Статьи в научных журналах, сборниках и энциклопедиях

1. Описание рукописей и гектографированных изданий старообрядцев белокриницкого согласия (1846–1917 гг.). Часть I // Общественное сознание и литература XVI–XX вв. Новосибирск; 2001. С. 356–381.

2. Описание рукописей и гектографированных изданий старообрядцев белокриницкого согласия (1846–1917 гг.). Часть II // Исторические и литературные памятники «высокой» и «низовой» культуры в России XVI–XX вв. Новосибирск, 2003. С. 326–349.

3. Белокриницкая иерархия // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4. С. 542–551.

4. Легенды о создании «Прения с безпоповцами» // Общественная мысль и традиции русской духовной культуры в исторических и литературных памятниках XVI–XX вв.: Сб. ст. к 75-летию академика Н.Н. Покровского. Новосибирск, 2005. С. 399–407.

5. «Австрийские» археографы о «Проскинитарии» Арсения Суханова // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 2005, № 3. С. 88–92.

6. «Духовномудрствующие» поповцы и раскол белокриницкого согласия в 1862 г. // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы второй межрегиональной научно-практической конференции. Новосибирск, 2005. С. 166–171.

7. Описание рукописей и гектографированных изданий старообрядцев белокриницкого согласия (1846–1917 гг.). Часть III // Общественное сознание населения России по отечественным нарративным источникам XVI–XX вв. Новосибирск, 2006. С. 282–301.

[1] См., например: Robert O. Crummey. The Old-Believers and the world of antichrist: The Vyg Community and the Russian State. 1694–1855. Madison, Milwaukee, and London 1970. Р. 135-158; Керов В.В. «Се человек и дело его…»: Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. М., 2004.

[2] См.: Покровский Н.Н. Путешествие за редкими книгами. 3-е изд., доп. и перераб. Новосибирск, 2005.

[3] Среди этих работ укажем блестящее исследование К.И. Невоструева (Невоструев К. Слово св. Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку XII в. с исследованием о Слове и о другой мнимой беседе Ипполита о том же, с примечаниями и приложениями. М., 1868), предпринятое по благословению и на средства московского митрополита Филарета (Дроздова). Подробнее см.: Смирнов П.С. Литература истории и обличений старообрядческого раскола в XIX веке // Христианское Чтение. 1901. Ч. 1. С. 46–64, 604–630; Ч. 2. С. 530–552.

[4] См.: Гурьянова Н.С. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII века. Новосибирск, 1996.

[5] См., например: Костров А.В. Старообрядческое направление отечественной историографии начала XX в. и Ф.Е. Мельников // Старообрядчество: История. Культура. Современность: Материалы. М., 2005. Т. II. С. 17–22.

[6] См.: Дружинин В.Г. Поморские палеографы начала XVIII столетия. Пг., 1921.

[7] Обозначения «австрийское» (белокриницкое) согласие (священство), белокриницкая («австрийская») иерархия используются нами исключительно из стилистических соображений и не носят оценочный характер.

[8] Его «Повесть краткая и достоверная о расколницех, на соблазн и позор православныя нашея восточныя церкве в сия последния времена прошибающихся», первоначально изданная в 1848 г., была переиздана в 1864 г. Н.И. Поповым, см.: Попов Н.И. Сборник из истории старообрядства. М., 1864. С. 1–36.

[9] Парфений, иером. Книга о Промысле Божием, как он чрез православие ведет ко спасению, а неправославных обличает собственными их делами. М., 1857. В 1864 г. Парфений стал игуменом гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря.

[10] См., например: Нильский И. О последней попытке раскольников найти себе епископа / / Христианское Чтение. 1859. №12. С. 407–460; 1860. № 1. С. 3–38 и мн. др.

[11] Субботин Н. Об источниках для «Истории Белокриницкой иерархии» // Братское Слово. 1886. Т. 1. № 8. С. 603–619.

[12] Субботин Н.И. История Белокриницкой иерархии. М., 1874. Т. 1; Субботин Н.И. Происхождение ныне существующей у старообрядцев так называемой австрийской, или белокриницкой иерархии. М., 1874.

