Мифы и легенды Санкт-Петербурга
«Петербург всегда считался городом придуманным. Это была фантазия одиночки-Петра: задумал построить на Финском болоте город и всем назло построил. А раз город новый, без прошлого, без корней, он не имеет фольклора. В Москве - там есть фольклор, в Крыму - конечно, на Урале - ну, а как же! А в Питере - откуда ж ему взяться? Однажды мне захотелось это опровергнуть. Я всегда знал, что история лицемерна: то искажает факты, то недосказывает. Однажды, читая лекцию по архитектуре Санкт-Петербурга, я сам попался на удочку; рассказал одну вроде бы совсем правдивую историю, а потом выяснилось, что это выдумка, легенда. Стыдоба? Это как посмотреть. Не зря же один умный человек, уж не помню кто (может, Эльдар Рязанов?), сказал: "История - это сказка, слегка приукрашенная правдой". Легенды и исторические факты прекрасно уживаются вместе, дополняют друг друга.»
Н.А. Синдаловский
Различные по происхождению, местообитанию, предназначению призраки, видения, прочие сверхреальные существа искони составляют как бы «второе», чаще невидимое население Северной столицы. Появляясь в сумерках и ночью, выскальзывая из туманно-снежной мороси, они стали для города – и в устных преданиях, и в литературе – «такой же достопримечательностью, как привидения старинных английских замков».
А. Ф. Некрылова.
Если разложить в хронологической последовательности найденные на сегодняшний день легенды о Петербурге, то получится «История Петербурга в легендах и преданиях». Но не все легенды созданы очевидцами событий. И последующие поколения рождали легенды даже о петровском времени. Как эта: «Однажды во время осмотра Васильевского острова Петр I заметил две сосны. Ветвь одной из них так вросла в ствол другой, что определить, какой из сосен она принадлежит, было невозможно. Воскликнув: «О! Дерево-монстр! Дерево-чудище!» - Петр приказал на этом месте построить здание Кунсткамеры».
Еще одна легенда тоже относится к петровским временам. Пока строилась Петропавловская крепость, напротив, на оконечности острова, называемой Стрелкой, для защиты входа в Неву от шведов была устроена артиллерийская батарея, которой командовал бомбардирский поручик Василий Дмитриевич Корчмин. По словам историка А.Богданова, Петр I посылал ему приказы и распоряжения с лаконичной надписью: "Василию на остров". А после его смерти, как гласит легенда, остров был поименован в память Корчмина "Васильевским".
Склонные к причудам петербургские приведения порой избирают местом обитания строения, при их «телесной жизни» не существовавшие. Именно такой дом с приведениями располагался по адресу: Миллионная улица, дом 3. Некоторое время он принадлежал княгине Борятинской. Княгиня безуспешно пыталась сдать особняк в аренду. Этому препятствовали являвшиеся сюда призраки Петра Великого и некой молодой дамы. Не смущаясь тем, что дом был выстроен уже после смерти самодержца, облюбовавшие его призраки непринужденно бродили из комнаты в комнату. Иногда Петр Первый оборачивался и начинал рассерженно выговаривать за что-то своей спутнице. По предложению очевидцев, он обличал ее в клятвопреступлении.
Позже особняк приобрела императрица Екатерина Великая и подарила фельдмаршалу Н.И. Салтыкову. Вскоре после перехода в собственность фельдмаршала (то ли из-за тяжелого характера владельцев, то ли по изменившимся обстоятельствам своей призрачной жизни) приведения исчезли, лишив особняк интригующей исключительности.
Лишь в 1918 году, когда некогда прославленное здание посетил большевистский комиссар, вернулась слава, как «Дома с привидениями». Комиссар обнаружил в нем старушку-княгиню А.С. Салтыкову и сто шестидесятилетнего попугая, который принадлежал М.С. Перекусихиной, любимой камер-юнгфере Екатерины Второй.
Интересно поверье, которое гласит, что в Михайловском замке призрак императора Павла I неоднократно играл на флажолете - старинном музыкальном инструменте, похожем на современную флейту. В первый кадетский корпус на Васильевском острове нет-нет, да и являлся солдат в николаевском мундире и аршинном кивере. А на противоположном берегу Невы, напротив Николаевского моста (ныне Лейтенанта Шмидта) жил призрак женского пола - некая тощенькая Шишига в прюнелевых башмаках и черной пелерине.
