Краткие биографические справки об ученых-филологах, упоминаемых в ходе лекционного курса

краткие биографические справки об ученых-филологах, упоминаемых в ходе лекционного курса - student2.ru Бодуэн де Куртенэ Ян Игнацы Нечислав (в России – Иван Александрович) (1845-1929) – один из основателей современного языкознания. Родился и умер в Польше, но большую часть жизни провел в России: читал лекции в Казанском, Петербургском, Дерптском (ныне Тарту, Эстония) университетах. Один из создателей теории фонем, автор работ по сравнительно-историческому языкознанию и индоевропеистике, исследователь славянских диалектов и истории славянских языков.

краткие биографические справки об ученых-филологах, упоминаемых в ходе лекционного курса - student2.ru Бопп Франц (1791-1867), немецкий языковед, профессор Берлинского университета (1821-1864), член Прусской АН (с 1822). Основатель сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков и сравнительного языкознания. Главным научным трудом стала работа «Сравнительная грамматика санскрита, зенда, греческого, латинского, литовского, готского и немецкого языков» (1833).

краткие биографические справки об ученых-филологах, упоминаемых в ходе лекционного курса - student2.ru Виноградов Виктор Владимирович (1895-1969) – крупнейший русский языковед, автор фундаментальных работ по истории русского литературного языка, лексикологии и фразеологии, грамматике русского языка, по языку художественной литературы. Под его редакцией вышла академическая «Грамматика русского языка» в двух томах (1952-1954). Самый известный труд Виноградова – книга «Русский язык (Грамматическое учение о слове)». Был директором московского Института русского языка, который сегодня носит его имя.

краткие биографические справки об ученых-филологах, упоминаемых в ходе лекционного курса - student2.ru Востоков Александр Христофорович (настоящее имя Александр-Вольдемар Остенек) (1781-1864). Российский филолог, поэт, член Российской академии наук (1820), академик Петербургской АН (с 1841 года). Исследователь русского тонического стихосложения («Опыт о русском стихосложении», 1817), памятников древнеславянской письменности, грамматики славянских, языков, в том числе русского, заложил основы сравнительного славянского языкознания в России.

краткие биографические справки об ученых-филологах, упоминаемых в ходе лекционного курса - student2.ru Гримм Якоб (1785-1863) – знаменитый немецкий филолог. Один из основателей сравнительно-исторического языкознания. Опубликованные Г. книги по истории и грамматике немецкого языка, на фоне многочисленных диалектов последнего, явились стимулом к оформлению германистики в самостоятельную научную дисциплину. Основоположник мифологической школы в фольклористике. Вместе с братом Вильгельмом составил знаменитое собрание немецких сказок.

краткие биографические справки об ученых-филологах, упоминаемых в ходе лекционного курса - student2.ru Гринберг Джозеф (1915-2001) – американский лингвист, профессор Стэнфордского университета, один из основателей современной лингвистической типологии. Труды по общей морфологии и синтаксису, генетической классификации языков Старого и Нового Света, типологии, диахронической и ареальной лингвистике, проблемам происхождения языка, член Национальной академии наук США.

краткие биографические справки об ученых-филологах, упоминаемых в ходе лекционного курса - student2.ru Гумбольдт Вильгельм фон (1767-1835) – выдающийся немецкий ученый, политик, общественный деятель. Его работы заложили базу современного понимания языка. Ученый, в частности, считал язык не мертвым продуктом, а деятельностью, он также утверждал, что язык носит системный характер. Значительное место в концепции В. Гумбольдта занимает соотношение языка и духа народа: в языке, по Г., заложено определенное мировоззрение, и как само возникновение человека, так и его духовное развитие тесно связаны с языком.

краткие биографические справки об ученых-филологах, упоминаемых в ходе лекционного курса - student2.ru Потебня Александр Афанасьевич (1835-1891) – один из выдающихся филологов XIXв., представитель психологического направления в лингвистике. Научные интересы П. были очень широки: проблемы семасиологии и этимологии, философия языка и теория литературы, фольклор и этнография славянских народов. Главные лингвистические работы – «Мысль и язык», «Из записок по русской грамматике».

краткие биографические справки об ученых-филологах, упоминаемых в ходе лекционного курса - student2.ru Раск Расмус Кристиан (1787-1832) – датский языковед, один из основателей индоевропеистики и сравнительно-исторического языкознания. Занимался сравнительно-историческим изучением балто-славянских, финно-угорских и индоиранских языков. В 1829 работал библиотекарем, с 1831 – профессор восточных языков Копенгагенского университета. Он первым применил сравнительно-исторический метод при решении вопроса о происхождении исландского языка и доказал родство германских языков с балто-славянскими, греческим и латинским.

краткие биографические справки об ученых-филологах, упоминаемых в ходе лекционного курса - student2.ru Соссюр Фердинанд де (1857-1913) – знаменитый швейцарский языковед, основатель структурной лингвистики. Работал в Париже и в Женеве. В 1907-1911 гг. читает в Женевском университете курс общего языкознания, который после смерти ученого был восстановлен его учениками и опубликован в 1916г. («Курс общей лингвистики»). Эта книга окала огромное влияние на дальнейшее развитие языкознания.

краткие биографические справки об ученых-филологах, упоминаемых в ходе лекционного курса - student2.ru Фортунатов Филипп Федорович (1848-1914) – российский лингвист, профессор, член Российской академии наук (1902), основатель московской «формальной» (или «фортунатовской») лингвистической школы, один из наиболее значительных лингвистов дореволюционной России. Труды по истории индоарийских, балтийских и славянских языков, индоевропеистике, теории грамматики.

краткие биографические справки об ученых-филологах, упоминаемых в ходе лекционного курса - student2.ru Шахматов Алексей Александрович (1864-1920) – известный русский филолог и историк, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы. После смерти ученого в 1925-1927 был издан его во многом нетрадиционный «Синтаксис русского языка», оказавший значительное влияние на развитие синтаксической теории в России. В нем Ш. впервые сделал попытку выявить систему в огромном разнообразии синтаксических конструкций русского языка.

краткие биографические справки об ученых-филологах, упоминаемых в ходе лекционного курса - student2.ru Шлейхер Август (1821-1868) – знаменитый немецкий языковед, яркий представитель сравнительно-исторического языкознания. Придерживался натуралистических взглядов на язык, рассматривал его как организм. В связи с этим Ш. рассматривают как ярчайшего представителя натурализма в языкознании.

краткие биографические справки об ученых-филологах, упоминаемых в ходе лекционного курса - student2.ru Щерба Лев Владимирович (1880-1944) – выдающийся русский лингвист XX в. Занимался проблемами фонетики, грамматики, лексикологии. Внес значительный вклад в разработку теории фонем («Русские гласные в качественном и количественном отношении», 1912). Был одним из пионеров применения экспериментальных методов в лингвистике.

краткие биографические справки об ученых-филологах, упоминаемых в ходе лекционного курса - student2.ru Якобсон Роман Осипович (1896-1982) – российский и американский языковед (с 1921г. жил за границей), один из основателей Московского и Пражского лингвистических кружков. Занимался чрезвычайно широким кругом проблем: вопросами фонологии и морфологии, нарушениями речи и развитием детского языка, соотношением синхронии и диахронии в языке, поэтикой и теорией литературы и т.д.

Наши рекомендации