Значение слово «день» в Шестодневе (различные подходы)
Всех экзегетов, когда-либо комментировавших Шестоднев, можно условно разделить на два лагеря. Первые считают, что о творении нельзя мыслить в категориях времени. Творение было мгновенным и не имеет протяженности во времени (например, Филон Александрийский, Ориген, Климент Александрийский). Описание же 6 дней в этом случае есть не что иное, как изображение вселенской иерархии: от простого к сложному.
Однако большинство экзегетов предлагают мыслить процесс творения как протяженный во времени.
В современной библеистике идет горячий спор о том, в какой же именно период Господь сотворил мир. Практически все исследователи согласны, что речь должна идти именно о процессе, который занял определенное количество времени (ср. Притч. 8:27-29). Сам библейский текст определяет длительность этого периода в шесть дней. Однако, что понимать под днями творения, чему равен один день, – на этот счет существуют различные, порой взаимоисключающие точки зрения.
Первая группа исследователей (т.н. креационисты – свящ. Д. Сысоев, прот. К. Буфеев, свящ. О. Петренко, С. Буфеев, С. Шубин, А. Хоменков и др.) настаивает на том, чтобы понимать текст Писания буквально. День для них равняется обыкновенным суткам (24 часа). В этом они находят поддержку у представителей антиохийской экзегетической школы, которые были сторонниками буквального прочтения текста Писания. Так, например, прп. Ефрем Сирин пишет: «Свету надлежало пребывать двенадцать часов, чтобы день заключал в себе такое же число часов, какую меру и продолжительность времени пребывала тьма. Ибо хотя и свет, и облака сотворены во мгновенье ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцать часов»[26].
Однако есть те, кто не согласен с таким подходом. Представители этой группы (т.н. христианские эволюционисты – прот. Н. Иванов, прот. Г. Каледа, диак. А. Кураев, В. И. Гоманьков, А. В. Гоманьков, С. Катюнин, Г. Л. Муравник и др.) настаивают на том, что слово день – слово-символ, которое может указывать на день, сутки, эпоху или же на любой другой отрезок времени. Нечто подобное мы встречаем в нашем языке, в котором слово день обозначает как целые сутки, так и их световой отрезок времени. Или же слово «век», которое указывает не обязательно на период времени в сто лет, но и обозначает некий условный отрезок времени (например, каменный век, на моем веку, наш век и т.п.) Аргументы, которые приводят представители этого мнения следующие: 1) о днях в Писании говорится задолго до рассказа о творении Солнца и смене дня и ночи; 2) во второй главе словомיֹוםобозначается все время творения: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время (יֹום; в славянском переводе стоит слово «день»), когда Господь Бог создал землю и небо» (Быт. 2:4); 3) в словах Господа, обращенных к Адаму, «от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день (יֹום), в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17), слово יֹוםнельзя понимать буквально, т.к. умер Адам не в тот же день; 4) использование слова יֹום в выражении «День Господень» встречаем во многих текстах Писания, в которых он означает неопределенный период времени (см.: Иоил. 2:1; Соф. 1:7, 14; Ин. 8:56); 5) также приводится цитата из Псалтири, которая говорит о том, что у Бога совсем иное исчисление времени: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» (Пс. 89:5). На основании вышеприведенных аргументов, представители этой группы библеистов считают, что в контексте Шестоднева יֹום указывает на неопределенный промежуток времени, в течение которого и происходят изменения. Чтобы усилить свои позиции, эта группа исследователей также ссылается на мнения отцов Церкви. Так, например, приводится мнение блж. Августина, который пишет: «Какого рода эти дни – представить это нам или крайне трудно, или даже совсем невозможно, а тем более невозможно об этом говорить. Мы видим, что обыкновенные дни имеют вечер вследствие захода солнца, а утро – вследствие восхода солнца; но из этих дней первые три прошли без солнца, о сотворении которого говорится в день четвертый»[27].
И, наконец, можно упомянуть еще об одном подходе. Представители этой группы считают, что слово «день» относится не к дням творения. Именно столько дней пророк Моисей на горе Синай получал откровения о творении мира. Даная теория изложена в Толковой Библии под редакцией А.П. Лопухина и носит название визионерская (от лат. visio – видение).
Как же понимать слово «день» в Шестодневе? Для начала необходимо сказать о том, что этот вопрос не является принципиально значимым с точки зрения нашего спасения. Именно поэтому у святых отцов, например, нет единого мнения по этому поводу. Кроме того, вопрос о продолжительности дней Творения никак не влияет на достоверность повествования Моисея. Также мы должны учитывать тот факт, что повествование Моисея о Творении антропоморфично. Отцы часто говорят о том, что Господь в Своем Писании приспосабливается к человеку. Именно поэтому Моисей, говоря о Боге и о его действиях, подбирает чувственные образы из нашего повседневного опыта. Так протоиерей Николай Иванов пишет: «у нас нет других слов для отображения действий Бога, как только наши слова, обозначающие наши же действия… Антропоморфизм библейской речи о делах Божиих есть единственно возможный способ раскрытия перед человеком тайны творения мира. Это изложение применительно к нашему человеческому пониманию темы, которая недоступна для полного уяснения, так как касается того, что вообще превышает способности нашего сознания»[28].
Образ рая в первых главах книги Бытия (значение слов «рай», «эдем», «восток»; время творения рая; местоположение рая; образы райских рек; традиция иносказательного токования образа рая).
После творения человека, Господь поселяет его в прекрасном месте, которое Священное Писание называет рай. В святоотеческой традиции есть два мнения относительно того, когда именно был создан рай. По словам прп. Ефрема Сирина, «Бог насадил рай в третий день, и сие объясняется словами: «и прозябе Бог от земли всякое древо красное в видение и доброе в снедь» (Быт. 2:9; ср. Быт. 1:11-13)»[29]. Однако, есть и другое мнение относительно времени насаждении рая. Господь создает его не одновременно с творением растительности, но после творения человека. Об этом свидетельствует и текст второй главы книги Бытия (см. Быт. 2:4-7). Это мнение находит поддержку и среди отцов Церкви. Так блж. Августин пишет: «не дал ли Он тогда одно, а теперь другое? Не думаю. Но как в раю введены были деревья тех же пород, которые земля произвела и раньше, еще в третий день, то теперь она породила их еще в свое время… т.е. тогда земля получила сокровенную силу производить [растения], а от этой силы происходит уже и то, что она теперь рождает их видимым образом и в свое время»[30].