а).
Беды Иерусалима на этом не кончились. Как сообщает
1 Макк 1:29-40, по прошествии двух лет царь послал в Иерусалим
Своего представителя. Тот прибыл в сопровождении войск, кото-
рые по неизвестным причинам напали на город и его жителей.
Он также разрушил городские стены. Затем он и его люди «ог-
радили город Давидов большой и крепкой стеной и крепкими
башнями, и сделался он для них крепостью» (1:33). Эта крепость,
где дислоцировались чужеземные войска, оставалась военным
-[23]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
центром селевкидского владычества в Иерусалиме и Иудее на протяжении следующего поколения.
По-видимому, в том же 167 году до н.э. (1 Макк 1:54) произошли следующие события.
Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом, и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя. И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу. Царь послал через вестников грамоты в Иерусалим и в города Иудейские, чтобы они следовали узаконениям, чужим для сей земли, и чтобы не допускались всесожжения и жертвоприношения, и возлияние в святилище, чтобы ругались над субботами и праздниками и оскверняли святилище и священников, чтобы строили жертвенники, храмы и капища идольские, и приносили в жертву свиные мяса и скотов нечистых, и оставляли сыновей своих необрезанными, и оскверняли души их всякою нечистотою и мерзостью для того, чтобы забыли закон и изменили все постановления. А если кто не сделает по слову царя, да будет предан смерти (1 Макк 1:41-50).
Святилище переименовали в храм Зевса Олимпийского (2 Макк 6:2). Там стала практиковаться проституция, предлагались в жертву запрещенные законом Моисеевым животные, и иудеев «с тяжким принуждением водили каждый месяц в день рождения царя на идольские жертвы, а на празднике Диониса принуждали иудеев в плющевых венках идти в торжественном ходе в честь Диониса» (2 Макк 6:7). Особенно примечательное событие, согласно источникам, произошло 15 кислева (девятый месяц) 167 года до н.э., когда «устроили на жертвеннике мерзость запустения» (1 Макк 1:54). Более того, «книги закона, какие находили, разрывали и сжигали огнем» (ст. 56). Эти акции как будто шли вразрез с обычной политикой Антиоха по отношению к покоренным народам и де-факто означали запрет еврейской религии под страхом смерти. Почему же просвещенный, казалось бы, монарх предпринял столь радикальные шаги?
-[24]-
Глава 1. Время второго храма
Причины, которые подвигли Антиоха на такое поведение, обсуждались неоднократно. Ясно, однако, что Иерусалим уже некоторое время был источником проблем для Селевкидов, и корень этих проблем царь усматривал в необычной религии евреев. 2 Макк 3 описывает инцидент, который излагается в форме чудесной сказки, но за ним, видимо, стоит случай, когда селевкидский чиновник столкнулся с серьезными проблемами, пытаясь изъять деньги из храмовой казны (см. выше). Впоследствии высказывались обвинения против Менелая, когда его брат Лисимах, оставленный в качестве его представителя в Иерусалиме, пока первосвященник ездил в Антиохию, оказался в центре кровавой разборки с иерусалимлянами (2 Макк 4:39-50). Еще до инцидента, в котором Антиох с одобрения Менелая ограбил храмовую казну, в Иерусалиме произошел бунт: Иасон, низложенный первосвященник, услышал ложный слух, что Антиох умер в ходе египетской кампании. Иасон ухватился за эту возможность изгнать Менелая и вернуть себе прежний статус. Его отряд нанес большой урон и перебил множество людей перед отходом (2 Макк 5:5-10). Согласно 2 Макк, когда Антиох узнал о нападении Иасона, он решил, что восстал весь город. Поскольку его только что унизил в Египте римский легат, помешав взять Александрию, он пребывал в отвратительном настроении. Свою досаду и злобу он выместил на Иерусалиме (2 Макк 5:11-16).
