D. Социально-экономическое деление
ü Богатые
ü Средний класс
ü Низший класс
Евангелие от Луки 16:19-21: «(19) Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. (20) Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях (21) и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его».
E. Религиозное деление
Поскольку детальное обсуждение каждого деления заняло бы слишком много времени, далее будут рассмотрены лишь ключевые группы людей иудейского населения.
Иудейское население
Гандри пишет: «Считается, что в новозаветный период в Римской империи проживало свыше четырех миллионов иудеев, то есть до семи процентов от всего ее населения. Но едва ли семьсот тысяч из этих иудеев могли назвать Палестину своей родиной» (Гандри, Обзор НЗ, 35).
Итак, хотя родиной иудеев была Палестина, многие из них были разбросаны по разным уголкам Римской империи (диаспора).
A. Иудеи в Палестине
Разрыв между высшим и низшим классом в Палестине был достаточно большим. Причем между богатыми с экономической точки зрения и религиозной верхушкой было четкое взаимодействие, а низший класс находился в презрении и, соответственно, также враждебно относился к богачам.
ü Аристократы: «старейшины» (Мф. 16:21; 21:23; 26:3, 47, 57; 27:1, 3, 12, 20, 41; 28:12)
Евангелие от Матфея 16:21: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин [ἀπὸ τῶν πρεσβυτέρων] и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».
Старейшины входили в состав синедриона, хотя не имели прямого отношения к религии.
ü Религиозная верхушка: «первосвященники, священники, книжники» (Мф. 2:4; 16:21; 20:18; 21:15; 21:23, 45; 26:3, 14, 47, 59; 27:1, 3, 6, 12, 20, 41, 62; 28:11; Ин. 1:19; Мф. 5:20; 7:29; 9:3; 12:28; 15:1; 17:10; 23:2, 13, 15, 23, 25, 27, 29, 34)
Евангелие от Матфея 2:4: «И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?»
К религиозной верхушке относились, в первую очередь, члены первосвященнической семьи.
Религиозная верхушка была нацелена на защиту и приумножение своего благосостояния и привилегированного положения.
Евангелие от Иоанна 11:47-50: «(47) Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. (48) Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. (49) Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, (50) и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб».
См. также эпизод с очищением храма.
В противоположность первосвященнической семье многие простые священники жили среди народа в бедности (см. Захария и Елизавета).
Иосиф Флавий, Иудейские древности, 20.8.8: «Первосвященники настолько потеряли всякий стыд и дошли до такой дерзости, что решались отправлять своих слуг к гумнам, чтобы забирать там десятину, предназначавшуюся для простых священнослужителей. Таким образом случилось, что несколько бедных священников умерло от голода».
Тосефта, Menahoth, 13:21: «О них, о подобных им, делающих по их примеру, Абба Саул сын Ботнит и Абба Йосе сын Иоанна из Иерусалима говорили: увы мне от дома Боэтоса, увы мне от их копья! Увы мне от дома Катароса, увы мне от их пера! Увы мне от дома Эльханана, увы мне от их шипения! Увы мне от дома Елисея, увы мне от их кулака! Увы мне от дома Измаила сына Фаби, ибо они первосвященники, сыновья их – казнохранители, зятья их – амаркалы [доверенные лица], а рабы их приходят и бьют нас палками!»
ü Мытари
«Римляне отдавали пятилетний контракт на право сбора налогов самому выгодному для них претенденту, а именно, тому, кто запросит самый низкий процент своих комиссионных» (Гандри, Обзор НЗ, 41).
Евангелие от Матфея 18:17: «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь [ὁ τελώνης]».
ü Народ земли: «толпа»/«множество» (Мф. 4:25; 5:1; 7:28; 8:1, 18; 9:8, 23, 25, 33, 36; 11:7; 12:23, 46; 13:2, 34, 36; 14:5, 13, 14, 15, 19, 22, 23; 15:10, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 39; 17:14; 19:2; 20:29, 31; 21:8, 9, 11, 26, 46; 22:33; 23:1; 27:15, 20, 24)
Большая часть иудейского населения Палестины не принадлежала ни к религиозной верхушке, ни к одной из религиозно просвещенных групп.
Описание народа земли:
§ С экономической точки зрения
«Большинство современников Иисуса в Израиле были обычными людьми, основной заботой которых было просто выживание» (Scott, Jewish Background, 233).
