Тема: Русские писатели-собиратели и исследователи фольклора

1. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.В. Кольцов, Н.М. Языков, П.В. Киреевский как фольклористы-собиратели.

Задание:

1. Познакомьтесь с записями фольклора и собирательской деятельностью названных писателей в книге «Литературное наследство» Т. 79, ред. Д.Д. Благой, А.С. Бушмин и др. Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П.В. Киреевского. – М.: Наука, 1968.

2. Прочитайте вступительные статьи и комментарии к записям текстов песен.

3. Проанализируйте принципы собирания песен писателями.

4. Подготовьте выступление групп по темам:

А.С. Пушкин как фольклорист.

Н.В. Гоголь и фольклор.

А.В. Кольцов – собиратель народных песен.

П.В. Киреевский и его собрание народных песен.

Песни, собранные Языковыми, в собрании П. Киреевского.

К темам докладов подобрать библиографический список, оформить на карточках.

Литература

1. Песни, собранные писателями. Новые материалы. Из архива П.В. Киреевского. Литературное наследство / Под ред. Д.Д. Благой и др. – М.: Наука, 1968. – Т.79.

2. Собрание народных песен П.В. Киреевского. Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях. – Л.: Наука, 1997. – Т.1.

3. Гоголь Н.В. 1. О малороссийских песнях. 2. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенности. В кн. Н.В Гоголь. Собр. соч. – М.: Худ. лит., 1978. – Т.6. – С.102-110; 332-372.

4. Азадовский М.К. История русской фольклористики. – М., 1958. – Т.1.

5. Соймонов А.Д. П.В. Киреевский и его собрание народных песен. – Л., 1971.

6. Джанумов С.А. Традиции песенного и афористического фольклора в творчестве А.С. Пушкина: Уч. пособие. – М., 1998.

7. Абашева Д.В. Языковы в истории литературы и фольклористики. – Москва: Издательство «Таганка», 2009.

8. Смолицкий В.Г. А.С. Пушкин – собиратель фольклора // Живая старина. – 1999. – №2. – С.39-40.

Тема:Поэтика обрядового фольклора

Задание:

1. Прочитайте в словарях о термине «поэтика», продумайте, как соотносится этот литературоведческий термин с анализом фольклорного текста.

2. Прочитайте по учебным пособиям разделы «Календарно-обрядовая» и «Семейно-обрядовая поэзия».

3. Познакомьтесь со сборниками обрядовой поэзии, дайте одному из них полную характеристику в Вашем читательском дневнике по плану: полное название сборника, сведения о составителях и собирателях (время, место записи и исполнители), годы изданий, переизданий, состав сборника, характер материала, принципы его композиции, достоинства и недостатки.

4. Изучите лек. 5 «Жанрообразование» в кн. В.П. Аникин. Теория фольклора. Курс лекций. – М.: КДУ, 2004. – С.93-115. Составьте план.

5. Прочитайте тексты обрядовой поэзии и описание обряда в хрестоматии, выучите наизусть образцы обрядового фольклора (по выбору студента), дайте комплексный анализ этих текстов. Для этого необходимо разделить тексты на смысловые отрезки, проследить, какими смыслами организованы обрядовые произведения, как развиваются смыслы в текстах. Что объединяет разные смыслы обрядового произведения? Обратитесь к языку обрядовых песен, проанализируйте связи между отдельными частями текста через «жизнь» слова в нем.

Как определено пространство и время в обрядовой поэзии? Какое дополнительное семантическое содержание приобретают обычные обозначения времени года, периоды человеческой жизни. Каково назначение рефренов в обрядовых стихах? Найдите в тексте ключевые слова, раскрывающие развитие основных смыслов текста. Проследите за способами создания ритмов в обрядовых текстах.

Сделайте вывод: Что является определяющим в организации текста обрядового фольклорного произведения? Как его композиция связана с семантикой обряда, к которому относится текст.

План занятия

I. Календарно-обрядовая поэзия:

1. Колядка как жанр фольклора, ее место в календаре русского народа.

2. Темы, образы и поэтика подблюдных песен.

