Тема №12. Ладотональное развитие в музыкальной форме
Понятие о периоде как форме изложения законченной или относительно законченной музыкальной мысли. Вытекающие отсюда два характерных назначения периода: наименьшая из возможных форм законченного небольшого музыкального произведения (например, куплет в народном песенном творчестве, вокальные и инструментальные миниатюры), а также чрезвычайно важная синтаксическая часть какой-либо более крупной музыкальной формы (двухчастной, трехчастной, сонатной и других, где в форме периода, например, может быть изложена та или иная тема).
Большая сложность и развитость формы периода в первом случае - достаточно крупные общие очертания, иногда большое количество составных частей (например, период более чем из двух предложений), наличие вступлений и заключений к этим частям, введение разного рода расширений и дополнений, значительная развитость ладогармонического плана, приводящая, например, при включении контрастного мелодико-гармонического материала к подобию трехчастных и даже сонатных тональных соотношений. Во втором случае - большая лаконичность и сравнительная простота строения периода, в то же время большая концентрированность и отчетливость формообразующего действия ладогармонических факторов в пределах такого периода. Однотональный и модулирующий периоды.
Ладофункциональный каркас формы периода, выявляемый в характерном движении по плану Т-D-S-Т, часто лежащему в основе и других, более крупных форм. Кульминация в периоде и ее ладогармоническое оформление (яркий, ранее не звучащий аккорд или оборот, частое выведение в кульминационную зону функции S). Характерное для музыкальных форм в целом и для формы периода в том числе выявление ладогармонической функции Т, непосредственно влияющее на общий характер музыкального построения (большая или меньшая ладотональная устойчивость, статика или динамика и т. п.): а) Т - начальный аккорд, подчеркнутый именно в тоническом значении; б) Т, возникающая лишь в результате предшествующего гармонического движения неустойчивых функций (иногда как намечаемая, но не реализуемая цель такого движения); в) Т, появляющаяся лишь однажды в качестве заключительного аккорда, что нередко встречается в миниатюрных формах вообще и в периоде в частности; г) начальная Т, отрицаемая последующим движением и восстанавливаемая в своем первоначальном значении лишь в результате итогового восприятия (яркая «вспышка» переменных ладофункциональных значений у начальной Т - как, например, в начале сонаты «Аврора» Бетховена).
Единство целостности и расчлененности как структурная основа формы периода. Важнейшие мелодико-гармонические факторы этого единства - каденции. Виды каденций, их местоположение в форме и непосредственное воздействие на нее. Каденции заключительные и серединные, автентические и плагальные, совершенные и несовершенные. Прерванные каденции, включающие прерванные обороты диатонического и хроматического типа («ложные последования», «эллипсис»). Их функции в форме (разного рода расширения, созданные непрерывностью изложения). Каденции в гомофонической и полифонической ткани, проникновение из полифонии в гомофонию так называемых «движущихся» каденций. Вторгающиеся каденции. Ладофункциональная связь каденций на расстоянии (например, серединных каденций с заключительными), обеспечивающая прочную целостность формы периода при ее ясном синтаксическом членении.
Диалектически двойственная роль каденций в истории музыкального языка и формы, совмещение в каденциях двух характерных музыкально-смысловых функций. Каденция - своеобразный мелодико-гармонический «знак препинания», обобщенный интонационный символ, часто включающийся в неизменном по существу виде в музыку многих, самых различных стилистических эпох и направлений. В то же время каденция - характерный участок музыкальной формы, где всегда совершались те или иные интонационные обновления, сопровождавшиеся разного рода мелодико-гармоническими открытиями и находками; история многих аккордов и исследований, обрисовывающая каденцию как своего рода «ворота», через которые эти аккорды и последования постоянно. входили в музыку, умножая ее гармоническое богатство.
Ладотональная организация музыкального произведения, складывающаяся из размещения и чередования внутри него различных тональностей - тональная структура музыкального целого. Основной теоретический вопрос при исследовании ее - установление принципа, сообразно которому она возникает.
Ладофункциональная концепция тональной структуры, принадлежащая С. И. Танееву. Распространение ладофункциональных закономерностей, обнаруживаемых внутри одной ладовой структуры, на последование многих ладовых структур, сцеплением своим образующих тональную структуру целого музыкального произведения. Тональности (ладовые структуры) как ладовые функции высшего порядка, как ладовые функции более крупного уровня в ла-дотональной организации музыки (иерархия ладофункциональных явлений). Наблюдения Танеева, касающиеся моментов непосредственной связи тональной структуры с другими аспектами музыкального формообразования - с тематизмом, динамикой, ритмикой.
Общие контуры тональной структуры на ладофункциональной основе: первоначальная устойчивость, нарушение ее как момент контраста и развития, восстановление устойчивости как итог развития и объединение целого. Проявление этих закономерностей в различных конкретных музыкальных формах: от сравнительно небольших - до крупных.
Модификации тональных структур (особенно, начиная с XIX века) в связи с фоническими, выразительными и красочными свойствами ладотональностей. Своеобразная семантика тональностей и их исследований, характерная для ряда индивидуальных стилей, сочетание принципов ладофункционального и фонического плана в формировании тональной структуры музыкального целого.
Литература: Дубовский И. (Бригадный учебник) Гармония, часть 2, тема 59; Мюллер Т. Гармония, гл.7, темы 1-4.
Рекомендуемая литература
1. О. Азимова Гармония. Ташкент, 2000
2. Берков В. Гармония. Учебник. M., 1970
3. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. М., 1986
4. Мюллер Т. Гармония. М., 1982
5. Берков В. Формообразующие средства гармонии. М., 1971
6. Мясоедов А. Учебник гармонии. М., 1983
7. Тюлин Ю., Привано Н., Учебник гармонии. Ч.1 и 2 М., 1964
8. Скребкова О., Скребков С., Практический курс гармонии. М., 1952
9. Способин И. Лекции по курсу гармонии. М., 1989
10. Тюлин Ю. Краткий теоретический курс гармонии. М., 1963
11. Тюлин Ю. Современная гармония и ее историческое происхождение. В сб.: теоретические проблемы музыки XX века. Вып. I, M., 1967
12. Берщадская Т. Лекции по гармонии. Л., 1978
13. Григорьев С. Теоретический курс гармонии. М., 1981
14. Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию. М., 1984
15. Дернова В. Гармония Скрябина. Л., 1988
16. Закржевская С. Сборник статей «Вопросы гармонии/лекционный материал, методические замечания». Т., 1991
17. Мазель Л. Проблемы классической гармонии. М., 1972
18. Мясоедов А. Традиции Чайковского в преподавании гармонии. М., 1972
19. Рети Р. Тональность в современной музыке. Л., 1968
20. Скребков С. Гармония в современной музыке. Л., 1965
21. Пансов Ю. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века. М., 1977
22. Тифтикиди Н. Теория однотерцовой и тонально-хроматической системы. В сборнике «Вопросы теории музыки», выпуск 2 М., 1970
23. Тюлин Ю., Привано Н. Теоретические основы гармонии. М., 1965
24. Тюлин Ю. Учение о гармонии. М.,1966
25. Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической кофигурации. Часть I. Музыкальная фактура. М., 1976
26. Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической кофигурации. Часть II. Музыкальная фактура. М., 1977
27. Холоков Ю. Очерки современной гармонии. М., 1974