Глубинные слои многоголосной ткани. стилистическая обусловленность норм голосоведения
Гармония пронизывает всю ткань музыкально-звукового организма. Притом гармония выступает здесь и как общеэстетическая, философская категория, и как конкретная интонационная система, отражающая определенную исторически детерминированную стадию развития музыкального мышления, определяемую воздействием ряда условий — социальных, расовых, национальных, общекультурных. Эти и подобные факторы фокусируются в структуре конкретной ладогармонической системы, которая далее определяет конкретные особенности гармонической ткани — в частности, всегда стилистически определенные нормы голосоведения. Конкретные свойства конкретной ладогармонической системы выступают при этом в качестве порождающей причины, вызывающей к жизни именно те, а не другие конкретные гармонические нормы. Так что гармоническая система относится к глубинным слоям музыкального мышления, обычно и не осознаваемым композитором в процессе творчества. Различия в гармонических системах поэтому неминуемо отражаются на поразительных расхождениях в нормах гармонических стилей (что особенно заметно в музыке XX в.).
В рамках нашей работы мы можем представить общую схему этой глубинной структуры музыкального сознания на примере классической гармонической системы.
1. Глубинный первичный фактор гармонии — система аккордов, рационально-строго объединенных на основе центрального элемента (ЦЭ) системы — консонирующего трезвучия.
2. На основе ЦЭ образуется остов мелодии (мелодический ствол). Обычно это лежащий в глубине мелодической структуры ход вниз по звукам тонического трезвучия:
*
3. Как контрапункт nota contra notam согласно гармоническому закону системы (в классическом Dur-moll — закон консонанса) возникает бас,определяющий костяк аккордового последования.
4. Мелодическая фигурация остова — важнейший элемент звуковой ткани; первоисток голосоведения — главный голос, мелодия.
5.Детально выработанный главный голос в сочетании с басом дает контрапункт контурного двухголосия.
6. Детальная выработка всей ткани в отношении вертикали (фактурных функций голосов) и горизонтали (развитие целостной структуры) довершает композицию, полно реализуя гармонию данной системы и образуя целостную музыкальную форму.
* Напоминаем, что арабские цифры со значком сверху (3 2 1 и др.) указывают ступени-звуки (а не ступени-аккорды).
Эти пункты — лишь схема, то есть отражение всей сложности глубинного измерения музыкального мышления только в принципиально важнейших пунктах, а не во всем богатстве содержания (что связано с раскрытием каких-то более общих основ сознания эпохи).
Классический композитор не выбирал себе систему. Например, во времена Моцарта было бы безумием решать вопрос, сочинять ли в системе мажорного и минорного трезвучия, или же избрать какую-то другую систему. Альтернативы к мажорно-минорной системе не было, поэтому в музыкальном сознании композитора не было и самого этого вопроса. (Показательно, что, когда Моцарт сочиняет «антимузыку» под названием «Музыкальная галиматья», он всего лишь искажает ту же самую систему мажора и минора.)
В результате часть названных пунктов, и именно самые глубинные части музыкального ощущения (пункты 1-3), вообще прекомпозиционны. Это значит, что они существуют до сочинения и обнаруживаются лишь при анализе. Сущностью пунктов 1-3 является гармоническая система как действующий интонационный комплекс.
Сознательно же действует композитор начиная с пункта 4:
мелодия --> контрапункт --> форма.
Пункты 4-6, по сути, и есть не что иное, как инкарнация (воплощение) гармонии, возникновение из генетического кода музыки (определенной системы гармонии) живого музыкального организма; это и есть творчество как рождение музыки из духа данной гармонии, интонационной системы.
Место голосоведения в данном процессе — обращение возможности в действительность, включение гармонии во временное существование.
С композиционно-технической точки зрения голосоведение это:
♦ выработка главного голоса (сочинение мелодии, о чем говорило реторическое «inventio»*);
♦ нахождение музыкального баса и его выработка как создание контурного двухголосия;
♦ восполнение прочих голосов (и их выработка),
♦ создание рельефа формы (подъемов, спадов, эффектов роста и т. д.) с помощью средств голосоведения.
Притом все это происходит по законам гармонической системы.
Покажем это на конкретном образце (пример 72).
Гармония приведенного фрагмента существует на основе контрапункта контурных голосов (пример 73).
Как показано стрелками, обе линии контура не что иное, как в конечном счете мелодическая фигурация «ствола», тонического трезвучия.
* «Инвенция» — раздел учения об ораторском искусстве (в XVI-XVII вв. также и об искусстве музыки), где говорится о том, как надо «изобретать», находить мысль. (Ввиду наличия двух различных понятий, можно термином «реторика» обозначать искусство речи, а «риторика» — выспреннюю, пустую речь).