Творчество Николая Васильевича Гоголя

(1809-1852)

"Года суровые просят прозы". Проза занимает все более существенное положение. Проза мысли.

Родился на Украине, в пространстве, которое считалось ковчегом славянской народности. Начиная как украинский, Гоголь стал русским писателем. Он выбирает для себя как родной русский язык. "Я сам не знаю [какая у меня душа - хохляцкая или русская]. Я бы никому преимущества не отдавал - обе природы одинаково наделены Богом и призваны дополнить одна другую".

Мыслил себя как деятеля на государственном поприще, собирался заниматься юриспруденцией. В 1828 году, закончив Нежинскую гимназию высших наук, переезжает в Петербург. Отсюда повышенное внимание к теме чиновничества. Эволюция от чиновника к писателю. Дебютирует в печати поэмой-идиллией "Ганс-Кюхельгатер" и стихотворением об Италии. Поэма была жестко раскритикована, и Гоголь сжег изданную книгу, поставив точку на карьере стихотворца.

Одновременно с пушкинскими "повестями Белкина" выходит первая часть "Вечеров на хуторе...", и это принесло ему огромный успех.

Несколько статей о Пушкине ("Несколько мыслей о Пушкине" - Арабески; "В чем же ключевые места поэзии" - Выбранные места из переписки с друзьями). Однако отношения Гоголя и Пушкина не всегда были безоблачными. Отзвук в авторском отступлении в "Мертвых душах" (в 7 главе) - Гоголь выделяет два возможных пути в лит-ре, скорее всего рисуя себя в образе писателя, которого ждет неудача, а во втором образе - Пушкина (ВОЗМОЖНО). Эту мысль отразит в стих-ии на смерть Гоголя Некрасов. Лермонтов и Гоголь были знакомы, но шли разными путями. Хотя их романы выходят друг за другом, они не были конкурентами. А Пушкин был точкой отсчета.

Сложная творческая эволюция, в которой сохраняет единый стержень - внимание к сущностным проблемам бытия. (Андрей Белый "Мастерство Гоголя" (1934) - предлагает фазы развития Гоголя: 1. период музыкальный, главное напев, обращение к украинскому фольклору, преобладает украинская тема в украинских повестях; 2. период, когда главное внимание уделяется пластичности образа ("Петербургские повести" и "Мертвые души"); 3. период рефлексий, размышление о судьбе России ("Выбранные места из переписки с друзьями" 1847).

Периодизация:

1.1829-1835(36) - в 35 выходят два сборника подряд (Арабески и Миргород), показывающие его талант как прозаика и как историка, а в 36 - постановка и публикация "Ревизора". В том же 36 году прерывается его петербургский период и он скитается по Европе.

2. 1836-1848 - заграничный период, путешествия по Европе, в Россию приезжает дважды, чтобы проследить за изданием произведений. Больше всего любил Италию. Если говорит о его географических привязанностях, то есть 3 точки: Украина, Москва и Италия, Рим. Неслучайно к "Пет. повестям" примыкает "Рим" (не факт, что она незавершенная). В Риме Гоголь видит идеал, к которому всегда стремился - связь великого исторического наследия и надежд на будущее молодой нации.

3. 1848-1852. Живет в Москве, период трагический. 1848 - возвращение в Россию. Уже опубликованы Плетнева "Выдержки из избранных мест" - "последняя книга" (из опубликованного). Гоголь возвращается, чтобы закончить второй том "Мертвых душ", который он считал своим долгом перед Россией. Он никогда не считал для себя возможным уйти от общественной проблематики. В то же время он не был в оппозиции к власти. Неслучайно Николай 1 первым захлопал на премьере "Ревизора". Для Гоголя важно показать систему, когда чиновник изменяет своему нравственному долгу. Власть часто считала Г. своим союзником. Но важна не только социальная, но и нравственная критика.

Однако все его попытки создать второй том, который удовлетворил бы его и единомышленников, проваливаются. Он дважды сжигает рукопись - в 1845 и в 1852, за 10 дней до смерти. Его смерть не была сознательным самоубийством, но последствием серьезной депресси, вызванной творческим кризисом. Он поставил для себя невыполнимую задачу - изобразить пути к прекрасному, нарисовать идеального героя. Швырев после смерти Гоголя создал из разрозненных черновиков второго тома единый текст и опубликовал.

1829-1852 - творческий путь Гоголя. Можно говорить о пути Г. от сказочника к повествователю и к религиозному философу.

Повести.