Михайловский замок - одно из самых таинственных мест Петербурга. Он был построен по приказу императора Павла Первого, но Павел прожил в этом замке всего 40 дней, так как был убит собственными сподвижниками в своей спальне. В течение всей своей жизни Павел боялся покушений, и именно поэтому, отказавшись жить в официальной резиденции Российских монархов, Зимнем Дворце, хотел построить собственный, “безопасный” дворец, окруженный глубокими рвами. Однако это не помогло. После смерти Павла замок превратился в заброшенное и мрачное место, в котором до сих пор посетители видят странные тени и становятся свидетелями необъяснимых явлений.
Одна из легенд Михайловского замка по-своему объясняет его необычный, несвойственный для Петербургской архитектуры цвет. По преданию, однажды Павел присутствовал на балу, где была и его будущая фаворитка - Анна Лопухина. Во время одного из танцев она обронила перчатку, и Павел, как истинный рыцарь, наклонился, чтобы поднять ее. Рассмотрев перчатку поближе, он удивился ее странному красно кирпичному цвету. Этот оттенок так понравился Императору, что он тут же отправил перчатку архитектору Михайловского замка и приказал взять ее цвет за образец.
Замок не принес Павлу ни мира, ни счастья. Согласно преданиям, Император предчувствовал свою судьбу, и в последний вечер, выходя из-за стола после ужина, прошептал: “Чему быть, того не миновать”.
После смерти Павла замок был заброшен: члены императорской семьи не желали жить в нем. До сегодняшнего дня Михайловский замок остается одним из самых загадочных мест в Петербурге, привлекая посетителей, которые надеются проникнуть в тайны этого места.
Больше всего призраков после себя оставила эпоха Павла I. Способствовало этому, видимо, то, что император и его ближайшее окружение были склонны к мистическому истолкованию любого события. И если призрак Петра I появляется в силу какой-либо общественной необходимости, то приведение Павла I материализуется в силу личных особенностей самого мистического и непредсказуемого императора. Вот уже сколько лет в Михайловском замке бродит его дух, до сих пор не нашедший покоя.
Среди студентов и преподавателей Академии художеств бытует легенда об архитекторе Кокоринове, знаменитом строителе здания Академии и ее первом директоре, который был так издерган и затравлен, что однажды будто бы покончил жизнь самоубийством на чердаке Академии. С тех пор в вечерней тишине там раздаются непонятные звуки. По слухам, это призрак архитектора бродит по чердакам и запутанным лестничным переходам...
Еще один призрак являлся к главным воротам той же академии по ночам, во время подъема воды в Неве. На окрик швейцара: «Кто стучит?» в ответ раздавался то ли грохот ветра, то ли рокот воды, то ли голос человеческий. Но если вслушаться, можно было разобрать примерно следующее: «Я стучу, я - скульптор Козловский, со Смоленского кладбища, весь в могиле измок и обледенел... Отвори».
Одна из самых ужасающих легенд Смоленского кладбища (которую, кстати, многие ученые рассматривают не как легенду, а как исторический факт) — легенда о сорока заживо погребенных священниках. Вскоре после революции священников со всего города арестовали, привезли на Смоленское кладбище, выстроили на краю заранее вырытой огромной могилы и предложили либо отречься от веры, либо ложиться в землю заживо. Все священники предпочли мученическую смерть. Говорили, что еще в течение трех дней из могилы доносились стоны, а земля на этом месте шевелилась. Затем на могилу упал Божественный луч, и все затихло.
Исследователи говорят, что привидения в Петербурге – не редкость. Они считают, что это явление связано с массовой гибелью людей при строительстве города. Эти приведения приходят к нам чтобы предупредить нас, уберечь от бед. Или наоборот….
Одно из самых курьезных петербургских приведений появилось после Октября 1917 г. в Кунсткамере. По приказу императора там был выставлен скелет человека огромного роста. После Октябрьской революции некоторые экспонаты музея, в том числе и череп гигантского скелета, куда-то пропали. Смотрители музея стали шепотом рассказывать, что ночами по коридорам музея бродит этот самый призрак. Он ищет свой череп! С этим приведением неоднократно сталкивались многие работники Кунсткамеры, в том числе и директор Рудольф Итс (ныне покойный).
Однако кому-то, видимо, бродящий по ночам скелет действовал на нервы, и проблему решили довольно оригинальным способом: скелету предложили чужой череп. Призраку сей «сувенир» пришелся по вкусу, и он перестал блуждать по ночам.
