Древнегерманские племена и их языки
(4часа)
План:
1. Место германской группы языков среди индо-европейской языковой семьи. Современные германские языки.
2. Ранняя история германцев. Протогерманский язык. Руническое письмо
3. Классификация германских племен.
Основные понятия:
Протогерманский язык.
Руны.
Литература:
1. Берков В.П. Современные германские языки. Учеб. 2-е изд. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001.
2. Введение в германскую филологию. Арсеньева М.Т., Балашова С.П., Берков В.П., Соловьева Л.Н. М., 1980; 1998.
3. Жирмунский В.М. Введение в сравнительно-историческое изучение германских языков. М.-Л., 1964.
4. Хлебникова И.Б. Введение в германскую филологию и историю английского языка. М.,
Лекция 3. Общие особенности
Германского языкового ареала.
(4 часа)
План:
1. Фонетические черты германских языков. Ударение. Вокализм. Консонантизм.
2. Морфологические черты германских языков. Глаголы. Существительные. Прилагательные
Основные понятия:
Преломление..
Аблаут.
Умлаут.
Закон Гримма.
Закон Вернера.
Геминация.
Закон ротацизма.
Сильные глаголы.
Претерито-презентные глаголы.
Слабые глаголы.
Литература:
1. Берков В.П. Современные германские языки. Учеб. 2-е изд. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001.
2. Введение в германскую филологию. Арсеньева М.Т., Балашова С.П., Берков В.П., Соловьева Л.Н. М., 1980; 1998.
Лекция 4. Готский язык. Северогерманские языки
(4 часа)
План:
1. Краткий очерк истории готов. Значение готского языка для сравнительно-исторического изучения германских языков.
.
2. Северогерманские (скандинавские) языки.
Основные понятия: Остготы и вестготы. Крымские готы. Готская Библия и ее переводчик Вульфила.
Эпоха викингов и древнескандинавская колонизация.
Исландский язык.
Фарерский язык.
Норвежский язык.
Датский язык.
Шведский язык.
Литература:
1. Берков В.П. Современные германские языки. Учеб. 2-е изд. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001.
Лекция 5. Западногерманские языки
(6 часов)
План:
1.Общая характеристика подгруппы западногерманских языков.
2. Древнесаксонский язык.
3.Фризский язык.
4.Нидерландский язык.
5.Африкаанс.
6.Идиш.
7.Английский язык.
8.Немецкий язык.
Литература:
1.Берков В.П. Современные германские языки. Учеб. 2-е изд. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001.
2.Введение в германскую филологию. Арсеньева М.Т., Балашова С.П., Берков В.П., Соловьева Л.Н. М., 1980; 1998.
.
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).
В данном разделе термины учебной дисциплины должны быть сгруппированы по алфавиту и темам учебного курса.
Тема 1:
Диахрония – изучение языка в его историческом развитии.
Синхрония – изучение временного среза языка, чаще всего современного.
Сравнительно-исторический метод – метод сравнения родственных языков на предмет выявления их исторического развития и общего источника. .
Тема2:
Протогерманский язык – общегерманский язык германских племен, отделившихся от индо-европейской общности в 15-10 веах до н.э. и расселившихся между Одером и Эльбой..
Руны – первая письменность германцев, буквы высекавшиеся на камне, вырезавшиеся на дереве и другом твердом материале, не имели продольных и округлых линий, часто магического характера.(В переводе – тайна.)
Тема 3:
Аблаут – спонтанное чередование гласных, используемое в слово- и формообразовании. Качественный А. предполагает полное изменение качества звука. Колоичественный А. – изменение его долготы..
Геминация – удлинение согласных.
Закон Грима – изменения индоевропейских согласных в германских языках, проходившие в три этапа. Выявлены Я. Гримом..
Закон Вернера – закон озвончения щелевых, полученных в результате первого акта закона Гримма.
Закон ротацизма – переход s→z→r.
Претерито-презентные глаголы – прототип модальных глаголов. Образуют формы настоящего времени по аблауту, формы прошедшего – прибавлением дентального суффикса.
Сильные глаголы – образующие формы по аблауту.
Слабые глаголы – германская инновация, образуют формы прошедшего времени прибавлением дентального суффикса.
Умлаут – вид ассимилятивных изменений. Наиболее распространенный тип – умлаут корневого гласного под влиянием последующего i.
РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).
Данный раздел должен включать в себя:
• примеры решения задач (практических ситуаций) по темам, на которые предложены аналогичные задания в экзаменационных (зачетных) билетах;
• тексты задач (практических ситуаций) для самостоятельного решения при подготовке к итоговой аттестации (не более 2-х).
Не имеется
РАЗДЕЛ6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
Характер изменений в программе | Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение | Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение | Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение |
Изменений нет |
РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:
Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя | Учебный год | Факультет | Специальность |
Виноградова С.А., к.ф.н., доцент | 2002-2003 | ФИЯ | 033200.00 иностранный язык с доп. специальностью |
Виноградова С.А., к.ф.н., доцент | 2003-2004 | ФИЯ | 033200.00 иностранный язык с доп. специальностью |
Виноградова С.А., к.ф.н., доцент | 2004-2005 | ФИЯ | 033200.00 иностранный язык с доп. специальностью 033200 иностранный язык |
Виноградова С.А., к.ф.н., доцент | 2005-2008 | ФИЯ | 033200.00 иностранный язык с доп. специальностью |
Указания по использованию формы программы учебной дисциплины:
• программа составляется по каждой из закрепленных за кафедрой дисциплин;
• форма программы хранится на кафедре в электронном варианте и на бумажном носителе, на котором ставятся подписи лиц, утверждающих программу (распечатывается кафедрой).