Ключи к тестовым заданиям

Тест 1.

1б, 2в, 3а, 4б, 5г, 6а, 7б, 8а, 9б, 10в, 11а

Тест 2.

1. фонология

2. этимология

3. пиктография

4. алфавит

5. постфикс

6. предложение

7. изафет

8. грамматика

9. внутренняя флексия

10. опрóщение

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ТЕСТ

Укажите соответствия (одному термину соответствует одно определение)

1. Фонема 2. Аффиксация 3. Грамматическая категория 4. Словосочетание 5. Супплетивизм 6. Проклитика 7. Агглютинация 8. Омонимия 9. Фузия 10. Синтетическая форма слова     А) Способ слово- и формообразования, при котором к корню или основе присоединяются однозначные стандартные аффиксы   Б) Явление совпадения различных языковых единиц в плане выражения.   В) Два или более знаменательных слова, связанных по смыслу и грамматически и имеющих формальные показатели этой связи.   Г) Способ выражения грамматического значения при помощи соединения в один словоизменительный ряд разных корней.   Д) Вариант слова, в котором лексическое и грамматическое значения выражены соединено, в одном элементе.   Е) Способ выражения грамматического значения при помощи аффиксов.   Ж) Безударный слог или слово, стоящее перед ударным слогом или словом и акцентуально примыкающее к нему.   З) Вид аффиксации; способ слово- и формообразования, при котором возможно тесное слияние контактирующих морфем, обычно корней и многозначных аффиксов.   И) Минимальная единица звукового строя языка, выполняющая смыслоразличительную и строительную функции и представляющая собой звуковой тип.   К) Совокупность однородных грамматических значений, представленных рядами противопоставленных друг другу грамматических форм.  

КЛЮЧИ

1. И 2. Е 3. К 4. В 5. Г 6. Ж 7. А 8. Б 9. З 10. Д

Тест №1

Выберите правильное определение

1. Диссимиляция

а) частичное приспособление артикуляций смежного согласного и гласного звуков.

б) артикуляционное расподобление одинаковых или подобных звуков в потоке речи.

в) артикуляционное уподобление однотипных звуков в потоке речи

2.Гипероним

а) слово, семантически подчиненное другому слову

б) слово, близкое по значению и по форме другому слову.

в) слово, подчиняющее себе значения других слов.

3.Энклитика

а) Безударный слог или слово, стоящее перед ударным слогом или словом и акцентуально примыкающее к нему.

б) аффикс, прикрепляемый перед корнем.

в) безударный слог или слово, стоящее после ударного слога или слова и акцентуально примыкающее к нему.

4.Антонимия

а) тип семантических отношений между лексическими единицами, имеющими противоположные значения.

б) тип семантических отношений между языковыми единицами, заключающийся в полном или значительном совпадении их семантики

в) совпадение различных языковых единиц в плане выражения.

5. Дивергенция

а) сближение или совпадение двух или более языковых явлений или языков в ходе их исторического развития.

б) процесс образования или изменения языковых единиц по отношению к исходным единицам.

в) расхождение, отдаление друг от друга двух или более языковых явлений или языков в ходе их исторического развития.

6. Синхрония

а) состояние языковой системы в определенный момент ее развития, а также изучение языка в указанном состоянии.

б) историческое развитие языковой системы во времени, а также исследование языка в процессе данного развития.

в) связь между языковыми единицами по формальным или логико-семантическим признакам.

7. Дифференциальный признак фонемы

а) акустико-артикуляционный признак фонемы, который не различает значимые единицы языка, а лишь дополняет состав фонемы.

б) акустико-артикуляционный признак фонемы, который различает звуковые оболочки значимых единиц языка.

в) постоянный признак фонемы, не зависящий от позиции в слове

8.Денотат

а) содержание слова, включающее информацию о каком-либо объекте или понятии, закрепленную в сознании носителя языка.

б) обозначаемый словом предмет или явление действительности

в) содержание, информация, передаваемая единицами языка

9. Субстрат

а) элементы одного языка, которые вошли в другой язык в результате длительного сосуществования данных языков на одной или смежных территориях.