Как бы то ни было, выполнять традиционные иудейские обряды и обычаи стало практически невозможно. В разгар всех пих гонений члены семьи Хасмонеев, священнического клана из города Модин, предприняли первые шаги к сопротивлению. 2 Макк 5:27 сообщает, что «Иуда Маккавей, еще с девятью другими, удалился в пустыню и жил со своими приверженцами в горах но подобию зверей, питаясь травами, чтобы не участвовать в осквернении». 1 Макк 2 вместо этого рассказывает о Маттафии, патриархе хасмонейского клана, который решительно отказался участвовать в отступничестве, причем отверг и предлагавшуюся
-[25]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
Глава 1. Время второго храма
взятку. Он также убил одного еврея, который стал по повелению царя приносить жертву «на жертвеннике, который был в Моди-не» (ст. 23), убил царского офицера, который руководил исполнением указа, и разрушил сам жертвенник (ст. 24-25). Затем он призвал к оружию: «И воскликнул Маттафия в городе громким голосом: всякий, кто ревнует по законе и стоит в завете, да идет вслед за мною! И убежал сам и сыновья его в горы, оставив все, что имели в городе» (2:27-28). Другие спасались от новой государственной политики в пустыне (ст. 29).
Началось с малого, но вскоре сопротивление настолько разрослось, что повстанцам удалось разбить селевкидские отряды, высланные против них. Маттафия вскоре умер, а на место вождя заступил его сын Иуда. Он получил прозвище Маккавей (видимо, означало «Молот»); его семья и руководимое им движение также стали известны под этим именем. Иуда и его воины выиграли ряд сражений с селевкидскими войсками (1 Макк 3:10-4:35), а в конце концов отвоевали Иерусалим. Там они начали очищать храм от осквернения. Они не только устранили нанесенный урон и убрали все кощунства, но и соорудили новый жертвенник и заново посвятили святилище Богу Израилеву. Обновление храма свершилось 25 кислева, ровно два или три года (в зависимости от того, следовать ли хронологии 2 Макк или 1 Макк) после установления в нем языческих жертвоприношений. Они учредили и праздник под названием Ханука («Освящение, Обновление»): он начинается 25 кислева и продолжается восемь дней (1 Макк 4:36-59).
В последующие несколько лет произошли новые важные события. Конфликт с селевкидским режимом не угас после обновления храма. Указы Антиоха были официально отменены лишь в 162 году до н.э. Иуда Маккавей оставался одной из главных политических и военных сил в Иудее; он даже предпринял несколько успешных вылазок на соседние территории, часто для защиты тамошнего еврейского населения (1 Макк 5). В 162 году первосвященник Менелай умер, а его место занял Алким,
другой царский назначенец. Насколько можно судить, Алким также не принадлежал к традиционному первосвященническому роду, но невзирая на это его поставили на эту должность и послали в Иудею с военным отрядом. Любопытно, что Алким пошел к царю, на сей раз Деметрию I (162 - 150 до н.э.), жаловаться на Иуду. Царь послал в Иудею войска, но Маккавей разбил и их (7:20-50).
1 Макк 8 добавляет существенные штрихи к портрету Иуды. Он «услышал о славе римлян, что они могущественны и сильны и благосклонно принимают всех, обращающихся к ним, и кто ни приходил к ним, со всеми заключали они дружбу. А что они могущественны и сильны, — рассказывали ему о подвигах их...» (8:1-2а). Иуда отправил делегацию в Рим, «чтобы заключить с ними дружбу и союз и чтобы они сняли с них иго, ибо они видят, что эллинское царство хочет поработить Израиля» (8:176-18). Судя по этому короткому упоминанию, успехи Маккавеев в борьбе с селевкидским игом были далеко не полными. Римский сенат согласился заключить договор с маккавейской партией; это означало, что, если у одного народа случится война, другой обязан помогать (8:22-28). Римская мощь, которая косвенным образом уже сыграла роль в еврейской истории, когда Антиоху IV пришлось удалиться из Египта, впоследствии не раз оказывалась ценной. С Римом установились дружеские отношения, и до ненависти, которая возникла после подчинения Римом Иудеи (63 до н.э.), было еще далеко.
Иуда никогда не занимал официальной должности. В 160 году до н.э. он пал в битве с селевкидскими войсками (9:1-18). На его место в руководстве отрядами заступил его брат Ионафан (младший из сыновей Маттафии), но к этому моменту Селевкиды уже снова стали одолевать маккавейскую партию. Годом позже умер первосвященник Алким (9:54-57). 1 Макк не называет имя его преемника; не упоминает о нем и Иосиф Флавий. Согласно Флавию первосвященническая должность оставалась свободной it течение семи лет после смерти Алкима. Возникла крайне не-
-[26]-
-[27]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
обычная ситуация, которой в истории второго храма не было уже лет 350. Ученые много дискутировали относительно того, что тогда происходило: первосвященник существовал, но его имя почему-то потерялось? Или его функции выполнял меньший по званию священник, которого поставили в отсутствие официального преемника Алкиму (см. ниже раздел по кумранским рукописям о возможной связи этой ситуации с возникновением кумранской общины)?