"Вечера на хуторе близ Диканьки" - цикл, обладает наибольшим единством. 8 повестей. В них описывает народную жизнь Малороссии (подчеркивает связь Украины с Россией). Господствует поэтическая стихия. Показано "поющее и плящущее племя". Но уже в этих повестях есть грустное, элегическое начало. Заметно в вечере накануне Ивана Купалы или в Майской ночи или утопленницы. Время действие разнится. При этом ни одна из повестей не историческая. Они сближаются с жанром украинской повести, когда имеется в виду не только место действия, но и нечто большее. Фигура Рудого Панька - обладает организующую роль. При этом он не повествователь, он ретраслятор чужих историй другого рассказчика. Автор прибегает к сказу - живому языку народа. Он писает от имени Панька в введении, что без стеснения вторгся в большой свет с простонародными рассказами. Гоголь прибегает к мотивированному использованию особого стиля, употребляет украинизмы и дает словарик украинских слов => погружал в атмосферу, скрывался под маской Рудого Панька. Маска имеет гораздо большую самостоятельность (в отличие от псевдонима). "Ганс Кюхельгартен" написан под псевдонимом Алф (?). Господствует начало веселья, веселость - впервые после Фонвизина. Характерно и поэтическое начало, оно подчеркивается введением и эпиграфами и украинских песен. Все придает особый колорит повествованию. Есть и конкретная социальная проблематика. Майская ночь или Утопленница. Вечер накануне Ивана Купала - проблема денег, которые губят тех, кто за ними стремится. Тема социальных столкновений есть во многих повестях. Описание мелкопоместного быта. Одна из 8 повестей явно отличается от всех остальных отсутствием яркого колорита, поэзии. Гоголь пробует себя в описании пошлости мелкопоместного хозяйства - "И.В. Горюшко и его тетка". "Ночь перед Рождеством" - ее выделял Белинский. Радостный смех, приключения. Исторический колорит - 18 век, описывает отношения запорожцев и Екатерины 2, ощущение возможности гармонии между украинцами и "мамой" - Россия, берущая под свое крыло Запорожскую Сечь, единение России и Украины, к которому всегда душевно стремился Гоголь. Образ Фонвизина (!!!!). Интересная трактовка темы демон, чертовщины - еще оптимистичная. Вакула подчиняет себе черта, он не продает душу дьяволу. Если в "Вечерах" господствует настроение возможной победы над демоническими силах, до в следующих произ-иях есь ощущение безнадежности и обреченности человека в борьбе с темными силами.

1835 - сборник "Миргород".

Композиция из 4 самостоятельных повестей. Здесь важен порядок. Миргород - не только название конкретной географической точки. Это город, который разрушает мир, цивилизация, которая противостоит естественному миру. Первая повесть рисует "золотой век" человечества - семейная пара старичков Толстогубов, которые мирно живут в своем поместье. Можно видеть здесь мир идиллий и асоциировать с повестью о Петре и Февронии. Но можно видеть и другое - пошлое существование двух помещиков, которые заняты исключительно потреблением пищи. Но здесь еще нет однозначного осуждения, иронически-критического изображения. Интересен финал - когда на смену гармонии приходит новый хозяин имения и все разрушается, хотя он проводит реформы и начинает активно заниматься хозяйством. Он приносит дух цивилизации, с ее постоянными переделками, и гармонический мир прошлого не выдерживает.

Вторая повесть - "Тарас Бульба". Важен второй уровень единения - товарищество Запорожской Сечи, которое нарушается оппозицией к ней Андрия. Противопоставление индивидуальности и индивидуального чувства чувству товарищества и общего дела. Вся Сеча едина в своем противостоянии польше. Но личность противостоит коллективу. Нет однозначных оценок у автора, Гоголь выступает под своим именем. Неоднозначность связана с собственной правдой Андрия, которую Г. очень тонко, но значимо показывает. И характерно, что православный Тарас нарушает христианскую заповедь. Можно говорить о том, что он делает это вынужденно, но это не отменяет вопроса к православию Тараса. Противостояние романического (Андрий) и эпического начала (Остап и Тарас). Условный историзм - неопределенность времени, но исторически определенное противостояние Украины и Польши. Сам Бульба же, говоря о защите интересов России, наносит превентивный удар, он сам вторгается в Польшу. Это говорит о воинственном духе Тараса и тех времен.

Вторая часть. Третья повесть - "Вий". Использует традиции "Вечеров...". Отпад человека современного от того золотого века человечества. Нет гармонии, силы потустороннего мира оказываются более успешны в борьбе с человеком. Главный герой - Хома Брут - погибает. Хома Брут показывает противоречивость героя - он готовится к христианской деятельности, но уже не так связан с религией, как древние люди.