Еще один известный призрак Петербурга – призрак Петра Великого. По легенде, император сам выбрал то место, где будет стоять памятник. Во время одной из прогулок Павла I призрак Петра явился к нему в шляпе и плаще. Когда они подошли к Сенатской площади, Петр сказал: «Павел, прощай, но ты снова увидишь меня здесь».
В 1812 году, когда над Петербургом нависла реальная угроза наполеоновского вторжения, Александр 1 распорядился переправить памятник Петру в Вологду. Был разработан план снятия памятника с пьедестала и перевозки его с помощью специальных барж в безопасное место. Статс-секретарю Молчанову были выделены на эти цели несколько тысяч рублей.
В это время некоему капитану Батурину снится странный сон, который затем преследует его несколько ночей подряд. Во сне он видит, как Медный всадник съезжает со своей гранитной скалы и по петербургским улицам скачет к Каменному острову, где в то время находился император Александр I. Всадник въезжает во двор Каменно-островского дворца, из которого навстречу ему выходит озабоченный государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию? - говорит ему Петр Великий. - Но до тех пор, пока я стою на своем месте, моему городу нечего опасаться».
Согласно легенде, сон безвестного капитана доводят до сведения императора, в результате чего статуя Петра Великого осталась на своем месте. Надо сказать, влияние вещих снов на жизнь Петербурга было огромным. С основанием Петербурга мир снов прочно стал составной частью городского фольклора.
Свои привидения есть в Петропавловской крепости. Души пятерых декабристов, казненных летом 1826 г., тоже ведут себя беспокойно. Очевидцы рассказывают о стонах, доносящихся с места казни, и о неясных очертаниях пяти человеческих фигур.
В знаменитом доме на Гороховой обитает дух Распутина. Как утверждают обитатели дома, он не только никому не мешает, но и «следит за порядком в квартирах». И лишь иногда позволяет себе немного похулиганить.
Одним из самых жутких питерских призраков прошлого является призрак Софьи Перовской. Раз в год, в марте, на крутом мостике Екатерининского канала появляются размытые очертания молодой женщины с белым платочком в руке, которым она подавала сигналы бомбометателям.
Малоохтинское кладбище является одним из старейших некрополей Петербурга, будучи основанным еще в 18 веке по указу императрицы Екатерины I. Ранее оно носило название Раскольничьего, здесь, на этом кладбище, расположенном на берегу реки Охты, хоронили преимущественно небогатых людей и старообрядцев (раскольников). Старообрядцам было запрещено строить собственные церкви, поэтому кладбища играли для них важную роль – они были своеобразным конфессиональным центром.
Малоохтинское кладбище — последнее пристанище колдунов, алхимиков и самоубийц — издавна славилось дурной репутацией. Очевидцы утверждают, что здесь в белые ночи над могилами иногда можно увидеть медленно перемещающееся зеленоватое свечение. Многие в такую пору созерцали невесть откуда взявшийся молочно-белый туман, словно покрывалом окутывающий высокую траву, а в воздухе явственно ощущали запах ладана. Но, порой происходят тут и более таинственные, а порой даже страшные вещи.
О Малоохтинском кладбище ходит много мифов и легенд. Существует интересная история о появлении первой кладбищенской рекламы. В 1898 году на ограде одной из могил появилась надпись: «На вечную память о Лукерье Сидоровой. Решетку вокруг могилы делал опечаленный муж покойной, кузнец, проживающий на Малой Охте и принимающий заказы на подобные работы. Беру дешево и работаю добросовестно». Подобную пиар-акцию со стороны безутешного супруга вошла в историю, ее с негодованием осудила «Петербургская газета» от 20 января 1898 года.
Помимо таких маленьких любопытных фактов о Малоохтинском кладбище имеется еще несколько интересных, но непроверенных легенд. Например, ранее существовало мнение, что на нем хоронили не только старообрядцев, но и различных «лихих людей», вроде алхимиков и самоубийц, которых православная церковь запрещала для захоронения на святой земле. Рассказывали, что ночами там нередко слышатся страшные стоны, стук и скрежет и видны странные оптические явления в виде светящихся силуэтов и бело-голубых шаров.