§ С религиозной точки зрения
Народ земли не был нерелигиозным в своем большинстве, хотя люди были вовлечены в религиозное поклонение в различной степени и однозначно не соответствовали всем требованиям, которые выдвигали фарисеи.
Религиозное рвение народа было тесно связано с национализмом и политическими ожиданиями. Народ был подвержен влиянию апокалиптических и мистических движений, а также националистически настроенных лидеров и псевдо-мессий.
Джулий Скотт суммирует: «Обычные иудеи в Израиле первого века имели ревность без полного знания, надежду без понимания, религиозную обрядность без ясного богословия. Короче, они не отличались от низших социо-экономических групп любой другой цивилизации. Они легко шли на поводу мнения толпы. Они были приверженцами глубоко укоренившихся, но зачастую иррациональных предубеждений и мнений» (Scott, Jewish Backgrounds, 235).
Евангелие от Матфея 9:36: «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря».
Отношение к народу земли
§ Со стороны религиозной верхушки
Религиозная верхушка презирала народ земли.
Книга премудрости Иисуса, сына Сираха 38:25-34: «(25) Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их и которого разговор только о молодых волах? (26) Сердце его занято тем, чтобы проводить борозды, и забота его — о корме для телиц. (27) Так и всякий плотник и зодчий, который проводит ночь, как день: кто занимается резьбою, того прилежание в том, чтобы оразнообразить форму; (28) сердце свое он устремляет на то, чтобы изображение было похоже, и забота его — о том, чтоб окончить дело в совершенстве. (29) Так и ковач, который сидит у наковальни и думает об изделии из железа: дым от огня изнуряет его тело, и с жаром от печи борется он; (30) звук молота оглушает его слух, и глаза его устремлены на модель сосуда; (31) сердце его устремлено на окончание дела, и попечение его — о том, чтобы отделать его в совершенстве. (32) Так и горшечник, который сидит над своим делом и ногами своими вертит колесо, (33) который постоянно в заботе о деле своем и у которого исчислена вся работа его: (34) рукою своею он дает форму глине, а ногами умягчает ее жесткость; (35) он устремляет сердце к тому, чтобы хорошо окончить сосуд, и забота его — о том, чтоб очистить печь. (36) Все они надеются на свои руки, и каждый умудряется в своем деле; (37) без них ни город не построится, ни жители не населятся и не будут жить в нем; (38) и однако ж они в собрание не приглашаются, на судейском седалище не сидят и не рассуждают о судебных постановлениях, не произносят оправдания и осуждения и не занимаются притчами; (39) но поддерживают быт житейский, и молитва их — об успехе художества их».
Евангелие от Иоанна 7:49:«Но этот народ невежда в законе, проклят он [ἀλλὰ ὁ ὄχλος οὗτος ὁ μὴ γινώσκων τὸν νόμον ἐπάρατοί εἰσιν]».
§ Со стороны Иисуса
Иисус посвятил Свое земное служение благовестию «погибшим овцам дома Израилева».
B. Иудеи в диаспоре
Ф.Ф. Брюс пишет: «В начале христианской эры иудеи всего мира смотрели на Палестину и Иерусалим как на свою родину, однако, большинство из них жило вдалеке от нее» (Bruce, NT History, 135).
Распространение диаспоры
Книга деяний апостолов 2:9-11: «(9) Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, (10) Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, (11) критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?».
В определенных областях Римской империи иудеев было особенно много.
Гандри подчеркивает: «В египетской Александрии жило больше иудеев, чем в Иерусалиме; и в Сирии – больше, чем в Палестине. Даже в некоторых областях Палестины (в Галилее, где рос Иисус, и в Десятиградии) язычников было больше, чем иудеев» (Гандри, Обзор НЗ, 35).
Причем иудеи диаспоры были намного богаче, чем иудеи Палестины.
Основные деления в диаспоре
В зависимости от отношения иудеев к культуре своих предков их можно разделить на гебраистов и эллинистов. Более того, некоторые язычники выказывали симпатию к иудаизму; в зависимости от степени их приверженности иудейской религии среди них можно выделить прозелитов и боящихся Бога.
