Б) С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини», вар. VI
В примере 279А ступень es первоначально вступает так:
то есть по типу малой хромы (6/5 · 4/5 = 24/25; см. схему II). Однако по выходе в субдоминанту 4/3 оказывается, что в области S —
не 24/25, a 128/135, то есть большая хрома (схема I). Следовательно, однотерцовость связана с микрохроматической перестройкой при хроматическом соотношении e-es.
В примере 279Б аналогичная картина: однотерцовая гармония As вступает с тем же отношением a-->c-->as = 24/25, а далее as 24/25 приравнивается (энгармонически) к gis = 15/16 и в этом качестве через доминанту (3/2) возвращается в тонику. Энгармоническое приравнивание равнозначно поправке на малую диесу 128/125 - 24/25 : 128/125 = 15/16
Во вступлении к I части 4-й симфонии Чайковского — аналогичное введение:
E - С6> - f
DM - D - °Т
(аккорд E-dur еще яснее чувствуется также как мнимый e-as-h, что отражает процесс превращения сложных внутриаккордовых соотношений при простом внутритональном контексте в простые внутриаккордовые соотношения при сложном внутритональном контексте).
Таким образом, обе возможности связи (через энгармонизм общей терции и через энгармонизм примы и квинты однотерцового трезвучия) дают в рамках тональности сложные хроматико-энгармонические интервальные отношения, сравнимые с интенсивностью далеких модуляций. Если, например, хроматические квинтовые ряды «укладывались» в тональность при условии равномерно-темперированного «выравнивания» основных тонов аккордов, то в подобных соотношениях хроматической системы это «выравнивание» заходит уже внутрь аккордов и, по существу, начинает пронизывать все отношения гармонии, что создает специфический оттенок звучания гармонии, примиряющейся с постоянным «слуховым обманом» энгармонизма. Подобные явления, сплачиваясь вместе, еще более реорганизуют внутреннюю структуру тональности, лишая ее стабильности строгой функциональной организации звуков и насыщая становящимися теперь уже непрерывными хроматико-энгармоническими коррекциями. В гармонико-системном аспекте это означает реорганизацию диатонической (миксодиатонической) ладовой системы в (энгармонико)-хроматическую.
На уровне тональных планов однотерцовость также функционирует в согласии со своим тональным значением отдаленного, хроматического родства (более далекого, чем мажоро-минорное). Так, «Песнь Маргариты» Глинки основывается на контрасте h-moll (с характером мучительного переживания) и, в средней части, B-dur (образ невозвратимого счастья; с последним словом «поцелуй»). Никогда однотерцовая тональность не выступает в качестве одноименной (Лист, «Забытый вальс»; Шопен, вступление к Фантазии f-moll, Вальс ор. 64 № 3; Бетховен, 3-я симфония, I часть, эпизод в разработке; Чайковский, «Евгений Онегин», Des-dur — d-moll в сцене письма Татьяны; Шостакович, I часть 10-й симфонии).