Говорят, что еще на одном питерском кладбище — Никольском, в начале 70-х годов жил монах Прокопий. Он якшался с нечистой силой и лечил страждущих снадобьями, приготовленными из порошка костей покойников да еще смешанными с какой-то мерзостью. Однажды, как утверждают близко знавшие знахаря, к нему явился дьявол и предложил сделку — эликсир бессмертия в обмен на душу монаха. Искушение было слишком велико для смертного, и Прокопий скрепил свой договор подписью. По соглашению, служитель культа должен был в ночь на Пасху привязать грешницу к кресту, выколоть ей глаза, отрезать язык, а стекающей кровью наполнить церковный кубок. Все это он и проделал с девицей легкого поведения, которую, не особо утруждаясь, подцепил у гостиницы «Москва». Вслед за этим Прокопию нужно было 666 раз проклясть Всевышнего и до восхода небесного светила осушить чашу с кровью. Но монах не успел — оранжевым светом вспыхнули лучи солнца. И смердящий труп знахаря, усеянный мириадами мелких копошащихся червей, обнаружили около чудовищно обезображенного тела путаны. Очевидцы клянутся, что правая нога старца стала кошачьей. После этого на кладбище стали встречать большого черного кота с седым подшерстком на нижней челюсти. Были случаи, когда он набрасывался на людей и пытался перегрызть горло ошарашенному от неожиданности человеку…
Образ Пиковой Дамы – оборачивающийся то призраком, то оживающей картой, то реальной женщиной – вплетен в историю Санкт-Петербурга.
Взялась легенда о Пиковой Даме, со времен появления карт Таро. Что такое карты Таро? Это колода, в которой присутствует 78 различных карт, а также это сложная система, состоящая из символов. Изобретение появилось в средние века, началом отсчёта принято считать четырнадцатый век. В современном мире такие колоды невероятно часто используется шарлатанами с целью предсказать людям будущее. Считается, что символы данной колоды имеют огромный вес и значение в области оккультизма, химии и, конечно же, астрологии.
В этой системе как раз впервые и была использована карта с изображением дамы пик. Что же она символизирует? Существует две разные трактовки. Трактовка первая: справедливая королева-воин с луком или арбалетом, невероятно сильная духом и поражающая своих врагов ядовитой стрелой в сердце. Королева не причинит вреда хорошему человеку и тому, кто не желает ей зла, а даже, наоборот – в случае чего не откажет в помощи.
Трактовка вторая: персонаж, которого тоже нередко изображают на карте - снежная королева. Этот образ уже не такой светлый и безобидный – думаю каждый из вас знаком с произведением, в котором снежная королева запирает мальчика в царстве холода, при этом заменяя его сердце бесчувственным осколком льда.
Так кто же всё-таки может явиться в наш мир, если провести ритуал – вызов пиковой дамы, добро или зло? В первую очередь это зависит от визуализации персонажа. Если зачинщик ритуала ожидает получить помощь и на протяжении всего ритуала у него отсутствуют негативные представления о вызываемом существе – он получит что-то очень похожее на справедливую королеву, которая действительно может помочь ему с его проблемами. Если же призывая пиковую даму думать о ней как о существе несущем смерть и хаос, явится что-то очень напоминающее снежную королеву по своей сути.
Популярны (и в Петербурге, и повсеместно в России) «вызывания» Пиковой Дамы. Они чем-то походи на распространенное гадание с зеркалом и свечами. Вызывая Пиковую Даму, необходимо в двенадцать часов ночи сесть или встать перед зеркалом. «Когда двенадцать часов будет, нужно разорвать пиковую даму и посмотреть в зеркало. И издалека появится Пиковая Дама, Она пойдет по направлению к тебе. В зеркале ты увидишь, как она начнет тебя душить. Чтобы она тебя не задушила нужно или выключить свет, или разбить зеркало. А если этого не сделать, то она тебя задушит».
Среди молодёжи больше всего распространена следующая версия: Нужно нарисовать на зеркале дверцу и лестницу, после чего произнести три раза подряд фразу: “Пиковая дама приди!”. Дама должна приоткрыть нарисованную дверь и начать спускаться по лестнице, в этот момент нужно загадывать желание (собственно это и является целью вызова пиковой дамы), после чего необходимо быстро стереть всё, что нарисовано – пока пиковая дама не успела сойти с последней ступени в этот мир. В скором времени желание должно сбыться. Если думать слишком долго и не успеть стереть с зеркала изображение, существо задушит того, кто совершал вызов.
Петербургская Пиковая Дама – надменная призрачная старуха и роковая карта – обрела вторую жизнь в прозаическом фольклоре, причем фольклоре детском, жаждущем загадочных, устрашающих событий.