Последние семьдесят лет Селевкидской империи были смутным временем с частыми войнами за трон. Временами Маккавеям удавалось использовать слабость Селевкидов и обращать ее на пользу себе лично или своей стране. Один из таких случаев был в 152 году до н.э. Как мы уже видели, источники не сообщают, кто был первосвященником между 159 годом (когда умер Алким) и 152 годом до н.э. В этом году Деметрий I, который теперь сидел на селевкидском престоле, испытывал сложности из-за некоего Александра Баласа (выдававшего себя за сына Антиоха IV) и нуждался в любой военной помощи. Понимая силу Ионафана, он предложил ему право набирать войска в обмен на поддержку. Ионафан принял приглашение и использовал свою новую власть, чтобы занять и укрепить Иерусалим (1 Макк 10:1-11). Александр оказался также не прост и отписал Ионафану: «...мы поставляем тебя ныне первосвященником народа твоего; и ты будешь именоваться другом царя, и будешь держать нашу сторону и хранить дружбу с нами» (10:20). Ионафан не заставил себя упрашивать, «и облекся Ионафан в священную одежду в седьмом месяце стошес-тидесятого года [т.е. Селевкидской империи — 152 до н.э.] в праздник Кущей, и собрал войско, и заготовил множество оружия» (10:21). Яснее не скажешь: Ионафан стал первосвященником потому, что командовал армией. Правда, он был родом из священнической семьи, но не это добыло ему первосвященническую должность. Царь Деметрий сделал контрпредложение, включавшее колоссальные налоговые уступки (10:22-45), но Ионафан и народ не поверили ему и остались на стороне Александра Баласа
Глава 1. Время второго храма
(10:46-47). Решение оказалось прозорливым: Александр разбил и убил Деметрия и стал царем вместо него (10:48-50).
Ионафан, военачальник и союзник селевкидского царя, оставался первосвященником в течение десяти лет, хотя источники не сообщают ни об одном культовом действии, которое он бы исполнил. Дипломатия в те годы была исключительно сложной игрой, но Ионафан добился успехов и в битвах, и в стяжании почестей (1 Макк 10-11). Он также дальновидно обновил узы, которые его брат установил с Римом. Риму было выгодно ограничивать селевкидских монархов, а потому предложение о союзничестве было с удовольствием принято (12:1-4).
Иосиф Флавий, переписывая сообщения о данном периоде в «Иудейских древностях», добавил к 1 Макк (своему основному источнику) любопытный пассаж.
В это время существовали среди евреев три секты, которые отличались различным друг от друга мировоззрением. Одна из этих сект называлась фарисейской, другая саддукейской, третья ессейской (13.171).
Флавий не говорит, что все они возникли именно в это время, а просто отмечает, что они существовали и расходились между собой в ряде вопросов, каковые расхождения дальше кратко резюмирует (13.172-173).
В конце концов, однако, Ионафана обманул человек по имени Трифон, который пытался добыть себе Селевкидское царство. Он убедил Ионафана встретиться с ним в городе Птолема-иде и отпустить почти все войска перед входом в город. Оставшиеся солдаты Ионафана были затем убиты жителями города, л Ионафана Трифон взял в плен (1 Макк 12:46-53). Эта беда вдохновила его брата Симона (второго по старшинству среди сыновей Маттафии) принять на себя как секулярное (главнокомандующий армии), так и религиозное (первосвященник) главенство над еврейским народом (гл. 13; относительно первосвященства см. ст. 36). Симон попытался освободить брата,
-[28]-
-[29]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
но неудачно. В итоге Трифон казнил Ионафана возле города Васкамы (13:23).
Хасмонейское государство (ок. 140 - 63 до н.э.)
Начиная с Симона, хасмонейским правителям удавалось сохранять разную меру независимости для иудейского государства, хотя над ним непрестанно нависала тень селсвкидского режима.
Семья Маккавеев/Хасмонеев
Маттафия
![]() |
Иоанн Симон Иуда Елеазар Ионафан
Иоанн Гиркан
![]() |
Аристовул II Александр Яннай – Александра
Гиркан II Аристовул II
Александра – Александр Антигон
Аристовул III Мариамна
Симон (142 - 134 до н.э.)
