Тема солдатчины и военной службы в фольклоре

Обусловлены рекрутскими и солдатскими наборами (с 1699 по 1793 – бессрочная служба; до 1834 – 25 лет; после; 1834 – 20 лет). В солдаты провожали как на смерть, поскольку не ожидали возвращения, поэтому песни сходны с похоронными причитаниями. Преддверием к солдатчине была рекрутчина, породившая немало рекрутских песен. Известна песня «У отца было, у матери три сына любимые», в которой родители не могут решить кого из трех сыновей отправить на службу. Решают младшего, т.к. у него нет ни детей, ни жены. Но младший сын обращается к родителям с речью, и тронутые ей родители соглашаются решить вопрос жребием.

Солдатские песни могут быть лирическими и эпическими. В эпических описываются важнейшие военно-исторические события 18-19вв. В лирических полно отражается тяжелая бытовая жизнь солдат (спали в холодных казармах, плохо питались), солдатские походы, изнурительные ежедневные солдатские учения и т.д. Солдаты думают о доме, семье. В песне «В чистом поле стояло тут древо» солдаты разговаривают с птицей:

- Солдатушки, ребятушки, а где ваши жены?

- Наши жены – ружья заряжены, штыки присажены…

Данилов, Кирша

Сборник Д. был издан очень плохо в первый раз в 1804 г. и притом не весь (только 26 стихотворений из 70), без имени издателя (Якубовича) и без всяких сведений о происхождении рукописи. Но интерес к этому памятнику был настолько возбужден, что в 1818 г. явилось уже вполне удовлетворительное издание, сделанное по поручению канцлера графа Н. П. Румянцева известным Калайдовичем. Заглавие издания: "Древние российские стихотворения, собранные Киршею Д. и вторично изданные, с прибавлением 35 песен и сказок, доселе неизвестных, и нот для напева" (Москва 1818). В предисловии Калайдович сообщает, что сборник был списан лет за 70 перед тем для известного богача П. А. Демидова, у которого и хранился до его смерти. Затем рукопись была по поручению моск. почт-директ. Ключарева, которому в то время принадлежала, издана А. Якубовичем в 1804 г. Составление сборника песен приписывается Калайдовичем Кирше Д. на том основании, что, по уверению Якубовича, имя Кирши стояло на первом потерявшемся листе рукописи сборника. Кто был этот Кирилл Данилович - неизвестно, и гадания Калайдовича, который считает его казаком и даже старается определить из указаний песен место его рождения и пребывания, не имеют твердой почвы. По свидетельству Калайдовича, рукопись сборника была "писана в лист, на 202 страницах, скорописью, без наблюдения орфографии и без разделения стихов". Но если стихи были написаны сплошь, то несомненно, однако, составитель сборника их различал слухом, так как над каждой песнью для игры на скрипке приложены ноты (мотивы). Высказывая далее предположение, что песни для Демидова были списаны (т. е. с готового оригинала), а не записаны со слов, Калайдович находит вероятным, что "собиратель древних стихотворений должен принадлежать к первым десятилетиям XVIII в. Однако доказательства, почерпаемые Калайдовичем для этого предположения из текста песен, не имеют значения, а письмо Прокофия Демидова к историку Гергарду-Фридриху Миллеру, относящееся к 1768 г. и изд. по подлиннику Шевыревым в "Москвитянине" (1854, №№ 1 и 2), дает основание думать, что сборник, приписываемый Кирше Данилову, был в 60-х гг. XVIII в. составлен с голоса "сибирских людей" по заказу Прокофия Демидова. Помимо высокого научного интереса содержания песен сборника, самая запись их представляет исключение среди других дошедших до нас старинных записей былин. В ней сохранен довольно отчетливо эпический стих, хотя она и писана сплошными строками. Другие песенные записи XVIII в. не выдерживают стихов и перелагают их в прозаическую речь. Вместе с тем в них заметны значительные подправки и обороты в книжном стиле: только местами удается восстановить по нескольку стихов. Соответственно прозаической форме, эти записи былин носят и книжные названия: "Повесть", "Сказание" и даже "Гистория".

***

Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года(Олонецкая губ. (Петрозаводск)

Причины, по которым могла сохраниться здесь в народ.памяти эпич.поэзия, давно исчез.в других местах России.):

Народ здесь остав. всегда своб. от креп. рабства + не тер. сочувствия к идеалам своб. силы + жил в глуши, защищ. от вл-й, разлаг. эпич. поэзию. Верность старине и вера в чудесное. Сено косят горбушами, употр. дровни летом. При знакомстве с певцами стар. обращ. вним. на лич. обст-ва каждого, чтобы уясн. вл. личн. сказителя на хар-р самих рапсодий.

Почти все – неграмотные (встретил 5 грамотных из 70).Поются правосл. и староверами одинаково.Не развилось в профессию (как это было в Др.Греции), остается делом домашнего досуга людей. + В сборнике есть биографич.сведения о каждом сказителе. 70 человек, знающих былины. Былины сохранились только в среде крестьян.

Былина как жанр.

Былина относится к разряду песен древнего героико-эпического склада. Былина от глагола "быти" - быль, деяние.Древнейшие былины можно возводить к событиям и явлениям 9 в., а наиболее поздние - к 13. Время бытования - 16-17вв, отмирание - середина 20в. Сохраняет общие очертания реальных исторических событий, но исполнены художественной фантазии. Художественное обобщение исторической мысли народа. Былины воспроизводят идеалы справедливости, славят защитников чести и прав народа, очерчивает ТИПЫ общественных деятелей, вскрывает смысл событий. Поучительность, жизненный пример.

