Определение и разграничение понятий. сущность голосоведения
Голосоведение есть мелодическое движение в голосах (многоголосной ткани). Каждый гармонический оборот может рассматриваться не только как последование нескольких аккордов, но и как одновременное звучание нескольких мелодий. Отсюда та сторона аккорда, которая в главе 4 была определена как линейность тонов. Голосоведение и есть воплощение этой стороны аккорда. Если аккорд воплощает вертикальное действие гармонии, то голосоведение (мелодии поющих голосов и их совместное ведение) — действие гармонии по горизонтали.
Голосоведение имеет две стороны (которые точнее следовало бы трактовать как два измерения музыкальной ткани):
1) линии движения каждого отдельного голоса (горизонталь);
2) координация линий движущихся голосов (вертикаль).
(По Ю. Н. Тюлину, голосоведение есть «процесс мелодического связывания тонов, а также соотношение нескольких голосов в их одновременном звучании»; см.: Краткий теоретический курс гармонии. С. 30.)
В совокупности этих двух сторон голосоведения раскрывается его сущность. Движение голосовых линий есть проявление мелодического начала,* а координация мелодических голосов по своей природе есть не что иное, как контрапункт.** То и другое (мелодика
* Общеславянское «голос» («глас») происходит от звукоподражательного корня «гол». Родственные слова — «глагол» (= речь, слово), «глаголать» (= говорить; так сказать, «действовать голосом»). Древний синкретический смысл слова («голос»= = слово + звучание), расщепившись на два, одним из своих значений совпал со смыслом «мелодия». Изданный в 1790 г. сборник Прача назван «Собрание народных русских песен с их голосами, положенными на музыку Иваном Прачем», где под «песней» подразумевается ее словесный текст (стихотворение), а под «голосом» — мелодия («музыка» же — переложение для голоса с инструментальным сопровождением). П. И. Чайковский, переводя на русский язык «Свадьбу Фигаро» Моцарта, итальянское выражение «canzonetta sull' aria» (в партии Графини, такты 2-1 перед № 20) передал словами «песенка на голос», точно в таком же смысле: «голос = мелодия». В свою очередь, термин «голос» имеет два оттенка своего музыкального смысла: 1) голос как исполнительская партия и 2) голос как определенная мелодия, даже тема.
** Первоначальный смысл слова «контрапункт» («punctus contra punctum») в данном случае совпадает с этой координацией голосов во всякой (не только полифонической) многоголосной ткани: нота против ноты, голос против голоса, мелодия против мелодии. Двухголосный контрапункт (простой) обычно лежит в основе и самой типичной гомофонной ткани, в линиях ее крайних голосов. Разница между гомофонией и полифонией состоит здесь в значениях голосов. В гомофонном двухголосии один из голосов есть средоточие музыкальной мысли, а другой выполняет роль аккомпанемента; в полифоническом же голоса относительно равноправны по значению.
и контрапункт) относятся к технике письма, которая как категория коррелятивна технике гармонии и технике формы: все три техники — гармонии (функции тонов, аккордов), письма (ткань, фактура) и формы (смысловые значения частей) — совместно составляют триединство техники музыкальной композиции в ее традиционном классико-романтическом варианте.
Принадлежность голосоведения к области письма (а не к гармонии в собственном смысле, не к форме) объясняет сущность голосоведения в его отношении к двум другим областям техники композиции и вместе с тем сущность еще нескольких понятий, постоянно находящихся во взаимодействии с гармонией и поэтому трудно от нее отделимых.
«Гармония», как общее понятие философского плана, как определенная эстетическая, психологическая и социальная идея, реально существует лишь в той мере, в какой она находит свое материальное воплощение в чувственно-звуковом облике (понятно, что лишь на этом уровне звуковой реальности можно говорить о гармонии в техническом, художественном смысле). Гармония становится цветущим древом тогда, когда она облекается в звуковую плоть, когда она воплощена в ткань проникнутого гармонией звукового организма; когда, наконец, рост этого организма обретает эстетически привлекательные чувственно-звуковые формы. «Гармония» здесь — смысловое духовное начало, а звуковая ткань («плоть» музыкального «организма») — его материальное воплощение. Гармония, как духовная субстанция музыкального произведения, в этом процессе воплощения («инкарнации») «входит» в соединение с ритмом и метром, линией высот, тембром и инструментовкой, вертикальной координацией голосов и другими звуковыми компонентами музыки, одухотворяет их, давая им подлинную жизнь; ткань музыкального организма растет и оформляется лишь при условии, что она воплощает гармонию как смысловое, эстетически-содержательное начало музыки («В начале был смысл» — можно было бы сказать, перефразируя древнее изречение).
Отсюда значение для гармонии (и для музыки) звуковой ткани, этой воплощенной реальности гармонии. Для характеристики звуковой ткани в целом применяются термины «фактура», «ткань», «музыкальная ткань». Сюда же относятся и более частные термины: «контрапункт», «мелодика», «голосоведение» (например, расположение звуков аккорда в одновременном звучании есть «фактура», «ткань», но не есть ведение голосов), «тембровое строение» (в этом смысле «тембрика» — «инструментовка»), «аккорд». Поскольку все они подчас до неразличимости едины с «гармонией», важно не путать ряды понятий. Прежде всего не смешивать понятия, относящиеся к собственно гармонии и к ее звуковой реализации, как не следует,
например, отождествлять «смысл» (греч. «λόγος») и «слово» (греч. «λόγος»), «понятие» и фиксирующий его «термин». Нельзя, например, сказать, что «фактура включает в себя» гармонию, лад, тональную систему, тональную (или ладовую) функциональность, модуляцию, хотя никакая модуляция, разрешение доминанты в тонику, объединение звуков в аккорды и т. п. невозможны без реализации их в фактурных формах аккордов, аккордовых соединений, аккордовых исследований, дифференциации голосов многоголосной ткани по их фактурной функции; одним словом — гармония не может существовать без соответствующего фактурного выявления, вне реалий голосоведения.
Фактура* есть звуковая ткань произведения, взятая в аспекте ее строения и взаимодействия составляющих ее голосов (это понятие включает также всю тембровую сторону музыки). Фактура относится к важнейшим средствам музыкальной выразительности. Развитость фактуры придает музыке художественное богатство чувственной полнокровности выражения.
Склад есть принцип или конкретный способ сложения звуковой ткани; «склад» — понятие, чрезвычайно близкое «фактуре».
В классико-романтической гармонии наиболее важный компонент фактуры — голосоведение. «Искусство голосоведения», по мнению П. И. Чайковского, составляет «всю сущность гармонической техники» (Руководство к практическому изучению гармонии. С. 155). Художественное значение развитого голосоведения состоит в совокупном действии в нем мелодики и контрапункта.
По отношению к некоторым фактурным явлениям иногда неверно применяется слово «гармония». Так, в паре «мелодия и гармония» фигурируют понятия из разных логических рядов (фактурного и звуко-системного); подразумеваются же обычно при этом однопорядковые (фактурные) термины «мелодия» и «сопровождение» (см. выше, в гл. 1. С. 8-9).
Термин письмо означает примерно то же, что «фактура», но, пожалуй, включает некоторый оттенок действия, композиционно-технической процедуры и этим ближе к понятию «техника» (то есть умение оперировать художественными средствами музыки).