Рождение церковной историографии: Евсевий Кесарийский
Ярчайший представитель восточно-христианской мысли 3-4 вв. Фигура первой величины в духовной истории человечества. Отрывочные биографические сведения, но канва восстанавливается.
Свидетель сложной эпохи: солдатские императоры, тетрархия Диоклетиана, гражданская война, единовластие Константина. Мир для христиан при Галлиене и Аврелиане, гонения при Диоклетиане, признание при Константине.
Родился после преследований Деция и Валериана. Учился у Памфила, систематизировал книги Оригена для библиотеки в Кесарии. Кабинетный архивариус-исследователь до начала 4 в. Его Хроника и Ономастикон справочные пособия. Скиталец по Палестине, Египту и Финикии, свидетель расправ после эдикта от 23.02. 303. Заключен вместе с Памфилом 307-310. В Тире вместе с епископом Павлином писал «Апологию Оригена» в 311-313. В 313 посвящен в сан предстоятеля кесарийской церкви.
Проарианская позиция в христологическом споре (отрицал безначальность Бога-Сына). В 324-325 смещен с поста Антиохийским синодом. Добился оправдания на Никейском соборе и подписал определение о единосущии Сына и Отца и безначальности Христа. Но не согласился с запрещением арианам богослужения.
Неприятие арианства и строгой ортодоксии как крайностей. Поддержка императора. Низложение Евстафия Кесарийского и отказ занять пост. Поддержал осуждение Афанасия Александрийского на Тирском соборе 335 г.
Авторитет и после смерти Константина в 337 г. Скончался в 339.
Жанровое разнообразие трудов на протяжении всех трех периодов. Историко-богословская тенденция. Понимание христианства как религии истории. История как теологическая система доказательств. Сохранение фрагментов чужих трудов и документов.
«Хроника» сливает историю язычников и иудеев во всемирную историю. Универсальный смысл истории, провиденциализм. Апологетические сочинения: «Приготовление к Евангелию» и «Доказательство Евангелия». Теология Моисея ка первоисточник платоновской философии. Христианство как высшее развитие религии Моисея. «Ономастикон» – трактат о названиях. Придает реальность библейскому миру и связывает иудейское, библейское и христианское прошлое. Апологии: «Против Иерокла», «Против Маркелла». Панегирики: «Похвала Константину» (336, 30-летие), «Речь о церкви св. Гроба Господня». Надгробное слово «Жизнь Константина». Политическая теория о взаимоотношении христианской церкви и империи. «История палестинских мучеников» (303-311). Экзегеза: «Евангелические вопросы». «Пророческие эклоги». Письма.
«Церковная история» как интеллектуальный переворот в мировой историографии. Первое описание трех веков христианства. Новая литературная форма, новые темы, новая точка зрения, новые методы изложения. Время создания спорно. Окончательный вид после 325. Десять книг. 1 – евангельская история и ее обоснование, 2 – до конца Нерона, 3 – до гонений при Траяне, 4-5 – второй век, 6 – первая половина 3 в. (от Септимия Севера до Деция, «оригеновская»), 7 – вторая половина 3 в. «дионисиевская», 8-9-10 – Великое преследование и переворот Константина.
Сочетание римско-императорской и епископской систем отсчета вместо отсчета хронистов от сотворения мира. Соединение светского и церковного.
Тем шесть: преемственность апостолов и епископов, события внутри церкви, учители и писатели (1-7), судьба иудеев (2-3-4), гонения и мученики (4-5-8). Обслуживают одну: история находит смысл в божественном руководстве Логоса (рациональная структура бытия, доступная познанию). Взаимодействие земного и трансцендентного в Воплощении Христа. Сохранение и распространение Божественной Истины.
Главный герой – христианский народ как носитель учения Христа. Вслед за Оригеном, это третий народ после иудеев и эллинов. Этот народ и есть христианская Церковь, продолжение божественного порядка на земле. Но у него нет этнических, культурных, территориальных черт, только религиозные.
История – взаимодействие Бога с христианским народом. Бог не жестко контролирует события. Его функции – защита и воспитание (божественная педагогия). Наказание как наставление, а затем снова милость. Это принцип объяснения исторических событий, напр., Диоклетиановых гонений. Влияние на язычников определяется отношениями Бога с христианами: поражает язычников за гонения на христиан.