3. Народные масленичные песни и их поэтика.

4. Песни весеннего и осеннего календарных циклов, их поэтика.

II. Поэзия семейно-обрядовых ритуалов: свадебные величания, корильные песни, свадебные причитания, похоронные причитания, родильно-крестильный фольклор.

III. Повседневное воплощение народной духовности в обрядовом фольклоре и христианизация Руси.

IV. Темы для самостоятельного размышления:

* Какие черты ментальности русского народа выражаются в обрядовом фольклоре?

** Сравните обрядовый фольклор русского народа с обрядовым фольклором народа, язык которого Вы изучаете.

Литература

1. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия: Уч. пособие. – М., 1970.

2. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. – Л., 1991.

3. Круглый год: Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. – М., 1991.

4. Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. – М., 1990.

5. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. – Вып. 1, III / Сост., подготов. текстов, вступ. ст. и коммент. Ю.Г. Круглова. – М., 1997.

6. Обрядовая поэзия / Сост., вст. ст. подг. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова. – М., 1997.

7. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. – Л., 1957.

8. А.В. Юдин. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994. – Гл. 3 – С.135-206.

Тема:Жанр пословиц в русском фольклоре. Поэтика пословиц

Задание:

1. Прочитайте главу по учебнику.

2. В.И. Даль. Пословицы русского народа. – М.: Худ. лит., 1984. – Т.I-II. Составьте план-конспект «Напутного» слова В.И. Даля к своему сборнику. Изучите комментарии последующих издателей сборника. Из 3-х - 5-и разделов сборника выпишите по три пословицы, выучите их наизусть.

Подберите подобные по смыслу пословицы в фольклоре народа изучаемого языка**. Составьте план статьи М.А. Рыбниковой «Содержание и форма пословицы и поговорки». В книге С.И. Минц, Э.В. Померанцева. Русская фольклористика. Хрестоматия. – М., 1971. – С.335-342.

План занятия

1. Предполагается выступление по вопросам в аудитории:

1) Определение жанра пословиц. Тематика пословиц.

2) Пословицы и поговорки, сходство и различие между ними.

3) Художественный стиль пословиц, средства их поэтической образности: символика, ритмичность, роль звуковых повторов, особенности композиции.

4) Собирание и изучение русских пословиц. Рецензия Н.А. Добролюбова на сборник Ф.И. Буслаева.

5) В.И. Даль – выдающийся знаток и собиратель русских пословиц.

6) Источники сборника пословиц Даля.

7) Принципы распределения пословиц в сборнике.

8) Группы пословиц, выделяемые В.И. Далем.

Литература

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Исследования и тексты. Пособие для учителей. – М.: Учпедгиз, 1957.

2. Аникин В.П. Владимир Иванович Даль и его сборник пословиц // Пословицы и поговорки русского народа: Из сб. В.И. Даля / Под общей ред. Б.П. Кирдана. – М., 1987. – С.637-648.

3. Лингвоведческий словарь // Под ред. В.П. Фемецына, Ю.Е.Прохорова. – М., 1979.

4. Малые жанры русского фольклора. Хрестоматия // Сост. В.Н.Морохин. – М., 1979.

Сообщения на тему:

Из истории русской фольклористики. В.И. Даль (биографический очерк);

В.И. Даль – собиратель и издатель пословиц.

Литература к докладу:

1. М.Я. Бессараб. Владимир Даль. – М., 1968.

2. В.П. Порудоминский «Даль». – М.: «Молодая гвардия», 1971.

Тема:Поэтика былин

Задание:

1. Прочитайте главу «Былины» в учебнике.

2. Прочитайте все былины, рекомендуемые программой, по хрестоматии или по одному из сборников.

3. Составьте план-конспект ст. А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин» (Хрестоматия исследований С.И. Минц, Э.В. Померанцевой) и ст. Миллера В.Ф. «Очерк истории русского былинного эпоса» и Рыбакова Б.А. «Русский эпос и исторический нигилизм». В кн.: Русский фольклор. Хрест. и исслед. Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М., 1998. – С.100-116).