Кикимора— восточнославянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям.
Разумеется, в строгом смысле кикимора – это не привидение. Но поскольку родство между этими персонажами близкое, да и идентификация нечисти в Троицкой церкви именно как «кикиморы» вызывает некоторые сомнения, мы считаем возможным поместить здесь разбор и этой легенды.
Итак, легенда утверждает, что однажды ночью, после службы, дьякон Троицкой церкви, оставшись один в храме, услышал там нечистую силу. Легенда эта излагается в разных вариантах, в зависимости от фантазии рассказчика. Самая известная версия из книги Алексея Толстого «Хождение по мукам» : «Еще во времена Петра Первого дьячок из Троицкой церкви, что и сейчас стоит близ Троицкого моста, спускаясь с колокольни, впотьмах, увидел кикимору — худую бабу и простоволосую, — сильно испугался и затем кричал в кабаке: „Петербургу, мол, быть пусту“, — за что был схвачен, пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно» .
Выявить источники этой легенды несложно. Впервые она встречается в книге М. И. Семевского «Слово и дело», вышедшей в 1884 г. Книга представляет собой литературную обработку ряда дел из архивов Тайной канцелярии. В кратком изложении история, описанная Семевским, выглядит так: 9 декабря 1722 г., находясь ночью на карауле возле Троицкой церкви, солдат Данилов услышал в церкви странные звуки. Утром он доложил об этом псаломщику Дмитрию Матвееву. Тот, осмотрев колокольню церкви, обнаружил там беспорядок, оборванные веревки и т.п. Он рассказал об этом всему церковному причту; начались обсуждения. Кто-то предположил, что в церкви завелась кикимора; была высказана и иная версия – в церкви был чёрт. Наконец, церковный дьякон замечает, что «Питербурху пустеть будет».
Вскоре о слухах стало известно властям. Псаломщик Матвеев и дьякон (имени которого Семеновский почему-то не приводит) были арестованы и допрошены. При этом фраза о запустении Петербурга интересовала следователей больше всего. Дьякон на следствии показал, что о запустении Петербурга он «… толковал с простоты своея, в такой силе: понеже-де императорского величества при С.-Питербурхе не обретается, и прочие выезжают, так Питербурх и пустеет».
По итогам следствия дьякон был сослан в каторгу на три года.
Еще одно из самых мистических и загадочных мест Санкт-Петербурга — Александро-Невская лавра. Воздвигнутая в начале XVIII века на остатках древнего языческого святилища, она всегда была покрыта завесой таинственности. Опасно находиться в лавре в белые ночи. Здесь можно встретиться с представителями самых мрачных обиталищ потустороннего мира.
Александро-Невский монастырь – древнейший архитектурный комплекс Санкт-Петербурга – по праву считается еще и одним из самых загадочных мест нашего города. Легендами окутана сама идея Петра Великого основать монастырь за изгибом Невы, на левом берегу. 1710 год – время переноса столицы из Москвы в строящийся Санкт-Петербург. Но патриархальная и столь отсталая в глазах сподвижников царя-реформатора Москва – сердце России, ее «сорок сороков» церквей – все еще духовная столица страны. Невский проспект (называемый еще проспектом веротерпимости – с расположенными рядом католическими, реформатскими, лютеранскими, армянскими церквами) не мог стать духовным центром для православных жителей города. Потребность же создать новую святыню, своим величием могущую поспорить со святынями Москвы, Киева и Новгорода, была велика. Легендарная победа князя Александра Невского над шведами в устье Невы послужила идее строительства будущей лавры. Монастырь был заложен на месте древнего финского поселения Вихтула. Русские купцы именовали его по-своему – Викторы. «Эврика!» (точнее «Виктория!»), - воскликнул, наверное, Петр. Само место хранит память о месте виктории над неприятелем. Восстановилась связь времен (тем более, что обустройством подъезда к монастырю – нынешнего Староневского проспекта – занимались все те же шведы, военнопленные Северной войны). На месте победы русской силы было заложено место побед русского духа. В 1724 году в только что отстроенный монастырь был перевезен из Владимира прах св. Александра Невского. В присутствии царя только что назначенный архимандрит монастыря Феодосий освятил место и водрузил крест.
