С. Рахманинов. «Симфонические танцы», ч. II
[Цифры в скобках над нотами обозначают метрические (истинные) такты]
Если обычно побочные доминанты (и субдоминанты) предваряют местную тонику в отклонении (естественно, чтобы энергия нового полутона «иссякала» бы в момент достижения цели), то изредка они идут вслед за своей тоникой. Такие неустои принято называть доминантами обратного действия (пример 201).
М. Глинка. «Руслан и Людмила», марш Черномора
Обозначения: побочные доминанты прямого действия —
побочные доминанты обратного действия —
ХРОМАТИЗИРОВАННЫЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ КВИНТОВЫЕ РЯДЫ. ХРОМАТИЧЕСКИЕ СЕКВЕНЦИИ. ХРОМАТИЗИРОВАННЫЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ ТЕРЦОВЫЕ РЯДЫ
Хроматизация диатонических последствий, происходящая по модели «микромодуляции», естественно, захватывает и квинтовые ряды. Сходным образом диатонические квазидоминанты (и квазисубдоминанты) натурально-ладовых нижнеквинтовых ячеек превращаются в настоящие побочные доминанты. И так же это касается секвенций, состоящих из аккордов не только в порядке квинтовой цепи.
Иногда хроматизация квинтовых рядов захватывает лишь отдельные звенья, не образуя равномерной систематичности (Бах, ХТК, том II, прелюдия f-moll), но обычно она распространяется на всю последовательность, подчеркивая единообразие в звеньях и превращая диатонические секвенции в хроматические (старинный принцип внутриладовой «musica ficta» на новом уровне).
Квинтовые ряды этого рода можно подразделить на два типа, составляющие вместе с тем два этапа хроматизации:
1. Хроматизированные, с регулярным разрешением в консонанс —
(см. пример 202А).
2. Хроматические, когда один (хроматический) диссонанс разрешается (переходит) в другой, обычно одинаковый или сходный с ним по форме —
(см. пример 202Б; также — арию Марфы из акта IV «Царской невесты» Римского-Корсакова).
A - С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини» (редукция)
Б) Э. Григ. Ноктюрн (схема)
В. А. Моцарт. Симфония g-moll, ч. IV
Allegro assai
Те и другие секвенции, представляющие собой хроматизированные варианты диатонических, могут обобщенно и в целях упрощения называться хроматическими (как это сделано по отношению к секвентным отклонениям в «бригадном» учебнике гармонии).
У Моцарта мы находим поразительный образец редкого восходящего квинтового (нижнеквартового) ряда диссонансов (пример 203).
Когда квинтовые хроматические ряды (и сходные последования) превращаются в ряды сплошных диссонансов, в особенности если они однотипны по структуре (например, в виде нисходящих или восходящих по полутонам уменьшенных септаккордов), возникающее уравнивание всех фундаментных шагов друг с другом способствует расширению тональности иного рода. Нарушаются те тонкие и скрываемые темперацией различия, которые, как было показано в предыдущих параграфах, сохраняют устойчивость самого лада вопреки комматическим колебаниям деталей его структуры. Сравним два варианта последования — хроматизированное и собственно хроматическое (пример 204).