В каком-то смысле Симон выглядит величайшим из Маккавеев. Или, возможно, обстоятельства позволили ему добиться такого успеха. Отметим лишь некоторые из его первоначальных достижений.
• Выстроил и укрепил ряд крепостей в Иудее.
• Провел успешные переговоры с Деметрием II, который отста
ивал против Трифона селевкидский трон. Царь даровал Симо-
Глава 1. Время второго храма
ну и жителям Иудеи мир, право владеть своими крепостями и свободу от имперских налогов (1 Макк 13:36-40).
В результате в 142 году до н.э. было «снято иго язычников с Израиля; и народ Израильский в переписке и договорах начал писать: "Первого года при Симоне, великом первосвященнике, вожде и правителе Иудеев"». В следующем году ему удалось изгнать из иерусалимской крепости чужеземные войска: основному присутствию Селевкидов в столице был положен конец. Симон установил, чтобы память об этом событии праздновалась ежегодно (13:48-52). Автор 1 Макк включает в свое повествование славословие делам Симона и достигнутому им миру (14:4-15), причем даже использует библейский образ «и сидел каждый под виноградом своим и под смоковницей своей» (ст. 12).
Дела и статус Симона становились все значительней. Римляне (на сей раз инициатива приписывается им) обновили с ним дружбу и союзничество (14:16-19). Автор 1 Макк уделяет, однако, много места декрету, изданному «великим собранием священников и народа и князей народных и старейшин страны» (ст. 28), который признал огромный вклад Симона и его братьев (назван только Ионафан): они, «подвергая себя опасности, противостали врагам народа своего, чтобы сохранить святилище его и закон, и великой славой прославили народ свой» (ст. 29). Сказано, что (-имон истратил много собственных денег на вооружение и жало-мапье солдатам; признаны его военные заслуги (ст. 32-34). Затем была официально подтверждена и усилена власть Симона.
• «Иудеи и священники согласились, чтобы Симон был у них начальником и первосвященником навек, доколе не восстанет пророк верный» (ст. 41). По-видимому, это означало, что Симону оставаться при этих должностях, пока Бог не укажет иначе.
· «...чтобы все слушались его, чтобы все договоры в стране писались на его имя, и чтобы он одевался в порфиру и носил золотые украшения» (ст. 43).
-[30]-
-[31]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
Глава 1. Время второго храма
• «И никому из народа и священников да не будет позволено отменить что-либо из сего или противоречить словам его, или без него созывать собрание в стране и одеваться в порфиру и носить золотую пряжку» (ст. 44). Возможно, эти слова предполагают существование оппозиции к Симону и его владычеству и ставят ее вне закона.
Обретя такую власть на родине, Симон оставался выгодным союзником селевкидских царей и претендентов на трон. Когда Антиох VII, брат Деметрия II, задумал вторжение с целью добыть себе царство, он подтвердил предыдущие налоговые уступки Симону и даже добавил новые послабления: «Дозволяю тебе чеканить свою монету в стране твоей» (15:6). Ученые спорят, действительно ли Симон чеканил монеты (вряд ли), но как минимум разрешение на это он получил от человека, который стал царем в Антиохии. Вскоре, однако, соглашение между Антиохом VII и Симоном нарушилось, а Иуда и Иоанн, сыновья Симона, победили войска, посланные Антиохом в Иудею (1 Макк 16:1-10).
1 Макк заканчивает повествование смертью Симона и тем, что его должности сразу же занял его сын Иоанн. Птолемей, зять Симона, который управлял Иерихонской областью, устроил пир для Симона и двух его сыновей. Когда гости опьянели, по знаку Птолемея их (или по крайней мере Симона) убили. Так первосвященник закончил свои дни. Попытались убить и его наследника Иоанна, но попытка провалилась (16:11-22).
Гибель Симона (134 до н.э.) ознаменовала конец замечательной череды братьев, которые более тридцати лет возглавляли войско, а впоследствии и весь народ. Они превратили Иудею из храмового государства в полунезависимую нацию, существенно расширили ее территорию и военную мощь. Ионафану и Симону удалось стать первосвященниками, то есть занять высшую должность в стране, а Симон занял вдобавок и другие высокие должности. Первосвященнический род Опии, который ранее был у власти на протяжении 150 лет (до 175 до н.э.), имел совсем
-[32]-
мало шансов вернуть себе былое положение, поскольку в руках теперешних первосвященников была также светская власть в стране, включая руководство армией.
