Кто является автором корана
ХАМЗА МУСТАФА НИЯЗИ
ИСТОЧНИКИ КОРАНА: КРИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ТЕОРИЙ ОБ АВТОРСТВЕ
ВВЕДЕНИЕ
За последние 14 веков Коран занял уникальное место среди всех священных писаний благодаря силе призыва и несравнимому воздействию на читателей. Но порой недалекие и ограниченные люди подвергают сомнению факт его божественного происхождения. Публичные библиотеки и книжные магазины светского мира насыщены литературой, изображающей Коран как выдумку людей. Вклад так называемых «ориенталистов» Запада в разработку этой теории достаточно велик, и на этом пути они игнорируют все нормы объективности, да и просто порядочности. В тщетных попытках оспорить религию они потратили громадное количество сил. Иногда, пытаясь что-то доказать, они просто используют имена мусульман, показывая этим, что «широко мыслящие» и «прогрессивные» мусульмане присоединяются к утверждениям о их трудном развитии.
Салман Рушди являет собой такой пример. Его книга «Сатанинские стихи» написана в форме романа. Он ушел от традиции ориенталистов, придерживающихся академических канонов и избегающих оскорблений. Рушди решается показать свою мерзость и непристойность. Ответ мусульман на эту грязную публикацию и широкую кампанию, предшествовавшую ей, превзошел все ожидания и по силе и по направленности. Мусульмане всего мира развернули кампанию с целью запрещения этой книги, ее изъятия из магазинов и неприемлемости прощения автора и всех, опубликовавших эту книгу. Мусульмане Англии выступили с требованием улучшения законов Великобритании, защищающих их от богохульства.
ВАИМ после публикации в сентябре 1988 года независимо выступила с критикой книги и требованием незамедлительного изъятия ее из продажи. Она призвала исламские страны не иметь дела с теми, кто публикует эту книгу. Заявление «Второй путь действий» обращено к мусульманским организациям и мусульманам публиковать литературу об Исламе, Коране и Пророке Мухаммеде (да благословит его Аллах и приветствует) для ознакомления людей с Исламом в масштабах всего мира.
Единственным доступным курсом для мусульман было донесение правдивой информации о Вере, Святой Книге и Пророке (да благословит его Аллах и приветствует). Это включало издание и распространение буклетов и книг по этим вопросам, выступления в средствах массовой информации, вступление в диалоги и дискуссии и обсуждение Ислама с немусульманами и т.д. Этот путь действий завершало заявление: «Это наиболее эффективный удар по врагам Ислама, т.к. это откроет сердца многих людей, которых натравливает на нас пропаганда, и может Аллах будет благосклонен к нам в день Суда». Доводы ВАИМ вызвали одобрение и были подхвачены многими исламскими организациями и отдельными мусульманами, которые взялись за эту трудную задачу обучения широких масс Исламу.
В самый разгар кампании по изъятию книги и созданию общественного мнения против богохульства вышел указ иранского лидера Аятоллы Хомейни о том, что мусульмане должны убить Рушди, за что обещалось вознаграждение в 3 млн. долларов! Как и ожидалось, эта новость тут же облетела весь мир и внимание людей перекинулось с их повседневных забот на обсуждение жестокости и нетерпимости Ислама. Как выразился лидер Комитета мусульманских действий США, «Хомейни пошел не по тому пути». От вопроса, как уничтожить грязь и мерзость, которую изрыгнул Рушди, произошел переход к вопросу, как охотиться на Рушди и как его убить, в то время как он является подданным другой страны.
Хамза Мустафа Ниязи из университета Дар-эс-Салама в Танзании принадлежит к группе разделяющих взгляды ВАИМ мыслящих мусульман, считающих, что распространение правильной информации об Исламе, Коране и Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) на сегодняшний день является наиважнейшей задачей. Отвечая на призыв ВАИМ, он предложил работу «Источники Корана: критический обзор теорий об авторстве» для публикации.
По словам д-ра А.Р. Кидвая из «Исла-мик фаундейшн», это «книга с хорошими аргументами, хорошо описывающая Коран и биографию Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».
Печатая книгу Ниязи в нашей серии, мы просим Аллаха — источник руководства, — чтобы эта работа рассеяла предрассудки против Корана, старательно насаждаемые пропагандой. Мы молимся, чтобы эта книга стала тем, что поможет автору и издателям в День Суда. Аминь!
Д-р Маних X. Аль-Джохани,
Генеральный секретарь
ВсемирнойАссамблеи
Исламской Молодежи
КТО ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРОМ КОРАНА
Исследователи ведут скандальные споры друг с другом. Эта работа является попыткой критического рассмотрения большинства этих теорий, взяв на вооружение логические аргументы, исторические сведения, текстовый анализ и научные данные. Возможно, единственным соглашением о Коране будет то, что впервые он был произнесен человеком, родившимся в Аравии, в городе Мекке в шестом веке, и имя его Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
Мнения о происхождении Корана можно условно объединить в три основные группы:
1. Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сам является автором.
2. Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не является автором, но узнал Коран от других людей, сочинивших его.
3. Коран слово в слово передан Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, от Господа.
МУХАММАД КАК АВТОР
Мы начинаем с рассмотрения аргументов тех исследователей, которые считают Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, автором Корана. Оценивая эту позицию, важно держаться точки зрения, что Коран сам высказался о своем происхождении. Коран заявляет: «Это действительно Коран: наиболее честный, откровение от Господа миров». Сходные утверждения присутствуют и в некоторых других местах (26:192-193, 25:1, 3:3, 4:105, 16:44, 15:9). Более того, сам стиль обращения оставляет впечатление послания Творца творениям. За исключением главы 9, все главы начинаются со слов «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». Обращения идут от Первого лица, и во многих местах Бог повелевает Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует: «Куль», то есть «Скажи». Это повеление повторяется в Коране 332 раза. Также используются и другие повеления, подобно: «провозгласи», «декламируй», «восславь Господа» и многие другие (15:49, 76:24-26, 18:27-28). Хотя утверждение, что Коран есть Божественное откровение, подразумевает отрицание человеческого авторства, в Коране тем не менее существует значительное количество утверждений, смысл которых сводится к тому, что ни человек, ни джинн не мог его создать: «Скажи: «Если бы собрались люди и джинны, чтобы сделать подобное этому Корану, они бы не создали подобного, хотя бы одни из них были другим помощниками» (17:88).
Но утверждения в Коране о его божественном происхождении не есть лишь эмоциональное отрицание человеческого авторства, для подвергающих его сомнению приведены и различные доказательства: «А если вы в сомнении относительно того, что Мы ниспослали Нашему рабу, то принесите суру, подобную этому, и призовите ваших свидетелей, помимо Аллаха, если вы правдивы. Если же вы этого не сделаете, — а вы никогда этого не сделаете! —, то побойтесь огня, топливом для которого люди и камни, уготованного неверным». (2:23-24) Отвечая обвинению Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в авторстве, в Коране содержится приказание вновь ответить: «А когда им читаются наши знамения ясно изложенными, те, которые не надеются Нас встретить, говорят: «Принеси нам Коран, иной, чем этот, или замени его!» Скажи: «Не быть тому, что я заменю его по своей воле. Я следую только за тем, что открывается мне. Я боюсь, если ослушаюсь Господа моего, наказания дня великого». Скажи: «Если бы Аллах пожелал, я не читал бы его вам, и он бы не дал вам знание о нем. Я ведь целую жизнь провел среди вас до этого. Разве вы не уразумеете?» (10:15-16)
Критикам Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, предлагается поразмышлять над фактом, что он жил среди них 40 лет не только без каких-либо признаков или знаков великого учения, но и даже без чутья к поэзии. Фактически он был неграмотен, и вот теперь он декламирует Коран, несравнимый в возвышенности. Как они объяснят этот факт? В подтверждение направленности Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, сам Коран говорит: «Ты не читал до него никакого писания и не чертил его своей десницей, иначе пришли бы в сомнение считающие это пустым». (29:48). Подтверждение его неграмотности см. 7:158.
Независимо от аятов Корана сам Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, неоднократно высказывался в пользу того, что он не был автором Корана. Хотя и Коран, и сам Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, отрицают авторство Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, тем не менее определенное количество исследователей продолжает подвергать сомнению эти утверждения. Они подразумевают, что он обманывает, когда приписывает Коран Аллаху. Некоторые исследователи даже приписывают различные мотивы его явному обману: экономическая выгода, стремление к власти, реформы морали, политическое освобождение арабов. Все они несостоятельны. Позвольте начать их рассмотрение с мотива материальной выгоды.