[13] Материалы для истории так называемой Австрийской или Белокриницкой иерархии / Изд. Н.И. Субботин. М., 1897 (далее – МИА); Переписка раскольнических деятелей (материалы для истории белокриницкого священства). Вып. 1: Письма Павла, Геронтия, Амвросия, его сына Георгия, Огняновича и др. М., 1887 (далее – ПРД 1); Вып. 2: Письма Аркадия Славского, Иллариона Егоровича Кабанова (Ксеноса) и др. М., 1889 (далее – ПРД 2); Вып. 3: Письма Аркадия Славского, Антония Шутова, наместника Онуфрия и Алимпия, Аркадия Васлуйского, В. Фомина и др. М., 1899 (далее – ПРД 3). Некоторые сочинения «австрийцев» были изданы Н.И. Субботиным в журнале «Братское слово».

[14] Об отношении Н.И. Субботина к старообрядчеству достаточно красноречиво говорит название одной из его работ: «Раскол, как орудие враждебных России партий» (М., 1867).

[15] См., например: Пругавин А.С. Один из суздальских узников: Очерк новейшей истории раскола / / Исторический Вестник. 1883, ноябрь. Т. XIV. С. 294–324.

[16] См., например, поморское сочинение начала XX в. «О Австрийско-Белокриницком священстве и о ихней хиротонии еретической и о первобытном принятии во оное митрополита Амвросия, от которого произошел рассадник священства, во вновь приобретенного в 1845 (!) г. и имеющего ныне в России и за границей немалое число» – Собрание ИИ СО РАН, № 1/75-г. Описание см.: Панич Т.В., Титова Л.В. Описание собрания рукописей ИИФиФ СО АН СССР. Новосибирск, 1991. С. 152–153.

[17] См. Костров А.В. Старообрядческое направление отечественной историографии… С. 20; см. также: Дементьева Л.С., Старухин Н.А. Ф.Е. Мельников и его «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви» // Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999. С. 10.

[18] Никольский Н.М. История русской церкви. 4-е изд. М., 1988.

[19] Там же, с. 327, 328, 329, 331, 336 и др.

[20] Малышев В.И. Заметки о рукописных собраниях Ленинграда, Черновиц, Риги, Двинска и других городов // ТОДРЛ. М.–Л., 1949. Т. VII. С. 464–465.

[21] См.: Бубнов Н.Ю., Мартынов И.Ф. К истории библиотеки Белокриницкой старообрядческой митрополии. (По итогам археографических экспедиций Отдела рукописей и редкой книги БАН СССР 1971–1972 гг.) // Археографический ежегодник за 1972 год. М., 1974. С. 265–275; Бубнов Н.Ю. Из собрания белокриницких митрополитов // Памятники культуры: новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. 1974. М., 1975. С. 157–161.

[22] См.: Рукописные собрания Государственной библиотеки им. В.И. Ленина: Указатель. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 40–49.

[23] Старообрядчество: люди, предметы, события и символы: опыт энциклопедического словаря / Сост. С.Г. Вургафт, И.А. Ушаков. М., 1996.

[24] См.: Вургафт С.Г. Старообрядческие издания последних лет // Мир старообрядчества. Вып. 4. Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований: Материалы международной научной конференции. М., 1998. С. 233–237.

[25] См.: «По древлему благочестию»: Старообрядческие издания в фондах Государственной публичной исторической библиотеки (XVII–XXI вв.) / Сост. А.В. Знатнов М., 2001.

[26] Горячева Т.Д. Устройство Рогожского богаделенного дома во второй половине XIX – начале XX века // Мир старообрядчества. Вып. 4. Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований. Материалы международной научной конференции. М., 1998. С. 247–256. См. также: Горячева Т.Д. Источники по истории Рогожской старообрядческой общины (вторая половина XIX – начало XX в.): опыт источниковедческой характеристики // Мир старообрядчества. История и современность. Вып. 5. М., 1999. С. 118–153.

[27] См.: Eugeniusz Iwaniec. Z dziejów staroobrzędowców na ziemiach polskich XVII–XX w. Warszawa, 1977. S. 119–136.

