Генезис виртуального конфликта
В настоящее время существуют всего две работы, посвященные виртуальным конфликтам: работа Н.А. Носова «Виртуальный конфликт: виртуальная социология медицины» где впервые вводится понятие виртуального конфликта и определяются его основные онтологические характеристики. В этой же работе проводится иллюстрация теоретических положений на примере лечения бронхиальной астмы. Вторая работа Асадуллиной С.Х. «Психология виртуального конфликта» (53) посвящена разработке теоретической и практической модели диагностики, и способов разрешения виртуальных конфликтов на различных уровнях. «Наше исследование посвящено выявлению самих источников появления и воспроизведения виртуального конфликта в жизни современного человека, выявлению условий, при которых виртуальный конфликт возникает или же не возникает, проявления виртуального конфликта в основных институтах социализации человека: в семье, в образовании, проявление внутреннего конфликта в человеке, а также определение условий, при которых виртуальный конфликт возникать не будет» (Асадуллина С.Х., 2003).
Жизнь современного человека пронизана конфликтами особого рода – они постоянно существуют и воспроизводятся, попытки решения их приводят только к их усилению, предваряет свою работу Асадуллина С.Х. Это признаки особого рода конфликта – виртуального, которые зафиксировал основатель виртуалистики отечественный психолог Н.А.Носов. Однако он сам успел исследовать только виртуальный конфликт в медицине, отметив, что виртуальный конфликт есть и в производстве России, в вооруженных силах, в образовании, что виртуальный конфликт становится стержнем международных отношений. Таким образом, практически вся жизнь современного человека пронизана виртуальными конфликтами. В результате возникает противоречие вежду обилием виртуальных конфликтов, которые не только не решаются, но даже не могут быть адекватно диагностированы, и тем моноонтичным мировоззрением, которое делает человека беспомощным перед лицом виртуального конфликта. Понимание сути виртуального конфликта требует отказа от мононтичного мировоззрения и принятия полионтизма как характеристики и мира, и человека, подчеркивает Асадуллина С.Х.
Н.А. Носов отмечал, что виртуальный конфликт интересен тем, что чем больше усилий прикладывается для его разрешения, тем сильнее он становится (Н.А. Носов, 2002). Таких конфликтов в жизни современного человека наметилось множество. Особенность виртуального конфликта еще в том, что его участники могут и не подозревать, что находятся в условиях виртуального конфликта. Таким образом, существует противоречие между перегруженностью жизни современного человека виртуальными конфликтами и моноонтичной картиной мира, которая не только не позволяет человеку разрешать эти конфликты, но даже догадываться об их существовании в его в жизни.
«Сама возможность виртуального конфликта возникает как следствие полиреальной природы человека. Основой полиреальности человека является мифомагический пласт психики – пласт психики, сформировавшийся в эпоху первобытности, пласт, сохранившийся у современного человека на уровне бессознательного. Именно этот пласт психики является источником виртуальных реальностей. Появляясь как виртуальные реальности, через процесс удвоения и освоения становятся константными, организуя собь как совокупность всех реальностей человека.
Полиреальность человека является его конституирующим признаком, сформировавшимся в филогенезе. Виртуальный конфликт таковым не является. В филогенезе виртуальные конфликты существовали не всегда. Виртуальные конфликты возникли в процессе, который начался в конце эпохи первобытности: в процессе отделения индивидуальной соби человека, как совокупности всех его реальностей, от ранее слитной соби всех людей в роду. Виртуальных конфликтов не было в прошлом, в эпоху первобытности, когда индивидуальной соби, как совокупности всех реальностей человека, просто не существовало. Возможно, виртуальные конфликты исчезнут в будущем, в процессе развития человечества, когда исчезнет слитность реальностей, узурпация реальностей одного человека другим человеком, или родом, или родовой семьей, или социумом. Виртуальный конфликт в настоящее время пронизывает жизнь современного человека, он существует и воспроизводится во всех институтах социализации человека: в семье, в образовании, в трудовых коллективах, и, даже, внутри самого человека. Процесс общения людей в процессе социализации может и развивать виртуальные реальности человека, но может и нарушать их целостность и чистоту, засоряя реальности осколками чужих реальностей, искажающих развитие человека и целостность его жизни, личности, психики. Необходима гигиена всех реальностей человека. Часть виртуальных реальностей человека может быть отчуждена другими людьми, нарушая полноту жизни человека, целостность его соби. Отчуждаться может любая реальность: чаще всего, реальность воли – это условие отчуждения любой другой реальности человека. Нарушения синомии и полионтизма человека требуют аретеи – восстановления полноты и целостности всех реальностей человека. Средства психотерапии и практической психологии в решении таких задач недостаточно эффективны, так как они, как правило, рассчитаны на решение константных конфликтов» (Асадуллина С.Х., 2003).