б) элементы языка-пришельца, не усвоенного на данной территории, но оказавшего влияние на местный язык в виде специфических черт, усвоенных местным населением.

в) элементы языка (обычно коренного населения), вытесненного из употребления на данной территории, проникшие в язык-победитель в виде специфических черт.

10.Диалект

а) разновидность общенародного языка, используемая для общения между людьми, связанными единой территорией.

б) совокупность всех сосуществующих разновидностей функционирования языка

в) индивидуальная разновидность общенародного языка, принадлежащая одному конкретному человеку.

Ключи: 1-б), 2-в), 3-в), 4-а), 5-в), 6-а), 7-б), 8-б), 9-в), 10-а).

Тест №2

1. Фонема – а) минимальная значимая единица языка

б) минимальная единица языка

в) минимальная значимая часть слова

2. Асвальт вместо асфальт – а) ассимиляция б) диссимиляция в) аккомодация

3. Mädchen – а) сильная позиция б) слабая позиция

4. Редукция – а) Brot б) кнут в) город

5. Различаются двумя признаками: а) д-тб)e-öв) н-т

6. Wirst du – ассимиляция – а) регрессивная по глухости

б) прогрессивная по глухости

в) регрессивная по звонкости

7. Морфема – а) минимальная звуковая единица языка

б) минимальная незначимая единица языка

в) минимальная значимая единица языка

8. Домой – а) одна морфема б) две морфемы в) три морфемы

9. Стеной – а) одна морфема б) две морфемы в) три морфемы

10. Вещественное значение – а) аффикс б) флексия в) корень

11. В книге – а) вещественное значение б) деривационное в) реляционное

12. Разделение на морфемы – а) бел-изн-а б) бе-лиз-на в) бе-ли-зна

13. В письме – а) словообразующий аффикс б) формообразующий аффикс

14. Аналитический грамматический показатель : а) Kindes б) столом

в) dem Vater

15. Синтетический грамматический показатель : а) schrieb

б) mit der Schwester

в) in die Schule

КЛЮЧИ

1б, 2б, 3б, 4в, 5в, 6б, 7в, 8а, 9б, 10в, 11в, 12а, 13б, 14в, 15а

Тест №3

1. Чем по отношению друг к другу являются следующие пары слов:

невежа – невежда, человечный – человеческий, кровавый – кровяной?

а) синонимы б) паронимы в) омонимы г) эвфемизмы

2. Определите способ синтаксической связи:

русский: умная студентка, голубое небо

немецкий: kalte Milch, warmes Wasser

а) управление б) примыкание в) замыкание г) согласование

3. Определите способ выражения грамматических значений:

русский: я – меня, иду – шёл, человек - люди

немецкий: ich – mir, sein – war

французский: bien – mieux

а) аффиксация б) супплетивизм в) внутренняя флексия г) редупликация

4. Определите функцию морфем в языке:

русский: - ист: пианист, штангист

немецкий: -er: Arbeiter, Lehrer

французский: -ment: vivement, fortement

а) формообразующая б) словообразующая

в) корнеобразующая г) агглютинация

5. Какой вид переносных значений наблюдается в выделенных словах?

Я выпил две чашки. Я три тарелки съел.

а) метафора б) пароним в) метонимия г) полисемия

6. Определите тип омонимов:

рок – рог, прут – пруд

а) омографы б) омофоны в) омоформы г) морфы

7. К какому разряду лексики относятся следующие слова:

чело, око, ланиты, околоток

а) неологизмы б) историзмы в) эвфемизмы г) архаизмы

8. К какому виду комбинаторных изменений звуков речи относятся

следующие примеры:

русский: просьба, ягодка, трубка немецкий: Freundschaft, gesagt

а) ассимиляция б) аккомодация в) диссимиляция г) метатеза

9. В результате какого фонетического явления видоизменились следующие

слова:

знаменоносец – знаменосец, близозоркий – близорукий

а) эпентеза б) метатеза в) протеза г) гаплология

10. К какому виду звуковых оппозиций относятся следующие примеры:

пар – бар, мот – кот

а) эквиполентная оппозиция б) привативная оппозиция

в) градуальная оппозиция г) смешанная оппозиция

11. Определите тип отношений между членами словосочетания:

русский: изучает математику, пишет письмо

немецкий: einen Brief schreiben, sich für Musik interessieren

а) атрибутивные отношения б) объектные отношения

в) релятивные отношения г) предикативные отношения

12. Какое грамматическое значение выражено аффиксом в следующих

формах:

русский: стол – столы, книга – книги

немецкий: der Tag – die Tage, die Lampe – die Lampen

а) значение множественного числа б) значение рода

в) значение падежа г) значение определения

13. Определите способ выражения грамматических значений:

русский: избегал – избежал немецкий: geben - gab – gegeben

а) аффиксация б) редупликация

в) внутренняя флексия г) супплетивизм

14. Чем по отношению друг к другу являются следующие пары слов:

метель, вьюга, пурга, буря, буран

а) омонимы б) антонимы в) синонимы г) паронимы

15. Определите способ синтаксической связи:

русский: думать о будущем, лист берёзы

немецкий: das Buch des Kindes

а) управление б) согласование в) примыкание г) изафет

КЛЮЧИ

1б, 2г, 3б, 4б, 5в, 6б, 7г, 8а, 9г, 10б, 11б, 12а, 13в, 14в, 15а

Тест №4

1. Определите способ выражения грамматических значений:

рус. белый – белый

рус. белый – пребелый

а) редупликация б) аффиксация в) супплетивизм г) внутренняя флексия

2. Определите тип неполных элементов:

рус. косный – костный

рус. код – кот

а) омографы б) омофоны в) омоморфы г) морфы

3. Чем по отношению друг к другу являются следующие слова:

битва, сражение, сеча, побоище, баталия

а) омонимы б) антонимы в) синонимы г) паронимы

4. Определите способ синтаксической связи:

рус. быстро бегать

нем. die Bank im Park

а) согласование б) примыкание в) замыкание г) управление

5. Чем по отношению друг к другу являются следующие пары слов:

база – базис, советник – советчик

а) синонимы б) паронимы в) омонимы г) антонимы

6. Чем по отношению друг к другу являются следующие пары слов:

рус. половник – полковник

а) паронимы б) омонимы в) парономазы г) синонимы

7. Определите тип грамматической парадигмы слова стол в русском языке.

а) полная б) неполная в) частичная г) избыточная

8. Определите тип грамматической формы слов:

рус. буду писать, написал бы

нем. das Fenster, werde arbeiten

фр. les geus, suis entré

а) синтетическая б) аналитическая в) комплексная г) простая

9. Определите способ выражения грамматических значений:

рус. самый чистый

нем. der Lehrer – die Lehrer

фр. le magasin – un magasin

а) редупликация

б) порядок слов

в) служебные и вспомогательные слова

г) интонация

10. К какому разряду лексики относятся диалектизмы, жаргонизмы, термины?

а) устаревшие слова

б) активная лексика

в) слова ограниченного употребления

г) архаизмы

11. К каким заимствованиям относятся следующие слова?

небоскрёб (нем. Wolkenkratzer)

впечатление (фр. impression)

подлежащее (лат. subjectum)

а) структурные б) фонетические в) освоенные г) неосвоенные

12. К каким типам синонимов относятся следующие слова: забастовка, стачка?

а) полные б) частичные в) семантические г) стилистические

13. Определите тип омонимов в следующих примерах:

пила – именительный падеж существительного

пила – прошедшее время от глагола пить

а) омографы б) омофоны в) омоформы г) морфы

14. Определите тип фразеологизмов:

бить баклуши, собаку съесть

а) фразеологические единства

б) фразеологические сочетания

в) фразеологические выражения

г) фразеологические сращения (идиомы)

15. Определите способ переносных значений в выделенных словах:

Стадо в двести голов.

а) метафора б) пароним в) синекдоха г) полисемия

16. Определите тип значения многозначного слова:

золотое кольцо

а) переносное б) прямое в) косвенное г) относительное

17. Как называется аффикс, располагающийся между корнями в слове водопад

а) инфикс б) трансфикс в) интерфикс г) амбификс

18. К какому типу морфем относится аффикс –тель?

рус. писатель, учитель, воспитатель

а) формообразующие б) словообразующие в) корнеобразующие г) агглютинация

19. Определите структурный тип предложения:

рус. Вот дождь пошёл, и гром готов уж грянуть.

а) распространённые б) двусоставные в) сложносочинённые г) сложноподчинённые

20. Определите тип предложения по признаку модальности:

О, как убийственно мы любим!

а) утвердительное б) отрицательное в) восклицательное г) невосклицательное

21. К какому разряду лексики относятся следующие слова:

армяк, камзол, челядь, кокошник?

а) неологизмы б) историзмы в) архаизмы г) эвфемизмы

22. Как называются безударные слова, стоящие перед ударным словом или слогом?

рус. подо мной

а) энклитика б) просодия в) префикс г) проклитика

23. Как называется способ образования переносного значения на основе смежности

обозначаемых явлений?

аудитория «слушатели»

а) метонимия б) метафора в) паронимы г) полисемия

24. Как называется вариант морфемы в речи?

[друг], [друж], [друз̀׳]

а) морфема б) морф в) алломорф г) аллофон

25. Чем по отношению друг к другу являются следующие пары слов?

легкий – трудный

молодой - старый

а) энантиосемия б) паронимы в) антонимия г) просодия

26. Определите тип комбинаторных изменений звуков в речи.

рус. мрамор

лат. marmor

а) эпентеза б) диэреза в) метатеза г) гаплология

27. Определите тип позиционных изменений звуков в речи:

рус. гриб, луг, пруд

нем. Band, Tag

а) редукция б) оглушение в) энклитика г) проклитика

28. Определите способ синтаксической связи:

сорвала цветок

а) управление б) согласование в) примыкание г) замыкание

29. Определите тип отношений между компонентами словосочетания:

рус. право на труд

нем. Recht auf Arbeit

а) объектные б) атрибутивные в) релятивные г) предикативные

30. В результате какого фонетического явления видоизменились следующие слова:

корненосый › курносый

а) эпентеза б) метатеза в) протеза г) гаплология

31. Благодаря какому фонетическому закону возможно просторечное произношение

следующих слов:

алвальт вместо асфальт

пролубь вместо прорубь

а) ассимиляция б) диссимиляция в) гаплология г) диэреза

32. Определите вид комбинаторных изменений в следующих словах:

сделать, косьба, ложка

а) диссимиляция б) ассимиляция в) метатеза г) диэреза

33. Определите вид комбинаторных изменений в следующих словах:

празник (вместо праздник)

сонце (вместо солнце)

а) метатеза б) эпентеза в) диэреза г) протеза

34. Определите вид комбинаторных изменений в следующих словах:

люк – лук

а) ассимиляция б) аккомодация в) диссимиляция г) гаплология

35. Определите вид комбинаторных изменений в следующем примере:

рус. восемь

др.-рус. осьмь

а) диэреза б) метатеза в) протеза г) аккомодация

36. Определите вид аффикса в следующем примере:

нем. gefallen

а) интерфикс б) конфикс в) трансфикс г) амбификс

37. Назовите вид исторического изменения морфемного состава слова басня.

а) переразложение б) аналогия в) опрóщение г) осложнение

38. Определите вид исторического изменения морфемного состава слова:

просторечие: пеку – пекёшь – пекёт

а) аналогия б) опрóщение в) осложнение г) переразложение

39. Определите способ синтаксической связи:

яйцо всмятку

а) управление б) примыкание в) согласование г) изафет

40. Определите тип омонимов:

коса – причёска

коса – орудие труда

коса – песчаная отмель

а) полные б) частичные в) неполные г) переносные

41. Какой тип фонологических оппозиций дан в примере:

рус. б – п

нем. b – p

нем. o – ö

а) некоррелятивная б) градуальная в) замкнутая (коррелятивная) г) эквиполентная

42. Определите вид позиционных изменений звуков речи:

рус. лес - лесâ[л’исâ]

а) полная б) качественная в) количественная г) оглушение

43. Определите тип фонологических оппозиций:

м : м’ мама – мять

л : л’ луна – люк

а) замкнутая б) незамкнутая в) пропорциональная г) изолированная

44. Определите тип позиционных изменений звуков речи:

рус. ýзел – узелóк

а) количественная б) качественная в) полная г) оглушение

45. Определите вид комбинаторных изменений звуков речи:

закончить мастер

а) аккомодация б) диссимиляция в) ассимиляция г) эпентеза

46. Определите тип отношений между членами словосочетания:

рус. интерес к музыке

нем. das Interesse für Musik

а) атрибутивные б) объектные в) предикативные г) релятивные

47. К какому виду звуковых оппозиций относятся следующие примеры:

док – ток

бар – пар

зонт – сон

а) градуальная б) смешанная в) привативная г) эквиполентная

48. Определите способ выражения грамматических значений:

рус. ребёнок – дети, хорошо – лучше

нем. gut – besser

фр. bon – meilleur

лат. bonus – melior

а) супплетивизм б) внутренняя флексия в) аффиксация г) редупликация

49. Определите способ выражения грамматических значений:

рус. рекú – рéки

рукú - рýки

насыпáть – насыпать

а) интонация б) ударение в) повтор г) фузия

50. Определите функцию морфем в языке:

рус. – и доски,руки

нем. – st schreibst, gehst

а) формообразующая б) словообразующая в) агглютинация г) корнеобразующая

51. Определите способ синтаксической связи:

рус. ответ студента

нем. die Worte des Vaters

а) согласование б) управление в) примыкание г) изафет

52. Какое грамматическое значение выражено аффиксом в следующих формах:

рус. дом - дома

нем. der Mensch – die Menschen

а) значение рода

б) значение падежа

в) значение множественного числа

г) значение определённости

53. Определите способ выражения грамматического значения:

нем. geben – gib

а) аблаут б) преломление в) умлаут г) флексия

54. Определите способ выражения грамматического значения:

нем. der Mann – die Männer

der Wald – die Wälder

а) умлаут б) аффикс в) внутренняя флексия г) внутренняя и внешняя флексия

55. Определите способ выражения грамматического значения:

рус. ногú – нóги

англ. éxport – export

а) внутренняя флексия б) словесное ударение в) интонация г) аффиксация

56. Определите способ выражения грамматического значения:

Казнить нельзя, помиловать.

а) ударение б) порядок слов в) интонация г) служебные и вспомогательные слова

57. О какой разновидности внутренней флексии идёт речь в этом примере:

рус. избегал – избежал

нем. schneiden – Schnitt

а) чередование согласных б) преломление в) аблаут г) умлаут

58. Определите тип словосочетания:

любовь матери

а) сочинительное б) подчинительное в) предикативное г) сложное

59. Определите принцип орфографии на данном примере:

рус. помощник фр. pourqoui

а) фонетический б) фонематический в) практический г) традиционно-исторический

60. Определите вид транскрипции:

рус. < вод-о-пад>

а) практическая б) фонематическая в) фонетическая г) морфологическая

1. Пароним.

а) слова, близкие по значению

б) слова, близкие по значению и по форме другому слову

в) слова, близкие по форме

г) слова, образующие пару

2. Лексикология.

а) раздел языкознания, изучающий лексику языка

б) раздел языкознания, занимающийся теорией и практикой составления словарей

в) раздел языкознания, занимающийся корнями

г) раздел языкознания, занимающийся корнями и последовательно расположенными

элементами в целом

3. Историзм.

а) слово, вытесненное из активного употребления синонимом

б) слово, устаревшее в связи с исчезновением обозначаемых реалий

в) слово, недавно появившееся в языке

г) слово, замещённое в языке в определённое историческое время

Определите термин, исходя из данного определения

1.Раздел языкознания, изучающий происхождение и развитие слов.

2.Явление совпадения различных лексических единиц в плане выражения.

3.Слово, подчиняющее себе значения других слов.

4. Тип семантических отношений между лексическими единицами, имеющими противоположные значения.

5.Расхождение, отдаление друг от друга двух или более языковых явлений или языков в ходе их исторического развития

1.Гипероним

а) слово, семантически подчиненное другому слову

б) слово, близкое по значению и по форме другому слову.