4. Прочитайте лек. 6 «Циклизация» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.116-132. Составьте план-конспект.

План занятия

1. Подготовьтесь к выступлению в аудитории:

1) Определение жанра былин («старин»), их существенные свойства как вида песенного эпоса.

2) Проблема происхождения былин в русской науке о фольклоре.

3) Периодизация и классификация русских былин.

2. Прочитайте, комментируя все непонятные слова и выражения, былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Калинин царь», проанализировать их в единстве формы и содержания, обратив внимание на следующие вопросы:

1) роль вступления к былине;

2) черты историчности в былине, художественный вымысел и обобщения в ней; преломление исторической реальности через художественный мир эпической традиции;

3) герой в былине, его портрет, главные качества, определяемые идейно-тематическим содержанием былин. Принципы изображения людей и событий. Типизация персонажей с элементами индивидуализации, идеализации. Гипербола как основное средство создания образов;

4) главные структурные части былинного сюжета, их соотношение. Описательные элементы и общие места (loci communes) в былине; использование антитезы и утроений, ретардация. Система повторений;

5) средства художественной изобразительности в былине (гиперболы, параллелизмы, сравнения, эпитеты, повторы и т.д.);

6) язык былины, былинный стих (строфемы).

На все вопросы подберите примеры из предложенных для анализа былин. Сделать вывод по всей теме.

Литература

1. Былины. – Л., 1957 (Б-ка поэта, большая серия).

2. Глава по учебнику.

3. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. В кн. «Русская фольклористика». Хрестоматия. – М., 1965. – С.303-321; М., 1971. – С.256-272. Составьте план статьи.

4. Аникин В.П. Русский богатырский эпос. – М.: Просвещение, 1964.

5. Мирзоев В.Г. Былины и Летописи-памятники русской исторической мысли. – М.: Мысль, 1978. – Гл. «Былины». – С.17-99.

6. Юдин Ю.И. Героические былины (Поэтическое искусство). – М., 1975.

7. Селиванов Ф.М. Русский эпос: Для пединститутов. – М., 1988.

8. Пропп В.Я. Русский героический эпос. 2-е изд., испр. – М., 1958.

9. Рыбаков Б.А. Былины // Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. – М., 1982. – С.142-172.

Тема для сообщений: П.Н. Рыбников – собиратель и издатель былин (Песни, собранные П.Н. Рыбаковым: В 3 т. – М., 1909. – 1910).

Тема:Поэтика сказки. Художественное пространство и время в сказках

Задание:

1. Прочитайте раздел «Сказки» по учебнику.

2. Законспектируйте статьи: Никифоров А.И. «Сказка, ее бытование и носители»; Пропп В.Я. «Морфология сказки» (Хрестоматия. Сост. С.И. Минц, Э.В. Померанцева. – С. 292-308);

3. Познакомьтесь с одним из классических сказочных сборников. Дайте его характеристику.

4.Прочитайте лек. 11, 12 «Время и пространство» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.228-278. Составьте план-конспект.

План занятия

1. Продумайте ответы на вопросы, приготовьтесь к выступлению в аудитории:

1) Определение жанра «сказка» учеными разных эпох. Проблема видовой и жанровой дифференциации сказок. Сказочный вымысел и реальность.

2) Разновидности сказочного эпоса. Вопрос о классификации сказок в фольклористике. Опыты классификации сюжетов Аарне - Андреева - Томпсона. «Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка» (1979).

3) Основные сюжеты сказок о животных, волшебных и бытовых. Типы сюжетных структур.

4) Герои и поэтика каждой из этих групп сказок.

2. Проведите идейно-художественный анализ одной из волшебных сказок, продумав методологический подход к анализу: «Три царства – медное, серебряное и золотое» (в сб. Афанасьева А.Н. «Народные русские сказки». - Т.1. №128. – С.228); «Перышко Финиста-Ясна сокола» (там же. - Т.2. №234. – С.236); «Марья Моревна» (там же. - Т.1. №159. – С.376).

