С. Рахманинов. «Симфонические танцы», ч. II

С. Рахманинов. «Симфонические танцы», ч. II - student2.ru

С. Рахманинов. «Симфонические танцы», ч. II - student2.ru

С. Рахманинов. «Симфонические танцы», ч. II - student2.ru

[Цифры в скобках над нотами обозначают метрические (истин­ные) такты]

Если обычно побочные доминанты (и субдоминанты) предваряют местную тонику в отклонении (естественно, чтобы энергия нового полутона «иссякала» бы в момент достижения цели), то изредка они идут вслед за своей тоникой. Такие неустои принято называть доми­нантами обратного действия (пример 201).

М. Глинка. «Руслан и Людмила», марш Черномора

С. Рахманинов. «Симфонические танцы», ч. II - student2.ru

Обозначения: побочные доминанты прямого действия —

С. Рахманинов. «Симфонические танцы», ч. II - student2.ru

побочные доминанты обратного действия —

С. Рахманинов. «Симфонические танцы», ч. II - student2.ru

ХРОМАТИЗИРОВАННЫЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ КВИНТОВЫЕ РЯДЫ. ХРОМАТИЧЕСКИЕ СЕКВЕНЦИИ. ХРОМАТИЗИРОВАННЫЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ ТЕРЦОВЫЕ РЯДЫ

Хроматизация диатонических последствий, происходящая по мо­дели «микромодуляции», естественно, захватывает и квинтовые ряды. Сходным образом диатонические квазидоминанты (и квазисубдоми­нанты) натурально-ладовых нижнеквинтовых ячеек превращаются в настоящие побочные доминанты. И так же это касается секвенций, состоящих из аккордов не только в порядке квинтовой цепи.

Иногда хроматизация квинтовых рядов захватывает лишь от­дельные звенья, не образуя равномерной систематичности (Бах, ХТК, том II, прелюдия f-moll), но обычно она распространяется на всю последовательность, подчеркивая единообразие в звеньях и превра­щая диатонические секвенции в хроматические (старинный прин­цип внутриладовой «musica ficta» на новом уровне).

Квинтовые ряды этого рода можно подразделить на два типа, составляющие вместе с тем два этапа хроматизации:

1. Хроматизированные, с регулярным разрешением в консонанс —

С. Рахманинов. «Симфонические танцы», ч. II - student2.ru

(см. пример 202А).

2. Хроматические, когда один (хроматический) диссонанс разре­шается (переходит) в другой, обычно одинаковый или сходный с ним по форме —

С. Рахманинов. «Симфонические танцы», ч. II - student2.ru

(см. пример 202Б; также — арию Марфы из акта IV «Царской невесты» Римского-Корсакова).

A - С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини» (редукция)

С. Рахманинов. «Симфонические танцы», ч. II - student2.ru

Б) Э. Григ. Ноктюрн (схема)

С. Рахманинов. «Симфонические танцы», ч. II - student2.ru

В. А. Моцарт. Симфония g-moll, ч. IV

Allegro assai

С. Рахманинов. «Симфонические танцы», ч. II - student2.ru

Те и другие секвенции, представляющие собой хроматизирован­ные варианты диатонических, могут обобщенно и в целях упроще­ния называться хроматическими (как это сделано по отношению к секвентным отклонениям в «бригадном» учебнике гармонии).

У Моцарта мы находим поразительный образец редкого восходя­щего квинтового (нижнеквартового) ряда диссонансов (пример 203).

Когда квинтовые хроматические ряды (и сходные последования) превращаются в ряды сплошных диссонансов, в особенности если они однотипны по структуре (например, в виде нисходящих или восходя­щих по полутонам уменьшенных септаккордов), возникающее уравнива­ние всех фундаментных шагов друг с другом способствует расширению тональности иного рода. Нарушаются те тонкие и скрываемые темпе­рацией различия, которые, как было показано в предыдущих парагра­фах, сохраняют устойчивость самого лада вопреки комматическим ко­лебаниям деталей его структуры. Сравним два варианта последова­ния — хроматизированное и собственно хроматическое (пример 204).

Наши рекомендации