[28] Бубнов Н.Ю. Старообрядческий книгописный центр в селе Белая Криница // Книга в России. Из истории духовного просвещения. СПб., 1993. С. 101–111.

[29] Юхименко Е.М. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. М., 2005.

[30] Белобородов С.А. «Австрийцы» на Урале и в Западной Сибири (Из истории Русской Православной Старообрядческой Церкви – белокриницкого согласия) // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. С. 136–172.

[31] Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII–XX вв.: Проблемы творчества и общественного сознания. М., 2002. С. 226–238.

[32] Полный перечень использованных в работе старообрядческих сочинений приведен в диссертации в Приложении 4.

[33] Марков В.С. К истории раскола-старообрядчества второй половины XIX столетия. Переписка проф. Н. И. Субботина, преимущественно неизданная, как материал для истории раскола и отношений к нему правительства (1865–1904 гг.). М., 1914.

[34] См., например: Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974; Покровский Н.Н. Путешествие за редкими книгами. 3-е изд., доп. и перераб. Новосибирск, 2005.

[35] См.: Введение в библеистику / Проф. З. Вайсман и др. Пер. с иврита А. Крахмальникова и Д. Сливняка. Тель-Авив, 2001. Кн. 1. Ч. 1–2. С. 39–69.

[36] См., например: Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М., 1975; Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его познания. Новосибирск, 1987.

[37] Один из таких рассказов введен в научный оборот Н.Н. Покровским, см.: Покровский Н.Н. Рассказ о Екатеринбургском соборе 1884 года // Исследования по истории литературы и общественного сознания феодальной России. Новосибирск, 1992. С. 146–159.

[38] Это предположение было высказано еще в XIX в. Н.И. Поповым, см.: РГБ. Ф. 238. № 41. Л. Iоб.

[39] Возможно, издание 1859 года было вторым. См.: Присоединение к православию раскольнических епископов и других членов так называемой Белокриницкой иерархии / / Русский Вестник. 1865. № 12. С. 629–630.

[40] См.: Присоединение к православию… С. 637–638, прим.

[41] См., например, список 1860-х гг. – ГИМ, собр. Вострякова, № 53.

[42] И[нок]П[авел] Васильев. Краткая история старообрядческой церкви / Изд. В.Г. Усова. Н.-Новгород, [1907].

[43] См., например: Мельников Ф.Е. Краткая история… С. 215 (прим. 1)

[44] РГБ, Рогожское собр., № 24.

[45] РГБ, Рогожское собр., № 25.

[46] Именно этот список «Соборного деяния» был опубликован Н.И. Субботиным, см.: МИА, с.169.

[47]РГБ, Рогожское собр., № 24, л. 141–168об.; МИА, с. 29–56.

[48] РГБ, Рогожское собр., № 24, л. 190–207; МИА, с. 155–169.

[49] Субботин Н.И. История... С. XI.

[50] МИА, с. 169–181.

[51] Схематическое изображение процессов создания московской редакции «Соборного деяния» и переработки памятника в исторических сочинениях «австрийцев» приведено в диссертации в Приложении 1.

[52] РГБ, Рогожское собр., №265, л. 1–92; ГИМ, собр. Хлудова, № 328, л. 1–82.

[53] РГБ, Рогожское собр., №220, л. 1–341об.; ГПНТБ СО РАН, собр. М.Н. Тихомирова, № 158; ГИМ, собр. Вострякова, № 102.

[54] Арсений, епископ Уральский (А.В. Швецов). История о существовании священства в старообрядческой Христовой церкви. Уральск, 1910. Далее – «История» Швецова.

[55] РГБ, Рогожское собр., № 276, л. 1–16об.

[56] Там же, л. 16об.–20.

[57] РГБ, Рогожское собр., № 265, л. 106–153; ГИМ, собр. Хлудова, № 328, л. 95–136об.

[58] РГБ, Рогожское собр., №265. Л. 153об.–237; ГИМ, собр. Хлудова, № 328, л. 137–207.

[59] Ср.: Попов А.Н. Описание рукописей и каталог старопечатных книг библиотеки А.И. Хлудова. М., 1872. С. 599 (№ 328); Дружинин В.Г. Писания русских старообрядцев. СПб., 1912. С. 225.