Для анализа продумайте вопросы:

1. Система образов сказки, главные принципы в обрисовке героев сказки (антитеза, образы-типы). По каким критериям противопоставляются герои в сказке?

2. Роль чудесных помощников и волшебных предметов в сказке.

3. Бытовые картины и черты фантастики и вымысла в сказке.

4. Идея сказки. Пространство и время сказочного повествования (фантастика и реальность, свое и чужое).

5. Композиция сказки, роль повторов в ней, сюжет. Роль зачина, присказки, концовки. Тип сюжетной структуры. Стилистика волшебной сказки. Сказочные формулы и их связь с мифами и заговорами.

6. Язык сказки.

7. Народные идеалы и мечты в сказке.

Сообщение из истории фольклористики: «Русский Гримм» А.Н. Афанасьев (биографический очерк); А.Н. Афанасьев и его собрание сказок.

Литература

1. «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева. – М., 1957. «Народные русские сказки» из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Худ. лит., 1977 или В.П. Аникин «Русская народная сказка». – М.: Просвещение, 1977; В. Порудоминский «А рассказать тебе сказку…». – М., 1970.

2. Русские сказочники. Сост. Э.В. Померанцева. – М., 1976.

3. Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е изд. – М., 1969.

4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. 3-е изд. – СПб., 1996.

5. Пропп В.Я. Русская сказка. – Л., 1984.

6. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. – М., 1976.

7. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. – М.: Наука, 1975.

8. Зуева Т.В. Волшебная сказка / Под ред. Б.П. Кирдана. – М., 1993.

Тема:Художественный стиль традиционных лирических песен.

Задание:

1. Прочитать разделы «Традиционные, необрядовые лирические песни» (А.М. Новикова, Кокарев. – С.285-329), «Лирические песни» (Н.И. Кравцов. – С.205-231), «Лирические внеобрядовые песни» (Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – С.288-313). Сравнить предлагаемые принципы классификации и определения песен.

2. Прочитать тексты песен (А.М. Новикова. Хрестоматия. – С.236-295; Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. Хрестоматия. – С.337-364) выучить наизусть 2-3 песни, проанализировать их в единстве формы и содержания.

3. Познакомиться с классическими песенными собраниями.

4.Составить план-конспект лек. 10 «Образность и стиль» из кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.202-226. Как можно определить образность и стиль народной традиционной лирики, исходя из прочитанного?

План занятия

1. Продумать выступление в аудитории по следующим вопросам:

1) Определение лирических песен как поэтического рода в фольклоре. Проблема происхождения народных лирических песен, их классификация. Историческое развитие репертуара;

2) Поэтика народных традиционных песен (на примере анализа конкретных текстов):

а) своеобразие типизации характеров песенных героев и их жизненной обстановки; проведите анализ текста с этих позиций, в песне «соседствуют» лирическая и реалистическая линии?

б) сочетание эмоционального лирического начала с повествовательными мотивами. Монологи, диалоги. Как переданы в тексте реальность и представление об идеале?

в) композиционные приемы народной лирики, психологический параллелизм (А.Н. Веселовский) и его роль в песне, ступенчатое сужение образа (Б.М. Соколов), лирические обращения, их композиционная и психологическая, эмоциональная роль в песне. Выражение переживаний лирического героя через сюжетные ситуации.

г) средства художественной образности, песенная символика, двойные названия и эпитеты, сравнения, метафоры, ласкательные и уменьшительные суффиксы, их роль, повторы, рифмовка, ритмика, ритмические частицы, строфика и стих. Подберите в тексте песен выражения, раскрывающие, на Ваш взгляд, общий смысл произведения. Выделите лексику, подтверждающую эту мысль.

Сделайте выводы по всей теме. Что характерно для традиционных лирических песен?

3. Выполните письменно идейно-художественный анализ, выученной Вами наизусть, традиционной лирической песни в единстве формы и содержания.

Литература

1. Русские народные песни / Вступ. ст., сост. и прим. А.М. Новиковой. – М.: Гослитиздат, 1957.

2. Лазутин С.Г. Русские народные песни. – М.: Просвещение, 1965.

3. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия / Сост., подг. текста, предисл. к разделам и коммент. А. Горелова. – Л., 1984.

4. Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики. – М., 1959.

5. Колпакова Н.П. Песни и люди: О русской народной песне. – Л.: Наука, 1977 (серия «Из истории мировой культуры»).

6. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. – М.; Л., 1962.

7. Акимова Т.М. Очерки истории русской народной песни. – Саратов, 1977.

8. Еремин В.И. Поэтический строй русской народной лирики. – Л., 1978.

Примечание: На каждой вопрос задания подберите по 2-3 своих примера в сборниках песен или в хрестоматии.

Тема:Народный театр. Народная драма

Задание:

1. Прочитайте главу «Народный театр» по учебнику.

2. Прочитайте образцы народной драмы по хрестоматии.

3. Прочитайте лек. 8 «Проблема синкретизма» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004.. – С.157-177. Выпишите определения терминов и понятий.

План занятия

1. Подготовьтесь к выступлению в аудитории:

1) Драматический род в фольклоре. Истоки драматического творчества. Подберите примеры из эпических и лирических жанров фольклора, где Вы видите драматическое начало (ритуальные диалоги, игровые песни и т.п.). Каким образом здесь проявляется фольклорный синкретизм и синтез?

2) Определение народного театра, его исторические традиции и условия возникновения и исполнения;

3) Театральные формы средневековой, ярмарочной культуры:

а) скоморошьи представления на Руси;

б) театр Петрушки, «Вертеп», «Раек»;

4) Жанровый состав народной драмы; типичные пьесы народной драмы («Царь Максимилиан», «Лодка»); их поэтические особенности:

а) композиция, выходной монолог, диалог, массовые действия, сценические эффекты, особенности театрального языка (роль песенных вставок, повторяемость, ритмичность);

б) судьбы народной драмы.

Литература

1. Русская народная драма XVII-XX вв. / Ред. вступ. ст. и комментарии П.Н. Бирюкова. – М., 1953.

2. Народный театр / Сост. А.Ф. Некрылова и Н.И. Савушкина. Б-ка русского фольклора. – М., 1991.

3. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от истоков до наших дней. – М., 1977. – С.67-89.

4. Савушкина Н.И. Комическое в русской народной драме. В кн. Проблемы фольклора. – М.: Наука, 1975. – С.93-100.

5. Савушкина Н.И. Русская народная драма. Художественное своеобразие. – М., 1988.

6. Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII века – начала XX века: Учебное пособие. – Л., 1980.

Тема:Проблемы фольклористики на страницах современных научных изданий и журналов

Задание:

1. Познакомьтесь с журналами и периодическими изданиями, осве­щающими проблемы фольклористики: «Русский фольклор», «Живая стари­на», «Русская литература», «Традиционная культура» «Вопросы литературы», «Русская речь» и др., соста­вьте картотеку статей no фольклористике (не менее 10 названий).

2. Составьте план-конспект двух статей, поднимающих проблемы фольклористики. Выясните точку зрения автора статьи на ту или иную про­блему, жанр, классификацию и т.п.

3. Подготовьтесь к высryплению в аудитории на тему: «Проблемы фольклористики (в журнале и в статье no выбору студента)».

4. Познакомьтесь с учебными пособиями нового поколения по народной культуре для школьников:

Н.С. Воловник. У истоков русского фольклора. Учебно-методическое пособие. – М., 1994.

А.В. Юдин. Русская традиционная народная духовность. Пособие для учащихся X-XI кл. – М., 1994.

Н.Д. Тамарченко, Л.Е. Стрельцова. Путешествие в «чужую» страну. По­собие no лит. Для 5 кл. – М., 1994.

Е.С. Абелюк. Миф или сказка. Экспериментальное учебное пособие. – М.,1995.

Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова. Фольклор и родное слово: Пособие no русской словесности для учащихся 5-6 кл. сp.школы. – М., 1995.

Подберите учебные пособия последнего десятилетия для школы и вуза, изучите их структуру и содержание.

