Iv. Фарисеи - «Отделенные»

Учители в синагогах. В Галилее Иисус больше сталкивался с фарисеями, в Иерусалиме – с саддукеями.

Источники информации:

Ø Новый Завет

Ø Иосиф Флавий

Ø Раввинистическая литература

Ø Возможные аллюзии в апокрифах, псевдоэпиграфах и свитках Мертвого моря

История происхождения:

Движение произошло от хасидов во времена маккавейского восстания как реакция на эллинизацию.

Первое упоминание «фарисеев» относится ко времени правления Иоанна Гиркана (135-105 гг. до Р.Х.).

Количество фарисеев насчитывало около 6000 во времена правления династии Ирода.

Среди них выделялись две видные школы толкования закона: Шаммай и Гиллель.

Уважение со стороны народа (ср. Мф. 5:20).

Богословские воззрения:

Иосиф Флавий, Иудейская война, 1.5.2: «Фарисеи – иудейская партия, последователи которой почитаются благочестивыми и компететнейшими толкователями закона».

Они делали особый акцент на законе Божьем: на его изучении и применении.

Богословские отличия от саддукеев:

Книга деяний 23:8: «Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое».

Ø Вера в Божий суверенитет и предопределение

Ø Вера в воскресение

Ø Вера в ангелов

Ø Вера в авторитет устного предания

Новозаветный взгляд:

Ø Осуждение со стороны Иоанна Крестителя: «порождения ехиднины» (Мф. 3:7).

Ø Осуждение со стороны Иисуса Христа: «горе вам, фарисеи» (см. Мф. 23).

Ø Участие фарисеев в распятии Христа (Ин. 11:47-57).

Последующая история:

Исторически фарисеи проделали путь от хасидим к противникам эллинизации, затем к лицемерной популярной профессии.

Более позднее признание религиозного вырождения фарисейства.

Партия фарисеев послужила основнием для раввинистического иудаизма последующих веков.

V. Ессеи

От слова «святой» или «целитель».

Источники информации:

Филон Александрийский

Иосиф Флавий

Плиний Старший

Христианские авторы (Эгезипп, Ипполит, Евсевий, Эпифаний, Иероним)

История происхождения:

Ø Противники Хасмонеев и их злоупотреблений.

Ø Около 4000 человек.

Ø Например, Кумранская община.

Богословские воззрения:

Ø Они считали, что храм безвозвратно осквернен и не пригоден для поклонения Богу.

Ø Сложный процесс инициации и жизнь в общине

Ø Акцент на ритуалах омовения, фиксированные периоды для молитвы, регулярное изучение Писаний.

Ø Большее законничество, чем у фарисеев.

Ø Фатализм.

Новозаветный взгляд:

В НЗ не упоминаются.

Некоторые ученые ищут связь Иоанна Крестителя с ессеями.

Последующая история:

Были уничтожены римлянами в ходе иудейской войны.

Vi. Зилоты

Зилоты / кананиты, сикарии, разбойники (lhstai).

История происхождения:

Ø Подобие – Финеес, внук Аарона (Числ. 25:7-13; Пс. 105)

Ø Основатель – Иуда Галилеянин, поднявший антиримское восстание в 6 г. по Р.Х. во время переписи (но не Деян. 5:37).

Зилоты во время служения Христа:

Евангелие от Луки 6:15: «15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом» (ср. Деян. 1:13).

Сикарии

Книга деяний 21:38: «38 Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников».

Иосиф Флавий, Иудейская война, 2.13.3: «Когда страна была таким образом очищена‚ в Иерусалиме образовалась другая шайка разбойников‚ получивших название сикариев. Они убивали людей среди белого дня и в самом городе‚ преимущественно в праздничные дни они смешивались с толпой и скрытыми под платьем кинжалами закалывали своих врагов; как только жертвы падали‚ убийцы наравне с другими начинали возмущаться происходившим и благодаря такому притворству оставались скрытыми. Первым‚ который таким образом был заколот‚ был первосвященник Ионатан. Вслед за ним многие другие погибали ежедневно; паника‚ воцарившаяся в городе‚ была еще ужаснее‚ чем сами несчастные случаи‚ ибо всякий‚ как в сражении‚ ожидал своей смерти с каждой минутой. Уже издали остерегались врага‚ не верили даже и друзьям‚когда те приближались‚ и‚ однако‚ при всей этой подозрительности и осмотрительности‚ убийства по-прежнему продолжали совершаться. Так велика была ловкость и сила притворства тайных убийц».

Богословские воззрения:

«В религиозных верованиях они соглашались с фарисеями, а по духу возродили ревность, некогда выказанную Маттафией и его сыновьями во время маккавейского восстания» (Мецгер, НЗ, 48).

Фанаты иудейской веры, Закона и крайние сторонники независимости Израиля.

Последующая история:

Последние представители зилотов покончили с собой во время осады римлянами Масады в 73 г.

Vii. Иродиане

От имени Ирод.

История происхождения:

«Иродиане – не религиозная секта и не политическая партия, а представители определенного мировоззрения, а именно влиятельные иудеи, поддерживавшие правление Иродов (а значит и римлян, на чьей власти держалась Иродова династия)» (Мецгер).

Богословские воззрения:

По сути, это не религиозная группа.

Новозаветный взгляд:

Враги Иисуса (см. Мк. 3:6; Мф. 22:16; Мк. 12:13)

Viii. Терапевты

От греческого «терапео» - исцеляю.

Источники информации:

Филон Александрийский

История происхождения:

Ø Возникли среди диаспоры

Ø Во многом подобны ессеям

Ø Жизнь размышления

Ø Целительная сила

Новозаветный взгляд:

Не упоминаются

Последующая история:

Их последователи до сих пор работают в наших поликлиниках☺

Наши рекомендации