Былины - это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточно-славянскую эпоху, и развившиеся в условиях Древней Руси; имея целью возвеличить народные идеалы, былины отразили историческую действительность в образах, жизненная основа которых соединена с вымыслом; былины обладают торжественно-патетическим тоном: их стихотворная ритмическая организация, стиль соответствуют назначению прославлить необыкновенных людей и величественные события истории.Виды классификаций:1региональная2героические и новеллистические. Но не учитывается многослойность былин. Их надо толковать в движении.Периодизация:1Мифологический(до 9в)2Киевский (9-середина 12в)3Владимиро-суздальский (середина 12-конец13)4. С 14в по начало 17в(обработка старых былин).Поэтика:орнаментальные приемы (запевы,исходы; зачины и концовки),общие места(формула течения времени,седланье коня, богатырская схватка), гипербола, идеализирующие начало,ретардация(замедленность действия, повторения), синтаксический параллелизм, тоническое стихосложение, не скрадываются разговорные интонации, напевная декломация с "гусельками яровчатыми".

Змееборческие былины.

Былина – жанр русского исторического эпоса, сказание о богатырях. Классификация былин представляет большие сложности. Например, Миллер делил былины на былины о борьбе с внешним врагом ( т.н. богатырские), и о междуусобных войнах (былины-новеллы). Советская фольклористика выделяла воинские и социально-бытовые былины (что так же как и в первом случае вносило путаницу). Существует также территориальная классификация - Киевский и Новгородский циклы - (опять-таки неоднозначная) и классификация по основным мотивам. Так, например, к былинам с мотивом змееборчества относятся былины о Добрыне и об Алеше Поповиче. Добрыня Никитич, пожалуй, единственный былинный богатырь, связь которого с историческим прототипам не подвергается сомнению. Добрыня – дядя князя Владимира. Добрыня известен по многим былинам. По крайней мере в 10, он является главным персонажем. К змееборческому циклу относится былина «Добрыня и змей». Змееборческий цикл в известной степени противопоставлен архаическим былинам о Вольге. Поэтому есть смысл считать, что в образе змея изображалась аллегория язычества. В одних вариантах Добрыня сразу побеждает змея, заставшего его врасплох во время купания, в других - после первой битвы заключает мирный договор, а после второй направляется к змею, чтобы освободить «полоны русские», и побеждает змея. В одних вариантах с помощью «греческого колпака» (аллегория греческой веры - христианства), в других – услышав «глас небесный». Наиболее известная былина об Алеше Поповиче – «Алеша Попович» и Тугарин Змей. Алеша приходит к Владимиру. А за столом между Владимиром и Апраксией сидит Тугарин, который бесчинствует в городе, не почитает русских святынь и совершает насилие над жителями. Алеша Попович, сын то ли епископа Федора, то ли Левонтия Ростовского, решается одолеть Тугарина. Тугарин в силу своего происхождения имеет крылья и нечеловечески огромное тело. Алеша молится богу и тот посылает дождь, роняющий Тугарина на землю – вновь ясно виден христианский пафос – главное, что отличает змееборческие былины.

Былины об ИМ.

ИМ из села Карачарово. Версии об обретении силы ИМ: либо даровали калики-нищие, дав испить воды, либо досталась от Святогора. Первый подвиг - раскорчевка и расчистка лесной земли под пашню в помощь отцу. В былине "ИМ и соловей разбойник"(2 половина 12в) Илья олицетворяет собой стремление к единству Руси.Едит в Киев, по дороге сокрушив войско, и подбивает стрелой соловья возле речки Смородина. Привозит к Владимиру. Соловей свистит в полный голос, Илья срубает ему голову. Остается на службе. В "И и сын" Илья убивает сына, ставшего врагом Киева. В служении не видит выгоды. В "Бунт Ильи против Владимира" Илья-бунтарь получил черты патриархального крестьянина, который ненавидел бояр и господ, но сохранял крестьянские иллюзии полюбовного разрешения спора с верховной властью."Илья и Калин-царь": Владимир просит И. защитить Киев от татар. Другие богатыри отказываются помочь. Илью схватили, но он выпустил стрелу и снес покрышку шатра, проснулись другие богатыри и помогли ему. Калина пленили и привели в Киев.ИМ упомянается в 16в (староста, немецкий путешественник Лессото)"ИМ и Идолеще поганое" - каличья переделка.Илья встречает калика Иванище и переодевается в его одежду. Едит в Царьград и убивает Идолеще, но на службу у Константина Боголюбовича не остается. Связь с былиной "Алеша Попович и тугарин змей".

Новгородские былины.

Садко - гусляр-новгородец.До нас дошли сводные варианты, объединившие несколько былин о Садко.В 1 былине С., поймав рыбу золотое перо, разбогател, но высоко занесся.Новый спор проиграл. Во 2 былине отправляется с товарами за море. Надо принести жертву и жребий падает на Садко. Взял гусли и прыгнул в море. Начал играть, морскому царю понравилось, Садко выбрал одну из 30 дочерей его в жены, которая оказалась рекой Волхова.Ему помогает святой Никола-Микола. Васька Буслаев - буян, его обещают скинуть в Волхову, он набирает дружину, которая объединена враждой к торговому посаду.Спор-бой, по дороге ВБ убивает архиепископа, его дружина побеждает. В этой былине показана борьба новгородских политических партий (архиеписком, торговцы как суздальская партия). Поэтому былина стала общерусской. Во 2 былине ВБ в виде ушкуйника (ушкуй - лодка). Едит с дружиной на ушкуях грабить. В "Как ВБ буслаев ездил молиться" рассказывается, как он возвращается из ушкуйничества и просит мать дать благословение на поездку в Иерусалим, там он купается в Иордане. Это кощунство заканчивается смертью. ВБ - смельчак и нигилист своего времени.

Наши рекомендации