Послание к ефесяиам: Церковь как тело Христово
В отличие от большинства посланий Павла, Послание к ефесянам не написано по конкретному поводу или в связи с конкретной полемикой. По своему характеру это — почти созерцательное рассуждение. В теме, общей с Посланием к колоссянам, — Христос как глава Церкви, Его тела, — Послание к ефесянам сосредоточено на Церкви как теле Христовом, в то время как Послание к колоссянам подчеркивает главенство Христа. Послание к колоссянам предостерегает против лжеучения, принижающего значение Христа; Послание к ефесянам прославляет единство со Христом и благословения, получаемые всеми верующими во Христа.
Павел, должно быть, написал послания к ефесянам и к колоссянам приблизительно в одно и то же время, потому что по своей тематике эти два послания выглядят взаимосвязанными и потому что сообщение о Тихике почти в одинаковом виде появляется как в Еф. 6:21-22, так и в Кол. 4:7-8. Указание, что Тихик на словах передаст дополнительные подробности относительно обстоятельств и дел Павла, подразумевает, что Тихик одновременно отправится с посланиями в оба города, в Ефес и в Колоссы, находящиеся на расстоянии около 150 километров друг от друга. Как свидетельствует то, что Павел называет себя «узник в Господе», он, когда писал эти послания, находился в узах и знал, что узы его ради Господа.
Хотя Послание к ефесянам могло быть адресовано в прилегающие к Ефесу области, а не в сам Ефес (см. обсуждение ниже), маловероятно, чтобы Павел писал его, находясь в узах в Ефесе. Что касается уз в Кесарии, то, судя по словам о том, как Павел «смело» проповедует, исполняя «посольство в узах» (Еф. 6:20), он продолжает свое благовествование, несмотря на заключение в узы; однако в Кесарии к Павлу могли приходить только его близкие (Деян. 24:22-23). А вот в Риме Павел действительно проповедовал для непрекращающегося потока всех тех, кто посещал дом, где он находился под стражей (Деян. 28:30-31). Итак, Послание к ефесянам, как и тесно связанные с ним послания к колоссянам и к Филимону, было, по-видимому, написано во время уз в Риме.
Американский ученый Э.Гудспид выстроил теорию о том, что Послание к ефесянам написал некий приверженец Павла в конце первого столетия. Гудспид зашел достаточно далеко, чтобы предположить, что этим приверженцем был Онисим, обращенный в веру беглый раб, о котором Павел писал Филимону170. Согласно этой теории, Послание к ефесянам было создано в качестве введения к своду подлинных посланий Павла и должно было дать краткий очерк содержащихся в них богословских положений. Составление свода было подсказано ведущей ролью Павла в Книге Деяний, недавно появившейся. Но с другой стороны, отсутствуют рукописные свидетельства того, что Послание к ефесянам когда-либо находилось в начале свода посланий Павла, как следовало бы ожидать, если бы гипотеза Гудспида была верна. Более того, древнейшая церковная традиция приписывает авторство Послания к ефесянам самому Павлу.
Слова «в Ефесе», поясняющие, кому адресовано послание (Еф. 1:1), отсутствуют в большинстве древних рукописей. Таким образом, Павел вообще не указывает географическое местонахождение своих адресатов. Более того, отдаленность, подразумеваемая тем, что Павел пишет, «услышав» об их вере (Еф. 1:15), и тем, что они «слышали» о его служении (Еф. 3:2), а также отсутствие обычных дружеских приветствий не позволяют считать Ефес адресом этого послания; ведь Павел провел там свыше двух лет и близко знал ефесских христиан, как и они его.
Согласно некоторым свидетельствам ранней традиции, адресатом этого послания может быть церковь в Лаодикии. Немецкий ученый Адольф фон Гарнак предположил, что древние переписчики исключили упоминание о Лаодикии по причине осуждения Лаодикийской церкви в Отк. 3:14-22, а позднейшие переписчики подставили название Ефеса, так как Павел имел тесные связи с церковью в этом городе. Павел действительно упоминает в Кол. 4:16 некое послание в Лаодикию. Но поскольку таких рукописей, в которых в Еф. 1:1 говорилось бы о Лаодикии, не существует, эта замена Ефеса Лаодикией в ранней традиции, возможно, отражает лишь раннюю попытку отождествить послание в Лаодикию, упомянутое в Послании к колоссянам.
