Андрей Болконский и Пьер Безухов в романе. В чем смысл и итог их духовного поиска?

Андрей Болконский и Пьер Безухов в романе. В чем смысл и итог их духовного поиска? - student2.ru Андрей Болконский и Пьер Безухов в романе. В чем смысл и итог их духовного поиска? - student2.ru

Если Платон Каратаев связан с идеалом Толстого, с его «программой» созидания «простоты, добра и правды» в мире, то Пьер Безухов и Андрей Болконский, названные Ю.М.Лотманом «героями саморазвития и самооценки», этот идеал ищут, проходя в книге свой путь, отмеченный заблуждениями, потерями и приближениями к истине.

Пьер является в книге одной из ключевых фигур, выполняя объединяющую, синтезирующую функцию, сопрягая различные романные пласты в единое эпическое целое. Самые важные сцены, самые важные события романа связаны с Пьером. Изображая своего любимого героя, Толстой расставляет принципиальные для него как автора акценты. Пьер подчеркнуто неидеален: «Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее». Пьер наивен и поначалу слишком подвержен соблазнам и чувственным радостям жизни. Случайно ли это? Подчеркнутая неидеальность героя имеет самое прямое отношение к толстовской концепции. В Пьере сочетается сложность и простота, стремление разрешить мировые проблемы и умение ценить простые земные радости, ощущать полноту жизни. Его непоследовательность, слабость, даже безвольность для Толстого являются знаками его «соприродности» с миром. Пьер, действительно, «соприроден» своей многооттеночностью сложному многокрасочному миру. Он мучительно переживает свое несовершенство, и это во многом определяет напряженность его внутренней жизни. Широту натуры Пьера очень хорошо понимает Наташа Ростова, ведь именно его она противопоставляет «узкому, как часы столовые» Борису Друбецкому. Широта Пьера – это умение понять и принять чужую правду, это открытость навстречу жизни, многогранность личности. Широта, как и неидеальность, являются в толстовской книге источниками достижения гармонии с миром, с общими законами бытия.

Пройдя путь исканий, пережив испытания ложной любовью и ложными ценностями, Пьер достигает настоящего семейного счастья и обретает ощущение подлинной связи с народом, с целым национальной жизни. Это герой, открывающий смысл человеческого существования через познание законов объективного мира, герой, открывающий эпические ценности.

Андрей Болконский, в отличие от Пьера, не может воспринять жизнь как естественный и самоценный процесс, не может смириться с правдой стихийного, земного. Принципы отношения этого героя к миру, к людям очень хорошо проявляются в истории его любви к Наташе. Князь Андрей пытается строить жизнь, исходя из своих субъективных, рационалистических и максималистских, представлений о ней. Но реальная жизнь оказывается значительно сложнее и мудрее, чем представлялось герою. У Андрея – гипертрофированное чувство личности, преувеличение субъективного начала в жизни. По мысли Толстого, это одна из причин того, что гармония с миром дается этому герою так трудно. Когда князь, наконец, освобождается от своих заблуждений и проникается «каратаевским мироощущением», ему остается только умереть.

Финал, итог пути Андрея исследователи трактуют двояко. Князь погибает в народной войне, как и тысячи других русских людей. В этом смысле его гибель - проявление эпической закономерности, «эпического» трагизма. Но, с другой стороны, судьба Андрея Болконского становится и воплощением «классического» трагизма, связанного с ложными представлениями героя о жизни. Правота остается не за героем, а за миром. Он, подобно Пьеру, приходит к открытию чуждых ему эпических ценностей, но не может так же органично почувствовать себя частью целого, как Платон Каратаев, так же радостно и естественно ощутить мудрость и самоценность жизни, как Пьер и Наташа.

Любопытно, что православная церковь чтит вместе семейную пару святых мучеников Адриана и Наталию. В святцах рассказывается, что Адриан принял мученическую смерть за исповедование христианской веры в начале III века, а жена Наталия укрепляла мужа во время его страданий. Когда после смерти Адриана на ней хотел жениться военачальник, Наталия, храня верность супругу, скрылась в Византии, где скончалась от душевных переживаний о замученном язычниками муже. Думается, Толстой сознательно дал своим героям имена известных раннехристианских святых, чтобы рассказать совсем другую историю - историю о преодолении страданий и боли, о возвращении к жизни.

Наши рекомендации