Надо сказать, что среди коренных петербуржцев бытует немало легенд и поверий, связанных с лаврой. Рассказывают, что в белую ночь на кладбище Александро-Невской лавры можно столкнуться с призраком, которого окрестили «Пьяным могильщиком». Раскачиваясь, словно крепко набравшийся человек, он бродит в грязной хламиде от одной могилы к другой. Если на его пути встречается запоздалый прохожий, он просит угостить его водкой. Не дай бог, у несчастного не окажется спиртного: привидение тогда разрубает его лопатой пополам!
А еще на кладбище видели эльфов, в пруду – русалок и настоящего водяного.
Но то все персонажи мифические. Достоверно же известно, что в 90-е на кладбище обосновались сектанты. В старых склепах кто-то расставлял иконы, рисовал «фрески» последнего царя и его верного Григория Распутина. Грешили и на катакомбников, и на членов «Богородичного центра». Люди в полумонашеских одеяниях вступали в разговоры с посетителями, доказывая, что именно они истинные последователи убиенного государя. Страшнее всех были сатанисты, много лет проводившие таинственные обряды в катакомбах. Об этом не раз публично заявляло лаврское руководство, но выгнать пришельцев удалось лишь в конце 90-х, когда кладбище стало местом захоронений элиты «демократической» России. До того времени монахи находили пепелища костров и останки «жертвенных» животных. В ночь с 12 на 13 сентября 1994 год сатанисты расчленили на территории Лавры женщину и подбросили ее руки к стенам Свято-Троицкого Собора. Там же нашли еще две руки, не известно кому принадлежавшие. Виновных не нашли… А в 1996 году на месте Митрополичьих захоронений Никольского кладбища ночью была вырыта и осквернена могила Митрополита Антония. По сведениям информационного портала диггеров «ДигПит» «на утро пришедшими на кладбище монахами, ужаснувшимися всему случившемуся, останки были бережно собраны и положены во гроб и зарыты. Органы в очередной раз «замяли» и это дело». Несколько позднее варвары разгромили памятники ветеранам-кавалерам ордена Александра Невского.
Не мудрено, что кладбище с «такой» историей привлекает подростков-готов. По их рейтингам, оно, наряду со Смоленским кладбищем, является «самым готским» в Петербурге.
Фольклорная топонимика Санкт-Петербурга
Опыт создания альтернативной топонимики уходит своими корнями в раннюю историю Петербурга. Первые строители новой столицы, встречаясь с непривычными для русского слуха «чухонскими» названиями, тут же переделывали их на свой лад. Финская деревня Купсино превращалась в Купчино, Уляля - в Ульянку, Аутово в Автово и т. д. На этом сравнительно коротком историческом этапе массовый процесс переименований и завершился. В дальнейшем, вплоть до 1917 года, история петербургской топонимики серьезных потрясений не испытывала. Поэтому народная, фольклорная топонимика долгое время не была ни альтернативной, ни оппозиционной. Она просто уточняла, усиливала или углубляла характерные особенности того или иного объекта.
Городские названия в течение веков обрастали массой слухов и легенд. Так, знаменитый "Поцелуев мост" с чем только не связывали и с прощанием преступников с родными (рядом, якобы когда-то находилась тюрьма), и с последними поцелуями влюбленных (мост вроде бы находился на границе города). На самом деле мост назван по фамилии купца Поцелуева, содержавшего трактир на левом берегу реки Мойки, на углу теперешней улицы Глинки. Трактир назывался «Поцелуй», поэтому и ведущий к нему мост стали называть Поцелуев.
Один из самых крупных районов города возведен на месте старого, еще допетровского поселения Купсино, упоминаемого на шведских картах 1676 года. В начале петербургской истории Купсино принадлежало Александро-Невскому монастырю, а затем было передано царевичу Алексею. Уже тогда предпринимались, возможно, неосознанные попытки русифицировать финское название. Во всяком случае, в документах того времени наряду с финским Купсино встречается русское Купчино.
Проект застройки Купчина в 1960-х годах разрабатывала группа архитекторов под руководством Д.С. Гольдгора и А.И. Наумова. Планировка района характеризуется строго геометрической сеткой пересекающихся улиц и проспектов. С севера на юг идут улицы Фучика, Белы Куна, Славы, Димитрова, Каштановая (Переименованная в Пловдивскую), Дунайский проспект, улицы Гашека, Олеко Дундича. Их пересекают улицы, названные в честь столиц восточноевропейских государств - Белградская, Будапештская, Бухарестская, Пражская, Софийская...