"Повесть о том, как поссорился Иван Ивановичем с Иваном Никифоровичем". Полное разрушение человечества, когда друзья могут поссориться из-за ничего. Показывает ту пошлость, ту скуку современной жизни, от которой предостерегал Гоголь. !!! Концовка повести (*Какой фразой?)

"Петербургские повести" - цикл, продолжающий мысль Гоголя, что город разрушает мир, является источником неразрешимых противоречий. Петербург здесь - действующее лицо, герой произведения. Чрезвычайно значимо начало "Невского проспекта" - "всебщая коммуникация Петербурга" оказывается неработающей, она разъединяет людей. Присутствие множества людей только кажется. "Портрет" и "НП" - связаны с трагическими образами художников. Пискарев хочет помочь своей любовью падшей девушке, но она ему отказывает. Характерна перекличка с образом Сони Мармеладовой. Героиня "НП" не способна спастись сама и губит своего возможного спасителя. Герой, живущей идеалистическими идеями, сталкивается с пошлостью жизни. "Портрет" - история Чарткова - трагедия одаренного человека, продавшего свой талант, и очутившегося в мире штампа. Он продает вдохновение. Искушаемый златом, он оказывается способен прислуживать толпе и обслуживать заказчиков. Он теряет дар художничества и начинает заниматься штамповкой. Эту штамповку он осознает, когда видит картину, привезенную его соучеником. Он пытается разорвать свои связи с светом и вернуться к творчеству, но не может. Вторая часть повести - история автора этого портрета, художника, который испытывает влияние этого демонического ростовщика. Но он, вовремя поняв, чем это чревато, уходит в религию и религиозную живопись. Тема религии больше раскрыта во второй редакции повести (эволюция Гоголя - движение к религии). Две повести о бедных чиновников: "Записки сумасшедшего" и "Шинель". Сочуствие бедному, униженному и оскорбленному, и при этом неоднозначное отношение к героям. Маленький человек мал не только в плане социального статуса, но и в плане внутреннего мира, они духовно ничтожны. "Нос" - величайший гротеск в русской литературе. Комическое, доведенное до невероятных размеров, говорит о сложных темах смысла жизни.

Гоголь "Ревизор" 1835-36 гг.

Известно, что некую подсказку для сюжета дал Пушкин, но его влиянии говорить нельзя.

С 1833г Гоголь все время имеет в виду жанр комедии. Интерес к театру был очень высок. Уже в первых набросках заметно стремление переосмыслить наигранные амплуа, сюжеты обмана вышестоящей власти. Собирание всех героев в один узел с помощью какой-либо ситуации (композиционный повтор - разные герои в одной и той же ситуации).

"Комедия, где много правды, много смеха, много злости".

К "Ревизору" Гоголь обращался на протяжении всей жизни: в 1846г он пишет эпилог и уведомления для актеров.

В 1836 начинает работу над "Театральным разъездом", сразу после премьеры - рефлексия после премьеры "Ревизора".

Размышления об особенностях смеха. "Театр. раз." - своего рода теория комедии, излагает свои взгляды устами героев и Автора. Особое значение имеют реплики не только ллюбителей искусства, но и литераторов (среди них подразумеваются соверешенно конкретные лица и журналисты - Булгарин и Силковский (?)). Зеркало современного Гоголю театра и общие теоретические размышления о театре.

Параллельно работает над "Мертвыми душами".

Отношение к театру как к кафедре, с которой можно много доброго сказать мира, особенно касательно нравственной проблематики. Несправедливо говорить только о социальной проблематике в "Ревизоре". Жанр высокой социальной комедии в "Ревизоре", несомненно, присутствует. Есть признаки пьесы о фантомах, "сновидческая пьеса" (с) Набоков - главным является разговор о фантомах русской жизни, общие проблемы России и русского характера.

!!! Словарь русских авторов (при подготовке к экзамену)

Универсальная установка на критику в "Ревизоре". Изображается сборный город, в котором собираются все проблемы русской государственности - от городничего до последнего квартального. Уездный город (районный город) - модель госуд. устройства России в целом. Градация - представлены все ведомства, от губернатора до низшего уровня чиновничества. Обединяющее начало - общая идея (отличительная черта гоголевской драматургии): страх перед разоблачением, у всех "рыльце в пушку", у всех должностные прегрешения - взяточничество и казнокрадство. Для Гоголя чрезвычайно важно исполнение своей миссии на земле, должности. Общая идея страха разоблачения является причиной того, что чиновники ошибаются в Хлестакове. Они не могут не поддаться испугу, увидев чужого, человека из другого мира. Первая точка завязки - поступление письма о приезде ревизора. Страх объединяет всех, и противостоящего чиновникам Хлестакова тоже.