§ Гебраисты (см. Деян. 6:1; Флп. 3:5)
Книга деяний апостолов 6:1: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов [τῶν Ἑλληνιστῶν] ропот на Евреев [πρὸς τοὺς Ἑβραίους] за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей».
§ Эллинисты (см. Деян. 6:1; 9:29)
Книга деяний апостолов 9:29: «Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его».
§ Прозелиты (см. Деян. 2:10; 6:5; 13:43)
Книга деяний апостолов 2:10: «...Иудеи и прозелиты [Ἰουδαῖοί τε καὶ προσήλυτοι]...».
Прозелитами называли язычников полностью обратившихся в иудаизм (включая обрезание).
Тацит, Истории, 5.5 (281): «Но каково бы ни было происхождение всех описанных обычаев, они сильны своей глубокой древностью; прочие же установления, отвратительные и гнусные, держатся на нечестии, царящем у иудеев: самые низкие негодяи, презревшие веру отцов, издавна приносили им ценности и деньги, отчего и выросло могущество этого народа; увеличилось оно еще и потому, что иудеи охотно помогают друг другу, зато ко всем прочим людям относятся враждебно и с ненавистью. Они ни с кем не делят ни пищу, ни ложе, избегают чужих женщин, хотя до крайности преданы разврату и в общении друг с другом позволяют себе решительно все; они и обрезание ввели, чтобы отличать своих от всех прочих. Те, что сами перешли к ним, тоже соблюдают все эти законы, но считаются принятыми в число иудеев лишь после того, как исполнятся презрения к своим богам, отрекутся от родины, откажутся от родителей, детей и братьев».
§ Боящиеся Бога (см. Деян. 10:2, 22, 35; 13:16, 26, 50; 16:14; 17:14, 17; 18:7)
Книга деяний апостолов 13:16: «Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога [οἱ οβούμενοι τὸν θεόν]! послушайте».
Язычники, боящиеся Бога Израилева, были прежде всего заинтересованы в этике Ветхого Завета, будучи неудовлетворены нравственным состоянием языческого общества. Однако они не брали на себя ответственность исполнять весь Закон Моисеев.
Пример: знатные женщины, евнух-эфиоплянин (невозможность обрезания), сотник Корнилий.
Книга деяний апостолов 10:2: «...благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу».
Ф.Ф. Брюс замечает: «Именно к таким людям на каждом богослужении в синагоге был обращен евангельский призыв. Не требуя от них обрезания и подчинения специфическим иудейским заповедям Моисеева закона, он предлагал им спасение и причастность к народу Божьему на основании веры, не проводя различия между ними и уверовавшими иудеями» (Bruce, NT History, 147).
Языки Палестины
Как справедливо отмечает Мецгер, «Палестина была космополитической страной, и в ней говорили на нескольких языках» (Мецгер, НЗ, 32).
Эта многоязычность хорошо иллюстрируется табличкой, прибитой к кресту, на котором был распят Иисус.
Евангелие от Иоанна 19:20: «Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски [ἦν γεγραμμένον Ἑβραϊστί, Ῥωμαϊστί, Ἑλληνιστί]».
A. Латинский язык
Хотя латынь была официальным языком завоевателей и использовалась чиновниками, особенно на Западе, она не была широко распространена в Палестине.
B. Греческий язык
В отличие от латыни греческий язык имел давнюю историю в Палестине и широко распространился в ней благодаря некоторой степени эллинизации во всех слоях населения.
C. Арамейский язык
Из большого числа диалектов западноарамейского языка в Палестине были распространены четыре.
§ Иерусалимский диалект
§ Галилейский диалект
Евангелие от Матфея 26:73: «Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя».
§ Самаритянский диалект
§ Набатейский диалект
D. Еврейский язык
Вопреки распространенному мнению прошлого еврейский язык не был мертвым даже для простого народа.
Вывод: Иудейское население Палестины так или иначе знало три языка: еврейский, арамейский и греческий. |
Экономика Палестины
A. Аграрное общество
В Израиле первого века было чрезвычайно мало городов. Обыденная жизнь обычно протекала в сельской местности, что лишь подчеркивало аграрный характер общества.
§ Земледелие
Иосиф Флавий, Против Апиона, 1.12: «Мы не населяем страны прибрежной и не питаем склонности ни к торговле, ни к вызываемому ею общению с другими народами. Наши города отстоят далеко от моря, и так как мы наделены хорошей землей, то ее возделываем».