Сделайте выводы по темам: «Проблемы фольклористики на современном этапе», «Фольклор в школьном изучении», «Современные учебники по изучению народной культуры».

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ФОЛЬКЛОРУ

Народные песни в современном фольклоре (по материалам экспедиций).

1. Обрядовый фольклор (по материалам экспедиций).

2. Бытование частушек в … крае (по материалам экспедиций).

3. Принципы разработки проблем фольклоризма литературы.

4. Труды В.П. Адриановой-Перетц и проблемы фольклоризма древней русской литературы.

5. Особенности фольклоризма древней русской литературы XVII века.

6. Устно-поэтическая традиция и «Повесть временных лет».

7. Фольклоризм «Слова о полку Игореве».

8. Былинные сюжеты в литературной обработке.

9. Проблема народности литературы XVIII века и ее связи с устным народным творчеством.

10. М.В. Ломоносов и фольклор.

11. Жанры русского классицизма и народная поэтическая традиция.

12. Фольклор в творческой деятельности (одного из писателей XVIII века: М.Д. Чулкова, М.И. Попова, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина и др.).

13. Сентиментальная поэзия конца XVIII в. и проблемы фольклоризма.

14. В.А. Жуковский и фольклор.

15. Баллады А.С. Пушкина и их народно-поэтические источники.

16. А.С. Пушкин и народные сказки.

17. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин и проблема жанра литературной сказки.

18. А.С. Пушкин и народная песня.

19. М.Ю. Лермонтов и фольклор.

20. Народность «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя.

21. Героическая народная эпопея «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.

22. А.В. Кольцов как поэт-песенник.

23. Проблемы изучения деятельности кружка П.В. Киреевского.

24. Народные песни литературного происхождения в XIX веке.

25. К. Аксаков-фольклорист.

26. Фольклоризм Н.М. Языкова.

27. А.М. Горький и фольклор.

28. Фольклор в творчестве А.И. Куприна.

29. Русские художники-иллюстраторы народных сказок и былин.

30. Фольклорные сюжеты в лубочных картинках.

31. Народные сказки в операх Н.А. Римского-Корсакова.

32. Фольклорно-мифологические основы творчества В.В. Высоцкого.

33. Фольклор в сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов».

34. Д.С. Лихачев и проблемы фольклористики.

35. Жанровая специфика и проблемы классификации (один из жанров фольклора).

36. Поэтика фольклорных жанров (на примере анализа одного из произведений).

5.4.

НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ СТУДЕНТОВ[1]

1. Современный фольклор (по материалам экспедиций).

2. Фольклор и литература. См.: А.М. Новикова, Е.А. Александрова. Фольклор и литература. Семинарий. – М., 1978.

3. Фольклор и русское искусство.

4. Мифология и фольклор.

5. Культурология и проблемы фольклористики.

6. Проблемы фольклористики: собирание и изучение фольклора в XVIII-XX веках. Выдающиеся фольклористы. Школы и теории в фольклористике.

7. Система жанров устного народного творчества. Поэтика фольклорных жанров. Историческая поэтика.

8. Русский фольклор и проблемы взаимоотношения с фольклором других народов.

9. Проблемы славянского фольклора в русской фольклористике.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

ПО ПРОБЛЕМАМ ФОЛЬКЛОРА И ФОЛЬКЛОРИСТИКИ

1. Жанр комической оперы и традиции устной народной поэзии.

2. Духовно-философская лирика конца XVIII века (В.И. Майков, И.Ф. Богданович, М.Н. Муравьев) и проблемы фольклоризма.

3. Фольклор как стилевая доминанта творчества (Н. Кольцова, С. Есенина, крестьянских поэтов, прозаиков XX в. (Белова, Распутина, Шукшина) и др. по выбору студента).

4. Проблемы фольклористики в трудах Д.С. Лихачева.

5. Художественная интерпретация личности И. Грозного (Петра I, С. Разина на выбор студента) в русском фольклоре (предания, легенды, исторические песни) и в художественной и исторической литературах.

6. Фольклоризм творчества писателя (по выбору студента).

7. Народная и литературная баллада: общее и специфическое.

8. Традиции фольклора в авторской песне (на примере одного-двух авторов по выбору студента).

9. Народная песня в творчестве М.А. Шолохова (В.М. Шукшина и др. писателей по выбору студента).

10. Художественная функция фантастики в народной и литературной сказках.

11. Структурно-типологический метод в изучении народной прозы: генезис и перспективы.

12. Народные суеверные рассказы в творчестве писателей XVIII-XIX в. (О. Сомов, И. Тургенев, Д. Григорович, М. Вовчак и др.).

5.5. Примерные вопросы к промежуточной аттестации

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И ФОРМЫ ТЕКУЩИХ И

СЕМЕСТРОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

В текущей контрольной работе студент показывает знание изученного материала, раскрывает специфику фольклора в целом и каждого жанра, владеет навыками анализа фольклорного текста, знает историю фольклористики и особенности теории фольклора. Вопросы для контрольных работ могут быть взяты из перечня вопросов самоподготовки и экзамена. Контрольные работы состоят из заданий такого характера:

1. Проанализируйте текст сказки (былины, песни, пословицы и т.д.).

2. Дайте определение баллады (былины, сказки, песни и т.д.).

3. Дайте характеристику фольклорного сборника (или творческой деятельности собирателя).

4. В чем особенности подхода к фольклору одного из исследователей фольклора (по изученной вами монографии).

5. Например, по теме «Специфика создания и бытования фольклорных произведений» могут быть заданы следующие вопросы:

Контрольная работа №1 по курсу УНТ

Тема: Специфика создания и бытования фольклорных произведений

1. В чем своеобразие бытования фольклорного текста?

2. Какие представления древнего человека отразились в народной поэзии?

3. Почему многие фольклорные тексты контаминированы?

4. В чем отличие фольклора от литературы и в чем их сходство?

Семестровая контрольная работа объединяет вопросы из разных разделов курса (по программе), некоторые могут быть и в форме тестовых заданий.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТА

1. Специфика фольклора.

2. Собирание и изучение фольклора в 17-18 вв.

3. Становление научной фольклористики в I-ой половине XIX в. Русские писатели-собиратели фольклора.

4. Фольклор в оценках общественных направлений середины XIX в. (декабристы, революционеры-демократы, славянофилы).

5. Академические школы и теории в русской фольклористике.

6. Собирание и изучение фольклора в XX в.

7. Рассказать об одном из выдающихся фольклористов (Ф.И. Буслаев, П.В. Киреевский, А.Н. Афанасьев, В.И. Даль, А.Н. Веселовский и др.).

8. Своеобразие фольклора русского средневековья (IX-XVII вв.) (раннетрадиционный фольклор Б.П. Кирдан, Т.В. Зуева) (трудовые песни, гадания, заговоры).

9. Календарно-обрядовая поэзия.

10. Семейные обряды и их поэзия.

11. Малые жанры фольклора, генезис и поэтика.

12. Сказки как вид народной прозы, их поэтика.

13. Несказочная проза (предания, легенды, демонологические рассказы).

14. Определение жанра былин. Особенности историзма былин. Циклизация и классификация былин.

15. Сюжетный состав русского былевого эпоса. Поэтика былин.

16. Определение исторических песен, их художественные особенности, циклы.

17. Народные баллады и их историческое развитие.

18. Духовные стихи, их зарождение и бытование.

19. Лирические внеобрядовые песни, историческое развитие и проблемы классификации.

20. Поэтика традиционной крестьянской лирики.

21. Фольклорный театр. Народная драма.

22. Детский фольклор и фольклор для детей.

23. Своеобразие фольклора XVIII-XIX вв. «Городской» и рабочий фольклор, песни литературного происхождения.

24. Определение жанра частушек, их поэтика, собирание и изучение.

25. Фольклор Великой Отечественной войны.

26. Анекдоты и афористические жанры фольклора.

27. Современная фольклористика. Проблемы изучения и собирания фольклора на современном этапе.

28. Фольклор и современность (традиции и новаторство). Современная эпоха в фольклоре.

Наши рекомендации