[60] РГБ, Рогожское собр., № 220, л. 291об.–293об.; л. 292–293 вклеены.

[61] РГБ, Рогожское собр., № 288 и 549 (отрывок).

[62] Субботин Н.И. Происхождение… С. XXI–XXII. См. также Присоединение к православию… С. 595, прим.

[63] Арсений Уральский (А.В. Швецов). История о существовании священства… С. 157, 199; ср. с. 197, 200, 204.

[64] РГБ, Рогожское собр., № 24, л. 54–55.

[65] МИА, с. 315–318; РГБ, Рогожское собр., № 24, л. 50–56об.

[66] МИА, с. 330–342; РГБ, Рогожское собр., № 24, л. 38–49об.

[67] ГИМ, собр. Хлудова, № 330.

[68] См.: РГБ, Рогожское собр, № 114, л. 163об. и др.

[69] См.: Сахаров Ф.К. Литература истории обличения русского раскола: систематический указатель о расколе и сектантстве книг, брошюр и статей. Тамбов, 1887. Вып. 1. С. 138 (№ 1244).

[70] См.: Из рассказов и записок В.А. Сапелкина / С предисловием Н.С[убботи]на / / Русский Вестник. 1864. № 11. С. 186–246 и отдельное издание – М., 1865.

[71] Павел, архимандрит (П.И. Леднёв). Собрание сочинений. 4-е изд. М., 1883. Ч. 1. С. 267–284.

[72] Дружинин В.Г. Писания… С. 463 (№ 856).

[73] См.: Дружинин В.Г. Писания… С. 223. ГИМ, собр. Хлудова, № 327; РГБ, Музейное собр., № 3864, л. 3–56об.

[74] РГБ, Рогожское собр., № 279.

[75] В качестве примера сошлемся на сочинение инока схимника Лаврентия «О приятии иереов и о антихристе» (1716 г.). Сочинение начинается с шести «изъявлений» различных ересей (РГБ, Рогожское собр., № 405, л. 6–58, след.).

[76] РГБ, Рогожское собр., № 24, л. 143об.–153; МИА, с. 29–43.

[77] РГБ, Рогожское собр., № 225. Л. 9–10, 10об.–12об. Перечень глав по авторскому «Оглавлению содержанию» приведен в приложении 2.

[78] См.: Попов А.Н. Описание… С. 572–576.

[79] См.: Крахмальников А.П. Легенды о создании «Прения с безпоповцами» // Общественная мысль и традиции русской духовной культуры в исторических и литературных памятниках XVI–XX вв.: Сб. ст. к 75-летию академика Н.Н. Покровского. Новосибирск, 2005. С. 399–407.

[80] Субботин Н.И. История… С. 133 втор. сч., № 115.

[81] РГБ, Рогожское собр., № 225, л. 99.

[82] См. РГБ, Рогожское собр., № 24. Л. 153об.–155; МИА, с. 42–43.

[83] РГБ, Рогожское собр., № 225, л. 80, след.

[84] Там же, л. 165об.–166.

[85] РГБ, Рогожское собр., № 114, л. 106–107об.

[86] Практически вопрос о возможности использования «внешних» книг (в частности, единоверческих изданий) впервые в белокриницком согласии был поднят Славским епископом Аркадием (Шапошниковым) в его письме Антонию (Шутову), написанном не ранее 1858 г. – см. ПРД 2, с. 42–44. В очередной раз этот вопрос встанет в конце 1870-х гг. и вызовет появление сборника «Оправдание церковных книг единоверческой печати» (РГБ, Рогожское собр., № 547).

[87] Ср. РГБ, Рогожское собр., № 114, л. 61об.–65об. и РГБ, Рогожское собр., № 405, л. 49–58.

[88] РГБ, Рогожское собр., № 395, л. 59об.

[89] См.: ПРД 1, с. 163–168. Об использовании этого письма староверами-часовенными в последней четверти XIX и в XX в. см.: Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы-часовенные… С. 222–223.

[90] См.: ПРД 2, с. 72.

[91] ПРД-1, с. 174; ср. РГБ, Рогожское собр., № 288, л. 36–41.