Из-за очень засушливого лета в Палестине преобладает сухое земледелие, т.е. «при пахоте взрыхляется лишь верхний слой почвы, чтобы сохранить подземную влагу».
К основным объектам производства сельского хозяйства относятся следующие культуры :
ü Злаки (особенно ячмень и пшеница)
ü Оливы
ü Виноград
§ Скотоводство: овцы, козы
§ Урожайность
Оакман пишет: «В среднем урожай был пятикратным» (Оакман, Экономика Палестины, 871).
Евангелие от Матфея 13:8: «…иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать».
Оакман подводит итог: «Для аграрных обществ характерна социальная пропасть между относительно небольшой городской элитой, занимавшейся политической и религиозной деятельностью, и деревенскими жителями, возделывавшими почву» (Оакман, Экономика Палестины, 871).
B. Налоги
Особенностью налоговой системы Палестины было то, что вдобавок к обычным гражданским налогам иудеи были вынуждены платить религиозные налоги.
Ø Гражданские налоги
Светские налоги включали в себя подать кесарю и налоги местным царям или правителям.
§ Подать кесарю
Евангелие от Марка 12:14-15: «(14) Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю [κῆνσον Καίσαρι] или нет? давать ли нам или не давать? (15) Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий [δηνάριον], чтобы Мне видеть его».
§ Налоги местным царям
Например, налоги царя Ирода Великого ради его грандиозных строительных проектов.
Ø Религиозные налоги
Религиозные налоги включали в себя несколько элементов.
§ Десятины, предписанные в Законе (Левит 27:30 и далее; Втор. 14:22 и далее)
§ Ежегодный налог на храм (полсикля или дидрахма)
Евангелие от Матфея 17:24: «Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?».
§ Жертвоприношения, связанные с праздниками и особыми ситуациями
Евангелие от Луки 2:24: «...и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных».
«Общее бремя религиозных податей могло достигать 50 процентов общего дохода работающего человека» (Scott, Jewish Backgrounds, 238). |
Ø Заключение:
Ф.Ф. Брюс пишет: «Сомнительно, были ли другие народы, подчиненные Риму, на которых бремя налогов для Кесаря давило бы так сильно, как на них [иудеев]» (Bruce, NT History, 40).
Тацит, Анналы, 2.42 [о временах правления Тиберия и Архелая]: «Тогда же провинции Сирия и Иудея, обремененные непомерно большими поборами, обратились с ходатайством о снижении податей».
Теперь подумайте, почему иудеи испытывали особую ненависть к мытарям.
C. Разбойники
«Разбойничество – это социоэкономический, предреволюционный феномен» (Scott, Jewish Backgrounds, 244).
Происхождение: обанкротившиеся крестьяне, жертвы несправедливости, националисты.
Отношение к ним: с точки зрения городских жителей и элиты – преступники, с точки зрения простых людей – герои.
Деятельность: нападения на римлян, на продажных иудеев, на аристократов
D. Быт: дом и питание
Ø Дома из глины и саманного кирпича с плоскими крышами
Евангелие от Марка 2:4: «и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный».
Ø Двухразовоепитание иудеев (в полдень и вечером)
«Злаки, вино и масло были основными продуктами питания (Ос. 9:2; Притч. 9:5; Неем. 5:11)» (Оакман, Экономика Палестины, 871).
Простые люди ели мясо лишь в особо важных случаях (ср. Лк. 15:23).
Евангелие от Матфея 6:25: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?»
E. Деньги
Даже в одно и то же время в Палестине могло использоваться несколько денежных систем.
Ø Еврейские монеты: шекель, полшекеля, четверть шекеля, лепта
Евангелие от Марка 12:42: «Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант» (см. Лк. 21:2).
Только еврейские монеты годились для оплаты религиозных налогов (см. помощь менял). |
Ø Греческие монеты: драхма, дидрахма, статир, мина, талант
Евангелие от Матфея 26:15: «...и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников» [скорее всего, 30 статиров = 120-дневная зарплата; см. Scott, Jewish Backgrounds, 246n33].
Евангелие от Матфея 17:27: «Но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя».
Ø Римские монеты: динарий, кодрант.
Евангелие от Матфея 20:9: «И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию».