Влияние новых технологий на становление и развитие музыкальной индустрии

На протяжении многих веков искусство и наука постоянно взаимодействовали. В одних сферах искусство оказывало воздействие на технологию и производство, в других - новые технологии инициировали изменения в различных видах искусства. Поскольку наука и искусство находятся в постоянном развитии, в их отношениях встречаются периоды, которые в значительной степени изменяют ситуацию в художественной среде. В музыкальной сфере такие изменения произошли в ХХ в., когда новые технологии многократно увеличили сбыт музыкальной продукции и существенно усилили влияние на формирование вкусов и предпочтений аудитории. Взаимодействие музыки и науки продолжают оставаться динамичными, поскольку являются необходимыми сферами в жизни многих людей.

Достаточно длительный период предыстории музыкальной индустрии, в ее современном значении, начался еще в Древнем Египте, когда музыканты, актеры, танцоры стали воспринимать свое искусство не как форму общения с высшими силами, а как свою профессию. Профессионализм в сфере искусства закрепился в Древней Греции, где было много праздников, публичных представлений, застолий, сопровождавшихся выступлениями танцоров, певцов, флейтисток. Многие из этих традиций перенеслись в эпоху средневековья. Начиняя с XIV в., в городах и селениях привычным явлением стали бродячие музыканты – менестрели. Они выступали перед публикой, исполняя куплеты, баллады, танцевальную музыку и получали за свой труд вознаграждение.

Эпоха Возрождения дала новый импульс развитию искусств. Профессиональная музыка теряет черты чисто церковного искусства и приобретает светский характер, чему способствовало строительство специальных помещений для зрелищ (театров, концертных залов) и изобретение книгопечатания. В XVI в. в Европе появляются баллады-листовки - напечатанные на бумаге ноты и стихи, которые являлись первой формой контролируемого процесса распространения музыки. В дальнейшем, на долгие годы, нотно-печатная продукция становится основной формой музыкального товара. В XVII в. в Гамбурге, Венеции, Англии возникают публичные концерты, которые пришли на смену форме закрытого концерта, рассчитанного на небольшой круг влиятельных особ. Платные публичные концерты преследовали различные цели, но, прежде всего это были чисто коммерческие проекты. Как правило, их проводили различные фонды, которые собирали деньги на благотворительные нужды. На таких концертах не было места для экспериментов, и звучали только популярные произведения, успех которых был гарантирован. В XIХ в. концертная деятельность распространяется не только на серьезные музыкальные жанры, но и на развлекательные. В Европе появляются новые концертные залы (кафе-концерты, мюзик-холлы), где развлекательные программы приобретают черты театрального зрелища.

На рубеже XIХ – ХХ вв. музыкальная индустрия сформировала определенную систему, в которую входили: концертно-гастрольная деятельность, продажа нот и инструментов, гонорары за печатный материал и выступления. И наиболее ярким воплощением этой системы стал регтайм. Регтайм – стиль фортепианной игры, который получил широкое распространение благодаря странствующим американским пианистам. Они исполняли эту музыку в барах и игорных заведениях, где за свое выступление получали гонорар. Однако это была лишь часть их заработка, поскольку продажа нот регтайма, также приносила доход. Так, например, король регтайма – С. Джоплин за свой регтайм «The Maple Leaf Rag», получал от издателя один цент за каждый проданный экземпляр. Учитывая тот факт, что было продано более миллиона экземпляров регтайма, то это позволяло С. Джоплину иметь стабильный доход до конца жизни. Массовое распространение регтайма связано и с растущей популярностью фортепиано. Ежегодные продажи инструментов постоянно увеличивались и достигли своего пика в 1909 г. В этом же году отмечен не только самый высокий уровень производства фортепиано, но и количества опубликованных регтаймов. Однако главной причиной выхода регтайма за пределы негритянских кварталов, явилось распространение фонографической звукозаписи.

Появление в конце XIХ в. аппаратов для записи и воспроизведения звука, и, как следствие, фонографических компаний, привело к изменению структуры музыкальной индустрии. Пластинка значительно расширила аудиторию музыкальной продукции, поскольку ее, в отличие от нот, мог купить любой слушатель, не обремененный знаниями нотной грамоты. На долгие годы пластинка становится основным музыкальным товаром, хотя нотно-печатная музыкальная продукция продолжала конкурировать с грамзаписью. Однако новые музыкальные идеи становились известными публике уже не благодаря нотам, как это было с регтаймом, а благодаря пластинкам, которые удовлетворяли растущий интерес американской публики к новым музыкальным жанрам. Первая джазовая пластинка, записанная в 1917 г. музыкантами ансамбля «Original Dixieland Jazz Band», разошлась огромным тиражом, вывела джаз за пределы Нового Орлеана и сделала его известным всей Америке. Аналогично развивались события и с блюзом. Записанная в 1920 г. пластинка М. Смит, имела небывалый коммерческий успех и способствовала переходу блюза из формы негритянского искусства в сферу массовой культуры. В отличие от нот, исполнители уже не могли игнорировать пластинки, поскольку от них зависела их карьера. Бурное развитие индустрии звукозаписи (в 1914 г. было продано 27 млн. пластинок, а к 1921 г. их число увеличилось до 100 млн.) способствовало перемещению центра развития музыкальной индустрии в Америку. Музыкальный бизнес развивался одновременно с блюзом и джазом.