Люди сохраняют автономность: окончательно не наказываются при жизни ни язычники, ни отступники. История как двусторонний процесс, результат совместной деятельности Божественной силы и свободно избирающих свою судьбу индивидов. Функция христиан – распространение Слова. Преемственность апостолов и епископов – структурирующее начало. Смысл церкви – духовная борьба за Истину против ересей. Значимость истории христианской мысли и христианской литературы.
Отсутствие речей (греко-римская традиция) и много дословных извлечений из источников (250): апологетика, теология, экзегеза, истории, указы, послания, библейские цитаты. Юстин Мученик, Тертуллиан, Ириней, Ориген. Иосиф Флавий и Филон. Идеологическое единство – апология. «Цветы с мысленных лугов». Ветхозаветные пророчества о Воплощении. Вместо сюжетного хаоса античности – доказательная теолого-историческая концепция. Значение аутентичности материала. Критический подход к источникам. Критерии: упоминание авторитетов, стиль времени, архив. Глубокое и аргументированное фактами исследование вместо античной парадоксографии. Скрупулезная работа с источниками.
Развитие истории увенчивается христианской державой Константина, но концепция Евсевия не зависит от конъюнктуры, его политический оптимизм не результат ангажированности. Концепция начала разрабатываться ранее победы христианства. Универсальная история как последовательная реализация заданного Логосом смысла: грехопадение, первобытная дикость, разделение народов и почитание небесных светил, политеизм, библейские патриархи. Закон Моисеев, цивилизация, Христос и Август как основатели Церкви и империи, их слияние через обращение Константина, приход Сатаны и Страшный Суд.
Оптимизм Евсевия не внутри, а вне истории, в надежде на ее уничтожение. Христианство «обречено» на торжество. Игнорирует реальную историю гонимого меньшинства. Такая история перестает быть ареной борьбы Бога и диавола. Последний – лишь неудачный инициатор ересей и гонений. Историческое не просто подчинено апологетическому, но и равноценно ему. «История» Евсевия определила всю дальнейшую судьбу исторической мысли. Ее расцвет: Сократ Схоластик, Эрмий Созомен, Феодорит Киррский, Евагрий Схоластик.
Предыстория христианской Церкви в трактовке Евсевия Кесарийского
(по И.В. Кривушину)
Свой труд Евсевий начинает с оценки дохристианской эпохи, которая тянется от Адама до Ирода Великого. Это своеобразное теологическое предисловие. Его цель - объяснить, почему Христос Логос как изначально существовавший исполнитель воли Отца явился людям не сразу, а лишь по истечении определенного срока (поскольку древние люди не были готовы принять христианское учение).
История начинается с грехопадения, за которым следует дальнейшая деградация человечества и война против Бога (ассоциация с греко-мифологической борьбой гигантов против Олимпа). Бог сначала старался истребить людей, а затем начал являться древнееврейских патриархам, через что совершается первый акт приготовления к Евангелию (еврейский народ стал почитать истинного Бога). Второй акт приготовления – это распространение законов Моисея по всему миру. Теперь все человечество оказалось готово к Евангелию, и в этот момент – момент рождения Римской монархи – происходит пришествия Христа на землю. Это оптимистическая концепция, которая делит историю человечества до Воплощения на два периода – период нравственного падения и период нравственного возрождения. Эта история линейна и предопределена свыше, но не предполагает жесткого контроля Бога над людьми. Это скорее некое знание Бога о будущем, которое Он сообщает тем, кого оно касается. Бог у Евсевия выступает в роли педагога, но есть и образ карающего Бога, которые пытается остановить зло.
Представление об обучающем Боге как направляющей Виле истории оставляет место свободному человеческому решению. Земная деятельность Бога-педагога ограничена во времени – только до Моисея. Это т.н. период «начальной педагогии» - некий исторический импульс, который провоцирует распространение по всему миру цивилизации.