Город стремительно разрастался. Размеры сегодняшнего Петербурга в фольклоре определяются аллегориями типа: «Граждане и гражданки от Купчина до Ульянки». Когда надо убедительно сказать, что времени ещё вполне достаточно, выражаются замысловато, но вполне определенно: «Даже из Купчина можно успеть». А если долгожданную квартиру петербуржец получает в отдаленнейшем Рыбацком, то радость новоселья слегка разбавляется ироническим: «Рыбацкое счастье». И каким бы огромным этот город ни был, он один - для петербуржца ли, для ленинградца. Фольклор на этот счет никогда не заблуждался: «Жить бы на Фонтанке, но с видом... на Манхеттен».
Канал, из которого вода по трубам через Фонтанку подавалась к фонтанам Летнего сада, назывался Лиговским. Он был прорыт в 1718-1725 годах от речки Лиги на юго-западе и проходил по трассе сегодняшнего Лиговского проспекта. После страшного наводнения 1777 года, когда большинство фонтанов погибло, канал утратил свое значение. Постепенно вода в нем застаивалась и становилась опасной для города. Зажила фраза, рожденная устойчивым запахом гниющей воды, - «лиговский букет». К началу 90-х годов прошлого века канал был на всем протяжении от Обводного канала до Бассейной (ныне Некрасова) улицы забран в трубу. На Лиговской улице разбили бульвар.
В 20-е годы название Лиговской улицы стало нарицательным. Благодаря совокупности таких факторов, как близость Московского вокзала и Невского проспекта в сочетании со специфическими условиями бесконечных проходных дворов и полутемного бульвара, «Лиговка» стала средоточием бандитов и проституток, беспризорников и мелкой шпаны. Особенно это состояние усугубилось после того, как на Лиговке, в помещении гостиницы было образовано Городское общежитие пролетариата, куда свозили всех отловленных в Петрограде беспризорников. От аббревиатуры этого общежития и появились знаменитые питерские гопники.
Все это не могло не сказаться на своеобразном «лиговском фольклоре. Не говоря уже о блатных песнях с известными строчками: «На Лиговке вчера (Последнюю малину) Прикрыли мусора», можно привести характерную формулу блатной арифметики: «Количество гопников измеряется в лигах», расхожее социальное определение - «б… лиговская», ироническо-издевательское восклицание: «Вы что, на Лиговке живете?!»
В 1803г. началось строительство самого грандиозного гидрографического сооружения в границах города - Обводного канала. Он предназначался для отвода воды во время наводнений, во что, как в спасение от стихии, искренне верили в ту пору, а также для транспортного обслуживания, расположенных на его берегах промышленных предприятий. Это последнее обстоятельство надолго определило отношение к каналу петербуржцев. Канал называли «Городским рвом» или «Канавой», иногда, в отличие от старого Екатерининского канала, - «Новой канавой». В XIX веке социальное положение фабрично-заводских рабочих с Обводного канала формулировалось пословицей: «Батюшко Питер бока наши повытер, братцы-заводы унесли годы, а матушка-канава и совсем доконала».
По воскресным и праздничным дням питерские пролетарии любили семьями отдыхать на зеленых пологих берегах Обводного канала. Вероятно, к тому времени восходит современное шутливое приветствие после летних отпусков: «Где отдыхал?» - «На южном берегу Обводного канала». Со временем Обводный канал действительно превратился в сточную клоаку с дурным запахом и дурной славой. В 1928 году в сатирическом журнале «Пушка» можно было прочитать характерный диалог-анекдот: «А где тут Обводный канал?» - «А вот идите прямо, и где от запаха нос зажмурите, туточки и канал зачнется». Пройдет немного времени, и Обводный канал в фольклоре назовут «Обвонным».
В последние годы городские каналы решительно потребовали к себе более пристального внимания. Вроде бы оно появилось. Засыпан Введенский канал, стоячая вода которого не один год вводила в смущение отцов города. Начал благоустраиваться Обводный канал. И если городской фольклор имеет к этому хоть какое-то отношение, то роль его в жизни города окажется оправданной.