Технологии записи не стояли на месте. Начиная с середины 1920-х гг., на смену студийной «рупорной» записи, приходит электрическая звукозапись. В студиях появляются усилители, микрофоны, громкоговорители, которые передают звуковой сигнал от исполнителя к более совершенному звукозаписывающему устройству – рекордеру. Эти изменения совершенствуют акустические возможности и увеличивают роль продюсера в процессе звукозаписи. В своей работе продюсеры используют различные студийные эффекты, которые уже невозможно исполнить на фортепиано. Пластинка не является копией концертного выступления, а сама по себе становится продуктом, и нет никакой необходимости покупать ноты. Новые технологии изменяют ситуацию на музыкальном рынке.

Параллельно с индустрией звукозаписи развивается радио. Регулярное радиовещание началось в 1920-е гг. Вначале, для популяризации новых технологий, на радио приглашались актеры, певцы, оркестры и это способствовало появлению огромного спроса на радиоприемники. Однако со временем ситуация резко изменилась и уже радиопередачи делают людей известными и знаменитыми. Радио стало необходимостью для огромной аудитории и конкурентом фонографической промышленности. Однако вскоре была обнаружена прямая зависимость от звучания пластинок в эфире и увеличением продаж этих пластинок в магазинах. Возникла потребность в музыкальных комментаторах (диск-жокеях), которые не просто ставят пластинки на проигрыватель, а способствуют продвижению новых записей на рынок.

В середине 1930-х гг. ведущим направлением в джазе становится свинг и это происходит во многом благодаря радио. Карьера оркестра Б. Гудмена началась с выступлений на радио, где они регулярно выступали в субботней передаче. А после успешного выступления оркестра в Лос-Анджелесе, началась эра свинга. Свинг спас индустрию звукозаписи, поскольку способствовал значительному увеличению продаж пластинок. Радио удалось занять свою нишу в музыкальной индустрии.

Формирование музыкальной индустрии ХХ в. невозможно представить без кинематографа. Раннее кино, также как и радио, было ровесником раннего джаза. Однако в отличие от радио, кино и музыка, с самого начала не были конкурентами. Во времена немого кино, кинозалы стали местом работы и совершенствования исполнительского мастерства многих джазовых пианистов, выполнявших функции тапера. В эпоху звукового кино это уже было плодотворное и полноценное сотрудничество. Кинокомпании эксплуатируют популярность джаза. Неслучайно, первый звуковой фильм «Певец джаза», вышедший на экраны в 1927 г., был, по сути, музыкальным. В 1930-1940-е гг. музыкальные фильмы становятся основным жанром в кинематографе. На экраны выходят фильмы с участием оркестров П. Уайтмена, Г. Миллера, Д. Эллингтона. Их появление на экранах способствовало увеличению продаж пластинок и стабильной концертной деятельности коллективов. Организованное концертное турне всегда являлось надежной финансовой опорой оркестров. Новый этап развития музыкальных фильмов связан с появлением рок-н-ролла. В середине 1950-х гг. огромной популярностью пользуются фильмы-концерты Б. Хейли, Ф. Домино и др. Ажиотажный спрос на рок-н-ролл способствуют появлению фильмов, сделанных «под звезду», и самым востребованным исполнителем становится Э. Пресли.

К середине ХХ в. базовая модель музыкальной индустрии претерпела значительные изменения по сравнению с началом века. В ней появились элементы, которые напрямую связаны с новыми технологиями. Звукозапись, кино, радио многократно расширили аудиторию музыкального бизнеса и способствовали появлению и распространению новых стилей и направлений. Они предложили публике более привлекательный товар (пластинку, кинофильм, радиопередачу) и органично вписались в те формы, которые были распространены в ХIХ в. (концертно-гастрольная деятельность, нотно-печатная продукция и продажа инструментов). Однако наука не стоит на месте и в 1950-е гг. широкое распространение получает телевидение, которое визуально проникает в дома огромной аудитории.