Для того чтобы диагностировать и разрешать виртуальные конфликты, необходим другой тип научной рациональности, допускающий существование множества реальностей и полиреальную природу самого человека. При этом условии можно диагностировать наличие или отсутствие виртуальных конфликтов, а также разрешать их. Развитием виртуальных конфликтов можно управлять через аретею (практическую виртуалистику), привести реальности человека в синомию – соответствие друг другу всех реальностей, развить недостающие. Возможна профилактика возникновения виртуальных конфликтов, условием которой является соблюдение принципа полионтизма по отношению к человеку: признание его полиреальности, выстраивание социализации в соответствие с полиреальной природой человека (Асадуллина С.Х. 2003).
«Виртуальный конфликт – это такой конфликт, источник которого находится не в той реальности, в которой протекает сам конфликт, и он не может быть разрешен за счет средств, принадлежащих той реальности, в которой он протекает (460, с.7). Носов подчеркивает, что «…есть конфликты, источники которой находятся в той же реальности, в которой протекает конфликт. Конфликты второго рода, в соответствии с виртуальной терминологией, называются «константные конфликты» (460, с. 8).
В Большой Российской энциклопедии дается следующее определение конфликта: Конфликт (от лат. conflictus – столкновение), столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.» Под решением конфликта понимается «…устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта (73, с.351). Для решения конфликта применяется диагностика конфликта (определение состояния конфликта – определение состояния развития причин, породивших конфликт, либо изменение цели участников конфликта… Диагностика используется с целью – разработки способов воздействия на участников конфликтного взаимодействия; – прекращения или перевода конфликта в другую, более спокойную стадию…» (73, с.352).
Известно, что под управлением конфликтами понимается – целенаправленное воздействие: – на устранение или минимизации причин, породивших конфликт; и/или – на коррекцию поведения участников конфликта, что развитие конфликта – это изменение компонентов конфликта. Различают ряд направлений развития конфликта, таких, как постепенное увеличение участников конфликта и его усиление за счет накопления опыта борьбы, рост количества проблем и обострение конфликтной ситуации, углубление основной первичной проблемной ситуации. – переход конфликта в квазиконфликт, повышение конфликтной активности участников, изменение характера действий конфликтных сторон. – нарастание эмоциональной напряженности у участников конфликта и т.д.
КАЗУС ВИРТУАЛЬНОГО КОНФЛИКТА |
КОНСТАНТНАЯ (КОНСУЕТАЛЬНАЯ) РЕАЛЬНОСТЬ |
ВИРТУАЛЬНО – КОНСУЕТАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ |
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ |
ТЕЛО ВИРТУАЛЬНОГО КОНФЛИКТА-ВИРТУС |
Рис. 23. Структура виртуального конфликта
Виртуальный конфликт имеет совершенно другие характеристики
1. Н.А. Носов подчеркивает, что у виртуального конфликта нет причины, есть казус. Казус – сила, вызвавшая событие. Источник действия находится на более высоком уровне реальности относительно рассматриваемого события. В той же реальности, к которой принадлежит казус, есть совокупность многих и условий, обеспечивающих осуществление этого события. Применяя эти характеристики к явлению конфликта, можно сказать следующее: казус виртуального конфликта находится в реальности уровнем выше, чем реальность, в которой конфликт проявляется.
2. Виртуальный конфликт, в отличие от константного конфликта, это не конфликт людей. Участники конфликта могут быть самые наилучшие намерения, но это не разрешает конфликта. Мы полагаем, что они могут даже не осознавать, что находятся в ситуации виртуального конфликта.
3. Для решения константного конфликта проводится диагностика конфликта, управление конфликтами и т.д. Иными словами, признается аксиомой то, что конфликт можно разрешить.
4. «Виртуальный конфликт интересен тем, что чем больше усилий прикладывается для его разрешения, тем сильнее он становится» (460.,с.8).
5. Участники константного конфликта имеют конфликтное поведение, участники вирутального конфликта могут находиться в ситуации сотрудничества, но это сотрудничество не дает результатов.
Таким образом, виртуальный конфликт может возникнуть только в том случае, если человек имеет не одну, а много реальностей. Иными словами, только полиреальность человека определяет саму возможность возникновения виртуальных конфликтов. Следовательно, в полиреальной же природе человека находятся и средства его разрешения» (Асадуллина С.Х. 2003).
Оперируя обозначенным выше инструментарием, эффективно применяемым на практике решения виртуальных конфликтов человека и социума, попытаемся диагностировать, и обозначить пути решения виртуальных конфликтов на различных уровнях бытия человека и общества в социально-историческом контексте.