в) слово, подчиняющее себе значения других слов.

2.Антонимия

а) тип семантических отношений между лексическими единицами, имеющими противоположные значения.

б) тип семантических отношений между языковыми единицами, заключающийся в полном или значительном совпадении их семантики

в) совпадение различных языковых единиц в плане выражения.

3. Дивергенция

а) сближение или совпадение двух или более языковых явлений или языков в ходе их исторического развития.

б) процесс образования или изменения языковых единиц по отношению к исходным единицам.

в) расхождение, отдаление друг от друга двух или более языковых явлений или языков в ходе их исторического развития.

4. Вещественное значение – а) аффикс б) флексия в) корень

5.Чем по отношению друг к другу являются следующие пары слов:

невежа – невежда, человечный – человеческий, кровавый – кровяной?

а) синонимы б) паронимы в) омонимы г) эвфемизмы

6.Какой вид переносных значений наблюдается в выделенных словах?

Я выпил две чашки. Я три тарелки съел.

а) метафора б) пароним в) метонимия г) полисемия

7. Определите тип омонимов:

рок – рог, прут – пруд

а) омографы б) омофоны в) омоформы г) морфы

8. К какому разряду лексики относятся следующие слова:

чело, око, ланиты, околоток

а) неологизмы б) историзмы в) эвфемизмы г) архаизмы

9.Чем по отношению друг к другу являются следующие пары слов:

метель, вьюга, пурга, буря, буран

а) омонимы б) антонимы в) синонимы г) паронимы

10.Определите тип неполных элементов:

рус. косный – костный

рус. код – кот

а) омографы б) омофоны в) омоморфы г) морфы

11. Чем по отношению друг к другу являются следующие слова:

битва, сражение, сеча, побоище, баталия

а) омонимы б) антонимы в) синонимы г) паронимы

12.Чем по отношению друг к другу являются следующие пары слов:

база – базис, советник – советчик

а) синонимы б) паронимы в) омонимы г) антонимы

13. Чем по отношению друг к другу являются следующие пары слов:

рус. половник – полковник

а) паронимы б) омонимы в) парономазы г) синонимы

К какому разряду лексики относятся диалектизмы, жаргонизмы, термины?

а) устаревшие слова

б) активная лексика

в) слова ограниченного употребления

г) архаизмы

14. К каким заимствованиям относятся следующие слова?

небоскрёб (нем. Wolkenkratzer)

впечатление (фр. impression)

подлежащее (лат. subjectum)

а) структурные б) фонетические в) освоенные г) неосвоенные

15. К каким типам синонимов относятся следующие слова: забастовка, стачка?

а) полные б) частичные в) семантические г) стилистические

16. Определите тип омонимов в следующих примерах:

пила – именительный падеж существительного

пила – прошедшее время от глагола пить

а) омографы б) омофоны в) омоформы г) морфы

17. Определите тип фразеологизмов:

бить баклуши, собаку съесть

а) фразеологические единства

б) фразеологические сочетания

в) фразеологические выражения

г) фразеологические сращения (идиомы)

18. Определите способ переносных значений в выделенных словах:

Стадо в двести голов.

а) метафора б) пароним в) синекдоха г) полисемия

19. Определите тип значения многозначного слова:

золотое кольцо

а) переносное б) прямое в) косвенное г) относительное

20. К какому разряду лексики относятся следующие слова:

армяк, камзол, челядь, кокошник?

а) неологизмы б) историзмы в) архаизмы г) эвфемизмы

21. Как называются безударные слова, стоящие перед ударным словом или слогом?

рус. подо мной

а) энклитика б) просодия в) префикс г) проклитика

22. Как называется способ образования переносного значения на основе смежности

обозначаемых явлений?

аудитория «слушатели»

а) метонимия б) метафора в) паронимы г) полисемия

23. Как называется вариант морфемы в речи?

[друг], [друж], [друз̀׳]

а) морфема б) морф в) алломорф г) аллофон

24. Чем по отношению друг к другу являются следующие пары слов?

легкий – трудный

молодой - старый

а) энантиосемия б) паронимы в) антонимия г) просоди

Наши рекомендации