Образ Хлестакова - новаторство Гоголя. Не в том, что он мнимый ревизор. Он - двойная мнимость: мнимый ревизор и мнимый обманщик. Он не хочет обманывать - его втягивают в этот обман. Вторая точка завязка - встреча городничего и Хлестакова. Здесь обнаруживается, что Хл. также боится наказания - за то,что он не платит и пользуется услугами постоялого двора. Втянутый в коллизию, Хл. обнаруживает ряд интересных свойств, он - настоящий герой своего времени: Хл. - олицетворенный обман. Сама империя есть империя лжи и обмана, с привлекательным фасадом и помойкой на заднем дворе. "Фасадность" этой империи и вскрывает Гоголь. Хл. обманывает не столько окружающих, сколько самообманывается, он не удовлетворен своим истинным положением и пытается возместить эту ущербность с помощью лжи. Ровно в центре пьесы (3 действ из 5, 6 явл из 11) - сцена вранья Хл. Обнаруживается удивительный психологический комплекс, который сейчас называется хлестаковщиной - ощущение, что ты не хочешь быть тем, кто ты есть на самом деле, встаешь на цыпочки, но ничего не делаешь, чтобы быть действительно выше, не способен на это, и вранье - возможность замазать эту неспособность.

Городничий чувствует, что Хл. врет, что что-то тут не так (Хл. сам проговаривается - называет этаж *), на котором он живет), но он не дает воли своим сомнениям, потому что страшно, Хл. - приезжий из Петербурга.

Замечательно разрешает Гоголь последнюю, немую сцену. Особенно интересна она "приветом" Пушкину, его сцене в "Борисе Годунове" *) три варианта трактовки!!!

Описываются позы, в которых замирают герои. В этом заключено множество смыслов. По правилам догоголевской комедии порок должен был быть наказан. Сообщение о приезде настоящего ревизора - только возможность того, что будет наведен порядок. Кольцевая композиция - письмо о том, что едет ревизор (инкогнито) в начале и подобное сообщение в конце (но уже с открытым забралом).

Неоднозначная интерпретация немой сцены: 1) некая сцена из Страшного суда - люди потрясены, как громом, этой вестью, и Ревизор - это не чиновник, а наша собственная совесть. В поздние годы Гоголь сам настаивал на такой трактовке - нравственная казнь чиновников, совесть поразила страсти.

В "Театр. разъезде" Гоголь обращает внимание на принципы смеха, к которому он стремится. Он говорит о светлом смехе - не легкий смех, доброжелательная улыбка, а о смехе, который просветляет всю душу человека: человек видит, что зло может быть повержено и осмеяно, а поверженное зло не так опасно. Смех должен привносить в душу веру в возможность победы над злом. Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым (с) Энгельс. Освобождение от пороков - очень важный момент для Гоголя.

"Мертвые души"

Пишет почти 17 лет - с 1835 (по преданию, идею сюжета Гоголю подсказывает Пушкин, идею покупки мертвых душ; эта идея должна была помочь нарисовать панораму российской смерти). "Сначала был замысел показать хотя бы с одного боку всю Русь". По ходу работы он расширял свою задачу. Идея комического плана перестала быть единственной. В письме Жуковскому он говорит уже о предлинном романе. Писатель, по Гоголю, - мессия, который несет слово человечеству. Подвиг всей жизни, особенно во время работы над вторым томом. Шевылев первый заговорил о концепции, схожей с Божественной комедией - Ад, Чистилище, Рай. Условно можно использовать эту идею троичности, потому что Г. хотел в первом томе показать падшие души, во втором появляются герои, которые могут быть оценены как обладающие высокими душневными качествами, которые готовы стать прекрасными и положительными, третий том должен был изобразить прекрасного, положительного героя. Не удалось.

Первый том Г. закончил полностью и отредактировал. Опубликован был в 1842, но с цензурными изменениями. В Москве рукопись не прошла цензуру. Только с вмешательством высоких лиц удалось провести через цензуру, но с несколькими изменениями. Одно из них коснулось повести о капитане Копейкине. Ее можно было спокойно изъять из романа, она совсем не влияет на сюжет. Однако для Г. она была очень важна. Он предпринимает другой ход: вместо критики столичного чиновничества делает Копейкина виноватым в том, как к нему относились чиновники. Копейкин важен как определенный соц-псих. тип. + нужно было подчеркнуть тему присутствия Петербурга в романе.

Наши рекомендации