С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини»

С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини» - student2.ru

Аккорды линеарного происхождения, как бы «невесомые» по отношению к функциональному аккорду-фундаменту, в силу своей многочисленности и художественной значимости, часто достойны того, чтобы называться в собственном смысле «аккордами». Однако необходимо разграничить две категории аккордов — линеарно-фундаментный (в линеарности он несет функцию первичного, произво­дящего, местного гармонического устоя) и линеарно-надстроечные (то есть линейные неустои, примерно равнозначные неаккордовым звукам по отношению к фундаменту-аккорду). Соответственно этому линеарно-надстроечные аккорды мы будем считать вторичными ак­кордами (см. пример 215).

При фактурно оформленной дифференциации аккордов на фун­даментные и надстроечные эти гармонические функции легко раз­личимы и определение их не составляет проблемы. Однако во мно­жестве случаев, особенно при очень развитом мелодическом голосо­ведении, функции вторичных аккордов возникают и без фактурно оформленного разделения созвучий на фундаментные и надстроеч­ные. Но для правильного слышания гармонии такое смысловое раз­деление и в этих случаях столь же необходимо.

Дело в том, что множество аккордов самых обычных функцио­нальных значений возникает под влиянием мелодической линеарно­сти и — что особенно важно — сводимо к ней (см. § 5 главы 5), пример 220.

А - П. Чайковский. Ноктюрн cis-moll (редукция)

С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини» - student2.ru

Некоторые из подобных аккордов так и называются проходящи­ми D75 во втором такте примера), большинство, несмотря на связан­ность строгими линиями голосоведения, не называются.

Линеарные функции таких линеарных аккордов обычно просто подавляются доминирующими тональными, однако нисколько не уничтожаются. В других условиях равновесомость тех и других функ­ций становится очевидной, и тогда можно говорить о вторичных аккордах (и о самом явлении вторичности аккордов) как о важней­шем смысловом, функциональном компоненте гармонии (пример 221).

«Двухслойность» функциональных определений показывает внутреннее функциональное богатство гармонии. Роль вторичных аккордов (представленных в примере 221 без явно видимого лине-

П. Чайковский. 4-я симфония, ч. III

Allegro

С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини» - student2.ru

арно-функционального фундамента) верно определима лишь с уче­том их функционально-надстроечного характера. Как и во всякой стратификации (наличии структурных слоев), жизнь гармонии за­ключается в слышании взаимодействия слоев, а не в постепенном нисхождении к разочаровывающему своей элементарностью тональ­ному фундаменту. Взаимодействие же слоев состоит в соблюдении рангов весомости одних гармонических элементов в отношении к другим не по признаку обычной тональной функциональности, а по признаку функциональности линеарной, голосоведенческой, гармонико-фактурной (см. примеры 210, 211В, 215А, Б, 216; а также: Шопен, этюд ор. 10 № 4 cis-moll).

Наши рекомендации