Остальную часть истории маккавейской/хасмонейской династии мы знаем по трудам Иосифа Флавия, главным образом «Иудейским древностям», но отчасти и «Иудейской войне».
Иоанн Гиркан (134 - 104 до н.э.)
Иоанн Гиркан начал правление с попытки наказать Птолемея, который убил его отца и заключил в темницу его мать и братьев. Когда Иоанн напал на его крепость, Птолемей велел пытать мать Иоанна на верху крепостной стены. Впоследствии он казнил и ее, и двух ее сыновей (Иудейские древности, 13.230-235). Положение усугубилось еще и вторжением Антиоха VII, который осадил Иерусалим, срыл его стены и вынудил иудеев заплатить крупную сумму денег (13.245-248). Создается впечатление, что впоследствии Иоанн и Антиох стали союзниками (13.249-253). Когда Антиох VII умер (129 до н.э.), Иоанну удалось захватить территорию в древнем Моаве и Самарии, где он разрушил самаритянский храм и вынудил тамошних жителей исполнять такие иудейские законы, как обрезание (13.254-258).
Следуя традиции, Иоанн обновил дружбу и союзничество с римлянами (13.259-266). Ему также удалось провести большую часть лет в мире с Селевкидами: внутренние раздоры из-за пре-<юла ослабили некогда могущественную империю. Сказано, что Иоанна не только не устрашали различные претенденты на трон, но он относился к ним с презрением (13.273-274). Впоследствии он победил после долгой осады Самарию. В ходе этой осады самаритяне дважды получали помощь от селевкидского царя Антиоха IX Кизикийца, но оба раза тот был разбит.
Иосиф Флавий рассказывает историю, в которой фигурируют фарисеи и саддукеи. Она показывает, что эти партии участвовали к политической борьбе на самом высоком уровне и с ними < читались правители вроде Гиркана. По сообщению Флавия,
-[33]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
фарисеи были особенно враждебны Гиркану. Поначалу Гиркан был даже их учеником «и пользовался с их стороны большим расположением» (13.288-292), но затем между ними пробежала черная кошка. Случилось это при следующих обстоятельствах. Однажды он пригласил их на пир и опрометчиво спросил, не замечают ли они в его поступках чего-то неправильного и не хотят ли его поправить. В ответ раздались всеобщие похвалы, но некий Елеазар, которого Флавий называет «человеком дурного нрава и придирчивым», предложил Гиркану сложить с себя первосвященнический сан и удовольствоваться положением правителя народа. Когда же Гиркан спросил о причине, Елеазар сказал: «Мы слышали от стариков, что ты родился в то время, когда мать твоя находилась в плену у Антиоха Епифана». Упомянутый слух был ложным (ни о чем таком сведений нет), и, пересказав его, Елеазар разгневал не только Гиркана, но и других фарисеев. Однако среди близких к Гиркану людей был саддукей, который интригански убедил его, что Елеазар высказал не только свое частное мнение, но и всей фарисейской партии. Тогда Гиркан примкнул к саддукеям и отменил все постановления, которые придавали фарисеям высокий статус. По мнению Флавия, именно из-за этих гонений на фарисейство народ, в среде которого фарисеи были популярны, возненавидел Иоанна Гиркана (13.293-298).
Аристовул I (104 - 103 до н.э.) и царство
После смерти Иоанна (104 до н.э.) его должности унаследовал Аристовул, его старший сын. Согласно Иосифу Флавию, он решил изменить прежнюю форму правления и провозгласить себя царем, чего Хасмонеи раньше не делали (13.301); более того, Аристовул заключил в темницу большинство своих братьев и уморил голодом собственную мать. Одного брата, по имени Антигон, он все-таки любил, но впоследствии стал подозревать и его, что закончилось для Антигона смертью, пусть даже, как представляется, и не по личному приказу Аристо-
-[34]-
Глава 1. Время второго храма
вула (13.307-309). Аристовул умер, процарствовав всего один год (13.318). При всем негативе, который сообщает Флавий об отношениях между Аристовулом и его семьей, он хвалит этого царя (которого прозвали филэллином) за заслуги перед народом: в частности, за завоевание Итуреи, обитателей которой Аристовул заставил обрезаться и жить по иудейскому закону (13.318-319).
Александр Яннай (103 - 76 до н.э.)