Нелестным было отношение ленинградцев и к Высшей Профсоюзной Школе Культуры (ВПШК), студентами которой в основном становились не в результате экзаменационного отбора, а по направлению профсоюзных комитетов для дальнейшего продвижения по службе. Для абитуриентов аббревиатура ВПШК чаще всего являлась беспощадным приговором сослуживцев: Ваш Последний Шанс, Коллега». В середине 80-х годов статус Школы повышается. Он становится Гуманитарным Университетом профсоюзов, который - по фамилии его бессменного ректора А.С. Запесоцкого в народе называют «Запесочницей». Университет приобрел достаточно приличный имидж, но следы былого отношения к его профилю в фольклоре сохраняются. В структуре Университета есть кафедра Социально-Культурной Деятельности . Ее аббревиатура немедленно стала мишенью студенческих пересмешников: «Симуляция Кипучей Деятельности».
История Александро-Невской Лавры - "Александрова храма", как его называли в старом Петербурге, если верить преданию, начинается в 1710 году. Петр I, рассказывается в нем, осматривая окрестности Петербурга, обратил внимание на то место, где великий князь Александр Невский в 1240 году разбил шведов. Царь назвал это место "Виктори", что значит "победа", и повелел построить здесь монастырь во имя Пресвятой Троицы и святого Александра Невского. Митрополит Феодосии, сопровождавший царя, водрузил крест с надписью: “На сем месте созидатися монастырю”.
Битва произошла гораздо выше по течению Невы, в устье впадающей в нее Ижоры. Умышленная ошибка Петра Великого? Скорее всего - да. Возведение монастыря на предполагаемом месте Невской битвы должно было продемонстрировать всему миру непрерывность исторической традиции борьбы России за выход к морю. Петра не покидала убежденность в политической целесообразности объединения во времени и пространстве двух событий отечественной истории - победы Александра Невского и основания новой столицы.
Одна из старинных легенд дает еще более конкретные ориентиры исторической преемственности. “Александров храм” построен на том месте, где перед сражением со шведами русский воин Пелгусий увидел во сне святых Бориса и Глеба, которые сказали ему, что спешат на помощь “своему сроднику” Александру. Немало чудес произошло и во время самой битвы. Согласно легендам, небесное вмешательство на стороне русских чувствовали воины Александра от начала и до конца победного сражения.
По замыслу Петра закладка монастыря на легендарном месте позволяла Петербургу приобрести небесного покровителя в лице святого Александра Невского, задолго до того канонизированного церковью, - святого, ничуть не менее значительного для Петербурга, чем, скажем, Георгий Победоносец для Москвы. И если святой Александр уступал святому Георгию в возрасте, то обладал при этом неоспоримым преимуществом. Он был реальной исторической личностью, что приобретало неоценимое значение в борьбе с противниками реформ.
В августе 1724 года мощи святого Александра Невского с большой помпой были перенесены из Владимира в Санкт-Петербург. По значению это событие приравнивалось современниками к заключению мира со Швецией и окончанием многолетней Северной войны. Но воинствующий атеизм послереволюционных лет породил легенду о том, что на самом деле никаких святых мощей в Александро-Невской лавре нет. Будто бы задолго до Петра мощи Александра Невского, если они вообще когда-нибудь существовали в каком-либо виде, наставительно добавляет не лишенная привкуса большевистской идеологии легенда, сгорели во Владимире во время пожара Успенского собора. Вместо мощей Петру привезли якобы несколько обгорелых костей. Во избежание толков и пересудов Петр будто бы запер гробницу с мощами на ключ.
Параллельно с этим широкое бытование приобрело еще одно предание, рожденное, по-видимому, в среде раскольников, которые всегда считали Петра Антихристом, а его город - городом Антихриста, проклятым Богом. Петр, по этому преданию, дважды привозил мощи святого Александра в Петербург, и всякий раз они не желали лежать в проклятом городе дьявола и уходили на старое место, во Владимир. Когда их привезли в третий раз, царь будто бы сам запер раку на ключ, а ключ бросил в Неву Мощи исчезать перестали.
Однако и тут, если верить фольклору, не обошлось без мистики. Когда Петр замыкал гробницу, то услышал позади себя ровный невозмутимый голос: “Зачем это? Всего на триста лет”. Петр резко обернулся на голос и успел увидеть удаляющуюся фигуру в черном.
Серебряная рака с мощами Александра Невского хранилась в Свято-Троицком соборе, который был начат строительством по проекту архитектора Доменико Трезини в 1719 году Затем работы продолжил Т. Швертфегер. Но из-за грубой технической ошибки при строительстве стены собора начали разрушаться. В 1755 году храм пришлось разобрать. Только в 1776 году по повелению императрицы Екатерины II началось возведение нового храма по проекту архитектора И.Е. Старова. Собор был освящен в 1790 году.