Вначале телевидение, также как и радио, воспринималось конкурентом музыкальной индустрии и, прежде всего, в сфере концертной деятельности. Однако в дальнейшем телевидение привнесло дополнительную рекламу музыкальной индустрии. Выступление артиста на телеэкране стимулировало концертный спрос на него и способствовало увеличению продаж носителей звукозаписи. Новый этап развития телевидения связан с появлением в 1981 г. музыкального телевидения – телеканала MTV. В основе концепции канала лежала практика радиостанций, основанная на круглосуточном вещании и непрерывном потоке видеоклипов. Видеоклипы формируют имидж артиста и становятся основной формой промоушн альбомов и синглов. Это приводит к тому, что достижение звездного статуса артиста уже невозможно без активного использования телевидения. Канал MTV сыграл решающую роль в становлении Мадонны, М. Джексона, «U 2» и др.

Достижения научно-технического прогресса способствовали появлению звуковых процессоров, синтезаторов, компьютеров, которые стали основой электронной музыки. Эта совершенно новая музыкальная культура активно развивается, начиная с 1970-х гг. Первыми, кто сделал электронный стиль основой своего творчества, были музыканты немецкой группы«Kraftwerk». В дальнейшем их экспериментальные работы определили появление разнообразных стилей электронной танцевальной музыки (хаус, техно и др.). Постоянное совершенствование компьютерных технологий, позволяет создавать электронную музыку в домашних студиях, где они являются не только инструментом создания произведения, но и влиятельным элементом творчества.

Не останавливался в своем развитии и процесс распространения записей. Новые технологии приводят к появлению в середине ХХ в. магнитофонной записи и бытовых стереомагнитофонов. К концу 1970-х гг. они уже создают серьезную конкуренцию пластинкам, продажи которых стали резко падать. Основная причина – увеличение домашней записи на аудио кассеты. Однако в 1981 г. на рынке появляется цифровой носитель звукозаписи – компакт-диск (CD), который к концу века становится основным музыкальным продуктом. Аналоговая продукция заменяется цифровыми технологиями и это становится общей тенденцией. Появляются новые форматы (DVD, Mp.3) и средства воспроизведения звуковой и визуальной информации (аудио- и видеоплейеры, мобильные телефоны и др.).

На смену новым технологиям к концу ХХ в. приходит эра высоких технологий. Персональные компьютеры и Интернет открыли совершенно новые возможности и значительно изменили ситуацию на музыкально рынке. С помощью систем простейших генераций звуковых сигналов, на персональных компьютерах, в огромных количествах, стала создаваться компьютерная музыка. Интернет, наряду с цифровыми технологиями, позволил продюсерам создавать и самим распространять свою музыку. Артисты стали использовать сеть в целях промоушн и продаж альбомов. Пользователи получили возможность в кратчайшие сроки получать запись практически любого музыкального произведения и создавать свои музыкальные коллекции, не выходя из дома. Интернет расширил рынок, увеличил разнообразие музыкального материала, способствовал активному внедрению цифровых технологий в музыкальное искусство.

Ситуация, сложившаяся к началу ХХI в., во многом напоминает то, что было в музыкальной индустрии на рубеже ХIХ – ХХ вв., когда новые технологии ломали сложившиеся традиции, а пластинки и радио активно внедрялись в музыкальный бизнес. Это привело к тому, что к середине века музыкальная индустрия сформировала практически новую базисную структуру. Однако на рубеже ХХ – ХХI вв. эра высоких технологий оказывает разрушительное воздействие на данную структуру. Появляются альтернативные варианты выхода артистов на рынок, без участия крупных компаний звукозаписи. Старые схемы распространения продукции находятся под угрозой. По данным IFPI, занимавшейся изучением цифрового рынка за последние три года, 95% музыки в Интернете распространяется пиратским способом. Музыка все больше не продается, а обменивается в файлообменных сетях. Борьба с пиратством приобретает невиданный размах, поскольку компании звукозаписи теряют прибыль. Компьютерная индустрия приносит больший доход, чем музыкальная и это позволяет использовать музыку как продукцию, способствующую продажам цифровой техники. Обезличенность и однородность музыкального материала и исполнителей, приводит к перенасыщению рынка и преобладанию в музыке фоновых функций. Новые бизнес модели находятся в стадии разработки и не могут серьезно заявить о себе, поскольку еще действуют старые.

Новые технологии не только разрушают старые индустрии, но и создают новые. В настоящее время музыкальная индустрия находится в поиске новых форм существования. Процесс взаимодействия науки и искусства не останавливается в своем развитии и в ХХI в.

Наши рекомендации