Саломея Александра, жена Аристовула, объявила царем его брата Александра Янная. В начале своего правления его войска потерпели серьезное поражение от Птолемея Лафура, незадолго до этого перебравшегося на Кипр. Александр избежал тяжелейшей опасности для себя и своей страны лишь благодаря военному вмешательству Клеопатры III, матери Птолемея. Спасшись от Птолемея, Александр возобновил нападения на различные территории, включая Газу, жителей которых он перебил (13.320-364).
Военные действия Александра наносили большой урон населению. Однажды на праздник Кущей произошел следующий инцидент: «На Александра восстали его подчиненные... Когда Александр приблизился к алтарю, чтобы принести жертву, они стали кидать в него лимонами... кроме того, народ стал поносить его, что он родился от военнопленных родителей и потому не может быть признан достойным чести совершать жертвоприношения» (13.372). В отместку за эти и другие акты недовольства Александр перебил тысячи сограждан. В какой-то момент он предложил народу высказаться, «чего им, собственно, нужно», и в ответ услышал: «Умри!»; «затем иудеи призвали к себе на выручку Деметрия Эвкера» (13.376). То есть поданные запросили помощи против Янная у селевкидского царя.
Деметрий действительно явился в Иудею с войском, сражался с Яннаем и победил (13.377-378). Впоследствии он отошел, но Яннай, избавившись от чужеземной угрозы, оставался при
-[35]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
проблемах на родине. Ему удалось, однако, отомстить наиболее заклятым своим иудейским врагам. Он захватил шесть тысяч из них, привел в Иерусалим и расправился с ними: «Находясь со своими наложницами в уединенном уголке и пируя там с ними, он велел распять около восьмисот иудеев и перерезать на виду их всех жен и детей» (13.380). Остальные восемь тысяч его врагов в страхе бежали. В отсутствие самых жестких и активных критиков Яннай процарствовал до конца дней без проблем на родине. Это спокойствие дома развязало ему руки для частых нападений на соседние города и народы. Войны оказались довольно успешными (13.393-397). Он и умер во время военного похода, в который отправился, несмотря на трехлетнюю болезнь (13.398-404).
По сообщению Иосифа Флавия, на смертном одре Яннай дал своей жене Александре (бывшей вдове Аристовула) ряд ценных указаний, например «предоставить фарисеям какую-нибудь привилегию, ибо если последние станут хвалить ее за дарованную им милость, то тем самым они расположат и народ в ее пользу» (13.400). При этом он не без оснований отнес народную нелюбовь к себе на счет репрессий на фарисейство (13.401) — возможный намек на то, что казненные им были фарисеями. Более того, Яннай велел жене ничего не предпринимать в делах правления без их совета (13.401). Флавий не объясняет, почему Яннай предполагал, что преемником станет именно вдова, а не один из сыновей. Как бы то ни было, Александра исполнила пожелания супруга, чем, помимо всего прочего, обеспечила ему более достойное погребение (13.406).
Саломея Александра (76 ~ 67 до н.э.)
Далее произошел отход от традиции: иудейский престол заняла после смерти мужа Александра (на должность первосвященника она, конечно, не подходила). Иосиф Флавий сразу дает намек на предстоящие беды для народа, описывая двух сыновей
-[36]-
Глава 1. Время второго храма
Янная: «Александр оставил после себя двух сыновей, Гиркана и Аристовула, а царство передал Александре. Из сыновей этих Гиркан был не способен к государственным делам и более всего предпочитал мир и спокойный образ жизни, тогда как младший, Аристовул, был энергичнее и предприимчивее его. Вместе с тем царица [буквально «женщина»] сумела снискать себе расположение народа тем, что открыто высказывала свое несочувствие ко всему тому, что предпринимал столь ошибочно ее покойный муж» (13.407). Александра назначила Гиркана первосвященником и «передала все дела фарисеям, повиноваться которым повелела и народу» (13.408).
Фарисеи действительно взяли дела в свои руки и расправились со многими виновниками казни восьмисот человек при Яннае (13.408-415). Это создало раскол в обществе, и Аристовул резко и публично критиковал действия матери (13.416-418). Когда же она тяжело заболела, он восстал против нее, захватив все крепости в стране. Он еще удерживал их, как она умерла, процарствовав девять лет (13.422-430), — царствование примечательное, ибо после библейской Гофолии она стала первой царицей на иерусалимском троне. Впрочем, Иосиф Флавий настроен очень критически: под конец отчета о ней он обвиняет ее в ненасытном властолюбии и в том, что она оставила государство недостойным наследникам (13.430-432).