Однако далее у Евсевия представлен иной взгляд на историю до Воплощения. Доказывая древность имени Христос, Евсевий смотри на историю как систему прообразов ключевого события – Первого Пришествия. Иудейские пророки, цари и первосвященники образуют длинную цепь «низших форм», указывающих на грядущую высшую форму. Эта концепция не распространяется на историю человечества в целом, но она делает историю единой и предопределенной. Порядок этой истории реализуется в постоянном воспроизведении одного неизменного образа будущего. Постоянство повторений придает основной линии исторического движения непрерывный характер. Это концепция истории как постоянного повторения прообразов центрального события. Затем она сменяется еще одной концепцией – концепцией истории как восстановления утраченного.
Реставрационная концепция. Согласно этой концепции, христиане не являются «новым народом». Этот народ древнее всех остальных и существует «от начала рода человеческого». Евсевий относит к христианам не только членов христианской церкви, но и всех ветхозаветных патриархов вплоть до Моисея. Поэтому законы Моисея предстают как отступление от первоначальной чистоты «древнего христианства», так наз. «образа благочестия Авраама», и поэтому роль Христа и его учеников является восстановительной. Моисей – последний из древних христиан, завершивший первый, «истинно христианский» период истории и открывший своими законами эпоху «отступления от христианства».
Теоретико-историческая мысль Евсевия по поводу дохристианского периода имеется также в заключительной книге 10. Там содержится еще одна концепция истории до Первого Пришествия, наличие которой в Церковной истории либо игнорировалось, либо отрицалось. Это пессимистическая концепция. Мир – это постоянная деградация людей, даже если их иногда касается Благодать Божия. Евангелие – это перелом, абсолютное обновление. Спаситель восстанавливает абсолютное благочестие «из ничего». Но у Евсевия можно найти еще и пятую концепцию предыстории христианской Церкви.
Евсевий излагает историю Иисуса по-своему, он рассматривает лишь некоторые связанные с нею проблемы. Их выбор отражает особое понимание автором дохристианской истории. Он тщательно разрабатывает хронологию, хотя таковая призвана не только подтвердить истинность новозаветной хронологии, но и придать ей особое значение в контексте всемирной истории: соотнести Воплощение с концом … и началом Римской империи. Христос заполняет разрыв между культурной традицией прошлого и новой цивилизацией. Христос являет себя миру, когда власть оказывается в руках иноплеменника Ирода Великого, который становится основателем анти-традиции. Евсевий пытается связать Иисуса с ключевыми фигурами иудейской истории через преемство по крови. В итоге Христос предстает как воплощение традиции в эпоху всеобщего нарушения традиций. Таким образом, Евсевий превращает историю в передачу неизменного порядка, и любое изменение грозит разрывом связей, которые ее цементируют.
Поэтому Пришествие приобретает характер реставрации. В его описании доминируют два персонажа – Христос и Ирод. Ирод уничтожает установленный порядок, а Христос вновь возвращает истории преемственность, организуя Церковь. Бог же карает всех творцов хаоса. Таким образом, Ирод и Христос, разрушение и восстановление соединяются в грандиозном макрособытии, содержанием которого становится Божественное вмешательство в земную историю в целях ее сохранения.
Однако эти пять концепций не образуют целостной теории, так как Евсевий не ставил перед собой задачи дать развернутую интерпретацию эпохи между Творением и Пришествием. Его целью было максимально сжать эту эпоху во времени, так как он хотел сделать историю мира историей Церкви. Но чтобы возвести Церковь к истокам всемирной истории, Евсевию надо было сблизить Творение мира и Творение Христом Церкви в Первом Пришествии. Все пять концепция обслуживают эту сверхзадачу. Наличие нескольких концепций объясняется тем, что в христианской мысли того времени еще не утвердилось какого-либо канонического или единообразного отношения к дохристианской истории.
Концепция преемств лишает историю действительного развития.
Концепция прообразов превращает историю в одно универсальное ожидание Христа.
Концепция реставрации делает возвращение к начальной чистоте основным смыслом истории.
Концепция деградации поднимает Воплощение до уровня Творения.
Оптимистическая концепция объясняет причину задержки во времени всеобщего обнаружения Божественной истины, то есть причину того, почему эта дохристианская история все же имела место.