III. Лирические жанры
К лирическим жанрам принадлежат стиховые произведения малого размера. [3, 150]
Основой содержательного жанрового деления в лирике оказывается сам характер переживаний.
«От античной литературы идет традиция, по которой лирические жанры выражают различные чувства, часто достигающие силы пафоса. Таковы ода, сатира, элегия. Первоначально в них выражалось чувство поэта, вызванное каким-то внешним предметом, событием, обстоятельствами жизни. Отсюда описательно-медитативная композиция и сравнительно большой объем текста многих произведений. К традиционным жанрам малой формы относятся эпиграмма, эпитафия и мадригал (последний возник в итальянской поэзии)». [2, 420-421]
Как в эпосе и драме, в лирике могут быть прослежены различия в жанровой проблематике — национально-исторической, нравоописательной, романической, которые проявляются здесь через типизацию самого переживания лирического героя.
«Высокая лирика прежде объединялась под общим названием «ода».К началу XIX в. сохранялся только один вид оды – ода торжественная, лирическое стихотворение на значительную тему». [3,157] «Ода — стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то значительный предмет (личность великого человека, историческое событие и пр.). В оде поэт приобщается прежде всего к чувствам коллективным — патриотическим, гражданским. Жанровая проблематика в оде может быть национально-исторической или нравоописательной». [2, 422]
«Сатира как жанр лирики — стихотворение, выражающее негодование, возмущение поэта отрицательными сторонами жизни общества. Сатира нравоописательна по жанровой проблематике; поэт в ней как бы рупор передовой части общества, озабоченной отрицательным его состоянием».[2, 422-423]
Элегия — стихотворение, исполненное грусти, неудовлетворенности жизнью. Элегия может быть различной по своей жанровой проблематике, например нравоописательной — выражать скорбь о гражданском состоянии общества). Но чаще элегическая грусть связана с личной судьбой поэта, типичные мотивы романических элегий — одиночество, страдания любви, воспоминание о прошлом.
Эпиграмма, эпитафия, мадригал — малые формы лирики.
В античной литературе эпиграммой называлось всякое стихотворение малых размеров. К концу XVIII в. понятие эпиграммы сузилось, и его стали прилагать единственно к малым стихотворениям с комической тематикой. Различали эпиграмматическую сказку (стихотворный анекдот) и сатирическую эпиграмму: стихотворение, направленное к осмеянию определенного лица или события.
Эпитафия - надмогильная надпись, преимущественно стихотворная: небольшое стихотворение, обычно с обращением к покойнику или от покойника к прохожим.
Антиподом эпиграммы (в узком значении слова) является мадригал — короткое полушутливое стихотворение комплиментарного характера (обычно обращенное к даме). Мадригал был популярен в русской «альбомной» поэзии конца XVIII — начала XIX в.
Заключение.
Итак, в своей работе я рассмотрела основные особенности лирики как рода литературы и выявила ключевые формы выражения авторского сознания в лирических произведениях.
Знакомство с характеристикой лирики как рода литературы оказывается важным, поскольку помогает ориентироваться при чтении лирического произведения, правильно его понять и обратить внимание на те «мелочи», которые были бы недоступны неопытному читателю, но знающему человеку скажут многое. Главной трудностью, на мой взгляд, является соотношение между автором и героем, для верного понимания и истолкования лирического произведения нужно уметь разграничивать лирического героя и собственно автора и т.д.
Я использовала несколько источников информации. При написании главы об особенностях лирики я использовала в основном материал статьи Хализева и сведения из книг Поспелова и Томашевского. Для выявления основных способов выражения авторского сознания я обратилась к статье Бройтмана; относительно лирических жанров существенную помощь оказали «Теория литературы. Поэтика» Томашевского и статья «Лирика» в книге Поспелова «Введение в литературоведение».
Изучение лирики как литературного рода представляет ценность в культурном отношении – на мой взгляд, образованному человеку должно быть известно об особенностях лирики. Это также способствует развитию творческих способностей человека – при применении на практике теоретических знаний о лирике произведения будут построены более грамотно, с учётом необходимых правил на «прочной», «твёрдой» основе.
Список литературы.
1. Л.Я. Гинзбург «О лирике». Советский писатель, Ленинградское отделение, 1974 г.
2. Поспелов Г.Н. «Введение в литературоведение». Москва, Высшая школа, 1988 г.
3. Томашевский Б.В. «Теория литературы. Поэтика». Москва, Аспект Пресс, 1999 г.
4. «Введение в литературоведение» под редакцией Л.В. Чернец. Москва, Высшая школа, 1999 г.
5. «Теория литературы» в двух томах под редакцией Тамарченко Н.Д. Москва, ОИЦ Академия, 2004 г.