Iv. Фарисеи - «Отделенные»
Учители в синагогах. В Галилее Иисус больше сталкивался с фарисеями, в Иерусалиме – с саддукеями.
Источники информации:
Ø Новый Завет
Ø Иосиф Флавий
Ø Раввинистическая литература
Ø Возможные аллюзии в апокрифах, псевдоэпиграфах и свитках Мертвого моря
История происхождения:
Движение произошло от хасидов во времена маккавейского восстания как реакция на эллинизацию.
Первое упоминание «фарисеев» относится ко времени правления Иоанна Гиркана (135-105 гг. до Р.Х.).
Количество фарисеев насчитывало около 6000 во времена правления династии Ирода.
Среди них выделялись две видные школы толкования закона: Шаммай и Гиллель.
Уважение со стороны народа (ср. Мф. 5:20).
Богословские воззрения:
Иосиф Флавий, Иудейская война, 1.5.2: «Фарисеи – иудейская партия, последователи которой почитаются благочестивыми и компететнейшими толкователями закона».
Они делали особый акцент на законе Божьем: на его изучении и применении.
Богословские отличия от саддукеев:
Книга деяний 23:8: «Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое».
Ø Вера в Божий суверенитет и предопределение
Ø Вера в воскресение
Ø Вера в ангелов
Ø Вера в авторитет устного предания
Новозаветный взгляд:
Ø Осуждение со стороны Иоанна Крестителя: «порождения ехиднины» (Мф. 3:7).
Ø Осуждение со стороны Иисуса Христа: «горе вам, фарисеи» (см. Мф. 23).
Ø Участие фарисеев в распятии Христа (Ин. 11:47-57).
Последующая история:
Исторически фарисеи проделали путь от хасидим к противникам эллинизации, затем к лицемерной популярной профессии.
Более позднее признание религиозного вырождения фарисейства.
Партия фарисеев послужила основнием для раввинистического иудаизма последующих веков.
V. Ессеи
От слова «святой» или «целитель».
Источники информации:
Филон Александрийский
Иосиф Флавий
Плиний Старший
Христианские авторы (Эгезипп, Ипполит, Евсевий, Эпифаний, Иероним)
История происхождения:
Ø Противники Хасмонеев и их злоупотреблений.
Ø Около 4000 человек.
Ø Например, Кумранская община.
Богословские воззрения:
Ø Они считали, что храм безвозвратно осквернен и не пригоден для поклонения Богу.
Ø Сложный процесс инициации и жизнь в общине
Ø Акцент на ритуалах омовения, фиксированные периоды для молитвы, регулярное изучение Писаний.
Ø Большее законничество, чем у фарисеев.
Ø Фатализм.
Новозаветный взгляд:
В НЗ не упоминаются.
Некоторые ученые ищут связь Иоанна Крестителя с ессеями.
Последующая история:
Были уничтожены римлянами в ходе иудейской войны.
Vi. Зилоты
Зилоты / кананиты, сикарии, разбойники (lhstai).
История происхождения:
Ø Подобие – Финеес, внук Аарона (Числ. 25:7-13; Пс. 105)
Ø Основатель – Иуда Галилеянин, поднявший антиримское восстание в 6 г. по Р.Х. во время переписи (но не Деян. 5:37).
Зилоты во время служения Христа:
Евангелие от Луки 6:15: «15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом» (ср. Деян. 1:13).
Сикарии
Книга деяний 21:38: «38 Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников».
Иосиф Флавий, Иудейская война, 2.13.3: «Когда страна была таким образом очищена‚ в Иерусалиме образовалась другая шайка разбойников‚ получивших название сикариев. Они убивали людей среди белого дня и в самом городе‚ преимущественно в праздничные дни они смешивались с толпой и скрытыми под платьем кинжалами закалывали своих врагов; как только жертвы падали‚ убийцы наравне с другими начинали возмущаться происходившим и благодаря такому притворству оставались скрытыми. Первым‚ который таким образом был заколот‚ был первосвященник Ионатан. Вслед за ним многие другие погибали ежедневно; паника‚ воцарившаяся в городе‚ была еще ужаснее‚ чем сами несчастные случаи‚ ибо всякий‚ как в сражении‚ ожидал своей смерти с каждой минутой. Уже издали остерегались врага‚ не верили даже и друзьям‚когда те приближались‚ и‚ однако‚ при всей этой подозрительности и осмотрительности‚ убийства по-прежнему продолжали совершаться. Так велика была ловкость и сила притворства тайных убийц».
Богословские воззрения:
«В религиозных верованиях они соглашались с фарисеями, а по духу возродили ревность, некогда выказанную Маттафией и его сыновьями во время маккавейского восстания» (Мецгер, НЗ, 48).
Фанаты иудейской веры, Закона и крайние сторонники независимости Израиля.
Последующая история:
Последние представители зилотов покончили с собой во время осады римлянами Масады в 73 г.
Vii. Иродиане
От имени Ирод.
История происхождения:
«Иродиане – не религиозная секта и не политическая партия, а представители определенного мировоззрения, а именно влиятельные иудеи, поддерживавшие правление Иродов (а значит и римлян, на чьей власти держалась Иродова династия)» (Мецгер).
Богословские воззрения:
По сути, это не религиозная группа.
Новозаветный взгляд:
Враги Иисуса (см. Мк. 3:6; Мф. 22:16; Мк. 12:13)
Viii. Терапевты
От греческого «терапео» - исцеляю.
Источники информации:
Филон Александрийский
История происхождения:
Ø Возникли среди диаспоры
Ø Во многом подобны ессеям
Ø Жизнь размышления
Ø Целительная сила
Новозаветный взгляд:
Не упоминаются
Последующая история:
Их последователи до сих пор работают в наших поликлиниках☺