[92] См.: ПРД 3, с. 192. Нам известен лишь один список «Известия»: РГБ, Рогожское собр., № 389, л. 131–145.

[93] См.: РГБ, Рогожское собр., № 389, л. 145–145об.

[94] См.: Крахмальников А.П. «Духовномудрствующие» поповцы и раскол белокриницкого согласия в 1862 г. // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы второй межрегиональной научно-практической конференции. Новосибирск, 2005. С. 166–171.

[95] Подробнее см.: Крахмальников А.П. «Австрийские» археографы о «Проскинитарии» Арсения Суханова // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Культура, наука, образование. Новосибирск, 2005, № 3. С. 88–92; Крахмальников А.П. Папа Афес и апологеты белокриницкого священства священства // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2006. Т. 5, вып. 1 (доп.): История. Новосибирск, 2006. С. 36–40.

[96] «Изыскание истиннаго крещения. Апология на покрещеванцев» – БАН, Белокриницкое собр., № 106(1), 106(2) и 180.

[97] РГБ, Рогожское собр., № 24, л. 599–606 (ср.: Попов Н.И. Сборник из истории… С. 151–152) и 606об.–615.

25, л.

[98] РГБ, Рогожское собр., № 25, л. 98об.–103об.; № 24, л. 536–540об.

[99] Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами. О происхождении раскола старообрядчества. Ответ на статью свящ. С. Ледовского «О грековосточном православии», помещенную в «Братском Слове». СПб., 1895. С. 3.

[100] См.: Крахмальников А.П. «Австрийские» археографы… С. 88–92.

[101] См.: Крахмальников А.П. Папа Афес… С. 36–40.

[102] РГБ, Рогожское собр., № 739.

[103] Там же, л. 7об.–8, 9.

[104] См.: Белокуров С.А. Арсений Суханов. М., 1894. Ч. II. Вып. 1.

[105] РГБ, Рогожское собр., № 265. Л. 153об.–237; ГИМ, собр. Хлудова, № 328, л. 137–208.

[106] РГБ, Рогожское собр., № 36.

[107] РГБ, Рогожское собр., № 396.

[108] См.: Сахаров И.П. Сказания русского народа. СПб., 1849. Т. 2. Кн. 8: Путешествия русских людей.

[109] См.: Мальцев А.И. К истории создания федосеевского сборника постоянного состава «Отеческие завещания» // Старообрядчество: История. Культура. Современность: Материалы. М., 2005. Т. II. С. 134–141.

[110] РГБ, Рогожское собр., № 288 и 549 (отрывок).

[111] См.: Материалы для истории раскола за первое время его существования / Под ред. Н. Субботина. М., 1881. Т. 6. С. 302–309; Кузнецова В.С. Повесть о мучении некоих старец Петра и Евдокима // Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма в России. Новосибирск, 1987. С. 206–215. См. также: Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII века. Источники, типы и эволюция. СПб., 1995. С. 117, 119, 158–159, 163–169, 173, 382; Крахмальников А.П. Папа Афес… С. 36–40.

[112] См.: Окружное послание, составленное И. Г. Ксеносом и изданное старообрядческими епископами 24 февраля 1862 г. с приложением Устава и Омышления, составленных тем же автором / Изд. Н. Субботин с предисловием, примеч. и портретом Ксеноса. М., 1885; 2-е изд.: М., 1893; 3-е изд.: М., 1910.

[113] См.: Крахмальников А.П. «Духовномудрствующие» поповцы… С. 166–171.

[114] Смирнов П.С. Споры и разделения… С. 184–185; Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы-часовенные… С. 130–131; 205–238.

[115] РГБ, Рогожское собр., № 397.

[116] РГБ, Рогожское собр., № 389, л. 3–222; БАН, Белокриницкое собр., № 92, л. 5–178 об.; ГИМ, собр. Хлудова, № 329, л. 1–176; Единоверческое собр., № 252, л. 1–176; собр. Вострякова, № 142, л. 1–120.

[117] См.: РГБ. Ф. 246, карт. 153, ед. хр. 3, л. 280об.

[118] Ср.: Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы-часовенные… С. 130, 218 и др.

Наши рекомендации