Тема 2 Предыстория нравственности (архаическая нравственность)
ЛЕВИКОВА С.И
ПРАКТИКУМ ПО ЭТИКЕ
Москва 2010
ББК
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор Ретюнских Л.Т.,
доктор философских наук, профессор Суворова О.С.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании
Кафедры философии МПГУ
Протокол № 1 от 31 августа 2009 г
Левикова С.И. Практикум по этике. Москва, Экон-Информ, 2010. 22 с.
Практикум включает в себя авторскую программу по этике, разработанную в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования РФ, а также учебно-методическое обеспечение дисциплины и методические рекомендации по организации ее изучения.
Предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения, а также для преподавателей.
ISBN
© Левикова С. И., 2010
I. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины
Код по ГОС ВПО (индекс) | Название дисциплины и их разделы | Трудоемкость (всего часов) |
ДС.В.00 | Этика. Предмет этики. Исторические этапы и вехи развития морали. Предыстория нравственности (архаическая нравственность). Нравственность в истории культуры и исторические моральные кодексы. Основные моральные модели поведения и обустройства жизни. Учителя человечества (важнейшие моральные и этические учения). Теория морали. Понятие морали. Моральная мотивация. Моральный выбор. Долг и совесть. Нравственный опыт. Этикет как элемент нормативной регуляции. |
II. Рабочая программа
Цели и задачи дисциплины
Дисциплина ориентирует на получение студентами углубленного профессионального образования, позволяющего им обладать дополнительными профессиональными компетенциями для решения следующих типовых задач профессиональной деятельности, установленных ГОС ВПО:
- владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;
- умение определять проблему, формулировать гипотезы и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний.
Цель дисциплины «Этика»: Освоение студентами азов и основных положений философского практическо-теоретического знания, объектом изучения которой является мораль, с целью лучше разбираться в себе и других, яснее видеть происходящее и с полной ответственностью реализовывать собственную свободу.
Задачи дисциплины «Этика» конкретизируют типовые задачи профессиональной деятельности следующим образом:
- сформировать у студентов компетентные представления об основных этических понятиях и идеях применимых как в теории профессионального педагогического образования, так и в эмпирических исследованиях образовательного пространства;
- ознакомить студентов с элементами среды окружения образовательного учреждения как совокупности пространства практической реализации этического знания;
- ознакомить студентов с механизмами действия моральных законов, действующих на различных уровнях профессиональной и повседневной жизни;
- научить студентов различать ситуации моральных конфликтов и противоречий, а также видеть факторы, способствующие принятию решений в ситуациях морального выбора;
- способствовать осознанию студентами неразрывной связи между социальной свободой и ответственностью.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Студент, изучивший дисциплину, должен:
Ø Знать важнейшие способы моральной регуляции (талион, золотое правило нравственности); различные моральные кодексы и своды (Пятикнижие, Домострой и др.), исторические модели поведения (монашество, рыцарство, куртуазность, мещанство и др.); мотивацию моральных поступков, их механизм, структура; важнейшие моральные категории и понятия (добро, зло, совесть, благо и др.).
Ø Уметь лучше понимать себя через общение с другими людьми, а также других людей посредством раскрытия механизма и мотивации их поступков.
Ø Владеть навыком жить в мире себеподобных.
Объем дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Всего часов |
Общая трудоемкость | 80 часа |
Аудиторные занятия | 36 часа |
Лекции | 18 часов |
Практические занятия (семинары) | 18 часов |
Лабораторные работы | Нет |
Самостоятельная работа | 44 часа |
Курсовые работы / рефераты | нет |
Вид итогового контроля | зачет |
Семестры и вид отчетности по дисциплине
Семестр | Вид отчетности (контрольная работа, зачет, экзамен) |
зачет |
Содержание работы
Разделы дисциплины и виды учебной работы
№ п/п | Разделы дисциплины | Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы |
1. | Предмет этики | 1 часа | ||
2. | Предыстория нравственности (архаическая нравственность) | 1 часа | ||
3. | Нравственность в истории культуры и исторические моральные кодексы | 4 часов | ||
4. | Учителя человечества (важнейшие моральные и этические учения). | 2 часа | ||
5. | Понятие морали | 2 часа | ||
6. | Моральная мотивация | 2 часа | ||
7. | Моральный выбор | 2 часа | ||
8. | Долг и совесть | 2 часа | ||
9. | Нравственный опыт | 1 часа | ||
10. | Этикет как элемент нормативной регуляции | 1 часа |
Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Предмет этики
Этика как наука. Особенности предмета этики: ее цель – «не познание, а поступки». Своеобразие этического знания: оно не пассивно, а активно. Этика как практическая философия. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность», «право».
Этапы становления этики (краткий исторический экскурс): Аристотель как основоположник изучения поступков; этика эпохи эллинизма; средневековая этика; этика Нового времени; антинормативный поворот в этике; этика конца XIX – ХХ вв. Основные этические проблемы и направления. Общая характеристика этических школ, направлений.
Структура этики: эмпирически-описательная, философско-теоретическая и нормативная составляющие. Моральное измерение личности и общества. Золотое правило нравственности. Мораль в жизни человека. Особенности функционирования морали. Парадокс моральной оценки и морального поведения.
Социально-историческая обусловленность моральных норм. Динамика моральных норм и критериев на примере отношения к старости. Взаимозависимость человеческой жизни от морально-этических норм и морально-этических норм от человеческой жизни в определенных социально-исторических условиях.
Тема 2 Предыстория нравственности (архаическая нравственность)
Институты табу (запретов) в первобытном обществе. Табу и страх, «смертельный ужас» как нравственные переживания человеком первоначальных запретов.
Значение и функции ритуала. Ритуализация всей общественной практики. Ритуал как «воплощение» ценностей.
Архаичное разделение людей на «своих» и «чужих» как социально-философское основание возникновения талиона. Правила талиона. Талион как форма упорядочения отношений между кровнородственными коллективами, но не внутри этих коллективов. Возникновение отношений обмена-дарения. Дарение-милость и дарение-жертва. Обмен как свидетельство родства и миролюбия сторон. Благодарность и возмездие как различные аспекты отношения первобытного равенства.