Вероятней всего, Послание к ефесянам представляет собой циркулярное письмо, адресованное различным церквям в регионе Ефеса. При таком допущении слова Павла в Кол. 4:16 о послании в Лаодикию могут подразумевать Послание к ефесянам, не означая при этом, что оно адресовано исключительно церкви в Лаодикии. Просто в своем обращении между находящимися в этой области церквями послание попало в Лаодикию и должно быть вскоре передано в Колоссы. Циркулярной адресацией послания объясняется тогда и то обстоятельство, что в нем не указано, в какой город оно направлено. Коль скоро единственный экземпляр послания ушел в обращение из Ефеса, а затем вернулся в Ефес, то название этого города легко могло подверстаться к этому посланию, что, собственно, и произошло.
Подобно Посланию к колоссянам, Послание к ефесянам делится на две части. Еф. 1 — 3 содержат вероучение и обсуждение духовных привилегий Церкви, а Еф. 4 — 6 содержат наставления и обсуждение духовных обязанностей христиан.
План-конспект Послания к ефесянам
Введение: приветствие (Еф. 1:1-2)
I. Духовные привилегии Церкви (Еф. 1:3 — 3:21)
A. Прославление духовных благословений, предопределенных Отцом, исполненных Сыном и запечатленных Духом (Еф. 1:3-14)
Б. Благодарение и молитва о возрастающем познании Божией благодати (Еф. 1:15-23)
B. Возрождение грешников только по благодати Божией (Еф. 2:1-10)
Г. Примирение язычников с Богом и их мир с евреями в Церкви (Еф. 2:11-22)
Д. Восприятие Павлом своего благовестнического служения как привилегии (Еф. 3:1-13)
Е. Молитва об утверждении благодаря возрастающему познанию (Еф. 3:14-19)
Ж. Славословие (Еф. 3:20-21)
II. Духовные обязанности Церкви (Еф. 4:1 — 6:20)
A. Сохранение единства в разнообразии назидательных служений (Еф. 4:1-16)
Б. Нравственное поведение (Еф. 4:17 — 5:14)
B. Исполненность Духом (Еф. 5:15-21)
Г. Правила для христианского дома (Еф. 5:22 — 6:9)
1. Повиновение жен мужьям (Еф. 5:22-24)
2. Любовь мужей к женам (5:25-33)
3. Повиновение детей родителям (Еф. 6:1-3)
4. Благочинное отношение отцов к детям (Еф. 6:4)
5. Повиновение рабов хозяевам (Еф. 6:5-8)
6. Честность хозяев по отношению к рабам (Еф. 6:9) Д. Духовное противоборство с силами зла во всеоружии Божием(Еф. 6:10-20)
Заключение: приход Тихика, прощальное приветствие и благословение (Еф. 6:21-24)
После приветствия (Еф. 1:1-2) Павел возносит хвалу Богу за духовные благословения во Христе «в небесах» (Еф. 1:3-14). Они означают, что союз верующих со Христом влечет за собой их участие не только в Его земной смерти, погребении и воскресении, но и в Его небесном прославлении. В этом восхвалении у Павла очерчена роль всех трех лиц Троицы в спасении: Отец избирает верующих (доктрина богоизбранности, Еф. 1:4), Сын искупает их (Еф. 1:7), Святой Дух «запечатлевает» их, то есть ниспослание Святого Духа верующим — это залог, подтверждение от Бога, что Он завершит их спасение при возвращении Христа (Еф. 1:13-14). За славословием следует благодарение и молитва о том, чтобы верующие могли познать и понять всю беспредельность Божи-ей благодати и премудрости (Еф. 1:15-23). См. Еф. 1:1-23.
Чтобы помочь своим читателям проникнуться беспредельностью Божией благодати, Павел сравнивает их покорность греху до обращения в веру и их освобождение от этой тирании после обращения. Он также подчеркивает, что спасение совершенно незаслуженно; оно дается по благодати Божией, через веру, независимо от заслуг в виде добрых дел. Да, действие Бога побуждает к добрым делам, но они скорее следствие спасения, чем средство для него. Божия благодать в особенности проявляется в искуплении неевреев от язычества и в их равенстве с евреями в Церкви. Стоявшая между двумя этими группами преграда враждебности, символизируемая стеной в храмовом дворе, за которую нельзя было заходить язычникам171, (171В ином толковании, эта преграда суть прежний барьер между Богом и людьми, ныне упраздненный Христом) в Церкви более не существует. Но как бы ни был величествен замысел спасения, Павел и Его читатели сталкиваются с прискорбной реальностью гонений в настоящем. Павел пишет, что осознание им Божией благодати и данной ему привилегии проповедовать Евангелие предохраняет его от уныния. Появление подобного понимания у его читателей предохранит от уныния их тоже. Поэтому раздел кончается еще одним восхвалением Бога и молитвой о том, чтобы читатели Павла могли укорениться в вере и утвердиться благодаря возрастающему духовному познанию. См.Еф.2:1 — 3:21.
Практические наставления начинаются с мольбы, чтобы внешнее единство отражало уже существующее духовное единство Церкви. Однако это единство подразумевает разнообразие действий каждого члена для возрастания тела, Церкви. У каждого верующего есть свое служение. Руководители Церкви должны обеспечивать всем верующим возможность исполнять их разнообразные функции. См. Еф. 4:1-16.
Далее следуют различные наставления о святости: говори правду; при необходимости выражай праведное негодование, но не впадай в грех, дав волю гневу; не воруй; воздерживайся от непотребных слов и сомнительных шуток. Этот подраздел заканчивается ритмизованным трехстишием, которое может восходить к раннему гимну крещения, исполнявшемуся в момент выхода из воды:
Встань, спящий,
И воскресни из мертвых,
И осветит тебя Христос.
См. Еф. 4:17 — 5:14.
Призыв Павла исполняться Духом (Еф. 5:18) показывает, что такая исполненность должна проявиться в воздержании от пьянства (по контрасту с пьяными оргиями в эллинистических культах), в радостных песнопениях, в свидетельстве и в повиновении друг другу. В частности, жены должны повиноваться своим мужьям, как Церковь повинуется Христу, главе Церкви. Мужья должны любить своих жен, как Христос любит Церковь, Свое тело. Дети должны повиноваться своим родителям. Отцы должны благочинно относиться к своим детям. Рабы должны повиноваться своим хозяевам. А хозяева должны быть добры к своим рабам.
Павел сочетает метафору тела и главы с образным представлением Церкви в качестве невесты и жены Христа, Который есть ее жених и муж. Как муж и жена физически становятся одним целым («одной плотью») во взаимоотношениях супружества, так же Христос и Церковь становятся одним целым в Духе. По различным предположениям ученых, Павел мог вывести свою метафору Церкви и тела Христова из следующих источников: представления стоиков о том, что вселенная есть тело со множеством разнообразных членов; раввинистические представления о том, что люди являются членами Адамова тела в буквальном смысле; символическое или сакраментальное приобщение верующих к телу Христа, когда они едят хлеб вечери Господней; еврейская концепция корпоративной, соборной личности; и собственное учение Павла о союзе верующих со Христом.
На прощание Павел призывает своих читателей облачиться в данное Богом духовное вооружение и противостать диавольским силам, которые правят миром. Возможно, внешний вид воина, сторожившего Павла, когда тот диктовал Послание к ефесянам в своей домашней тюрьме, подсказал фразу «всеоружие Божие». Слово, переводимое как «щит», обозначает большой щит в полный рост, а не маленький круглый щит, используемый греками. Фраза «раскаленные стрелы» подразумевает стрелы и дротики, которые обмакивают в смолу или иной горючий материал, затем поджигают и бросают или выпускают во врага. См. Еф. 5:15 — 6:24.