Перечень римских наместников в иудее
РОБЕРТ ГАНДРИ
«БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ»
Санкт-Петербург
Предисловие
У |
чебник, содержащий обзорный курс по Новому Завету, должен сочетать в себе ознакомление с наиболее выпуклыми особенностями исторического обрамления Нового Завета, техническое введение и комментарий. Но к сожалению, почти все обзорные курсы по Новому Завету страдают неполноценностью комментариев к библейскому тексту. В результате изучение обзорного курса нередко вытесняет чтение первичного и важнейшего источника — самого текста Нового Завета.
Поскольку многим студентам, только приступающим к изучению предмета, не доводилось читать Новый Завет планомерно и досконально, наш обзорный курс поможет им знакомиться с его текстом в ходе своеобразного диалога. Этот диалог поддерживается комментариями и ссылками на разделы Нового Завета, рекомендуемые для чтения. Отслеживая ход мысли от раздела к разделу, студенты приобретают ощущение логической последовательности. При таком построении курса оказывается возможным переместить хотя бы часть сопроводительных материалов — которые касаются истории периода между Заветами, иудаизма и других вопросов и которые кажутся многим студентам избыточно сложными, — из первой части книги в последующие части, где эти материалы непосредственно нужны для разъяснения библейского текста. Такое построение курса хорошо также тем, что позволяет избавиться от удручающе долгих введений, типичных для университетского обзорного курса по Новому Завету, помогает студентам лучше понять, каким образом сопроводительные материалы способствуют интерпретации текста, и, самое главное, не дает учебнику заслонить собою текст Нового Завета.
Разумеется, такое построение курса требует лаконичности при изложении истории периода между Заветами и периода римского господства. Но это немногословие учебника как раз и хорошо для начинающего студента, ведь по крайней мере общая картина не будет заслонена перечислением малосущественных подробностей семейных распрей Хасмонеев, политических интриг в династии Ирода и прочих побочных обстоятельств.
Итак, после необходимых вводных материалов делается разбор четырех Евангелий по отдельности, соответственно их индивидуальным особенностям. Хотя эти книги Нового Завета не были написаны первыми, они рассматриваются в первую очередь, так как их тематика составляет основу для всех остальных книг. Во избежание непоследовательности далее без перерыва начинается изучение Книги Деяний. Послания Павла, Послание к евреям1, (В западной традиции считается, что оно написано не Павлом. См. в соответствующих разделах. — Прим. перев) соборные послания и Книга Откровение следуют примерно в хронологическом порядке (насколько его можно определить), с указанием на их связь с событиями в Книге Деяний. Во всех случаях комментарии к библейскому тексту (дополняющие вводное обсуждение) не просто повторяют и резюмируют самоочевидное, но сосредоточивают внимание на том, в чем нелегко разобраться неподготовленному читателю.
Вводные вопросы, открывающие каждую главу и раздел, служат педагогическим инструментом, который способствует предсказуемости изложения, рационально организует внимание студентов и направляет их мышление в нужное русло. Заголовки разделов и подзаголовки на полях для одного или нескольких связанных между собой абзацев помогают студентам ориентироваться в тексте. В планах-конспектах систематизируются библейские материалы. Вопросы для дополнительного обсуждения полезны не только для разбора материала, но и для трактовки его применительно к современности. В рекомендациях для дополнительного изучения (для факультативного чтения) указаны работы комментаторов и другие стандартные пособия, исторические первоисточники, монографии и сопутствующая литература.
Принципы богословия и критики в данном учебнике - евангелические и ортодоксальные. В обзорном курсе соображения объема и целесообразности не позволяют полностью обосновывать исходные посылки и метод, а также исчерпывающе рассматривать противоположные мнения. Тем не менее часто приводятся замечания о существовании иных взглядов; и выражающая их литература нередко указана в списке рекомендуемого чтения. Преподаватели смогут углубить знания своих студентов, разбирая с ними эти дополнительные материалы. Автор чрезвычайно признателен издательствам «Charles Scribner's Sons» и «Harper & Row» за разрешение цитировать труды, которые счел нужным упомянуть на страницах своей книги. Библейские цитаты даны в переводе автора, который довольно близок к общепринятым.
В третьем издании данного учебника произведено обновление библиографии, упорядочение карт и иллюстраций и улучшение стиля английского языка. Кроме того, внесен ряд существенных изменений (важнейшие из них: сокращено гармонистическое изложение жизни Иисуса, которое вынесено в раздел исторических материалов, расширены индивидуальные обсуждения четырех Евангелий — все это больше соответствует библейскому подходу). Теплый прием, оказанный первым двум изданиям, по-видимому, подразумевает нежелательность радикальных изменений. Редакторы издательства «Zondervan Publishing House» заслуживают самой высокой оценки за улучшения, внесенные в это третье издание.
Роберт Х.Гандри Уэстмонт-колледж Санта-Барбара, Калифорния
Введение
Открывая Новый Завет
А |
нтология из двадцати семи книг различного объема, Новый Завет, составляет вторую часть Библии, однако по объему в три раза меньше первой ее части, Ветхого Завета2. 2 «Новый Завет» и «Ветхий Завет» — это христианские, а не иудейские, названия, так как иудеи признают в качестве Писания только Ветхий Завет. В наши дни Ветхий Завет нередко называют «еврейской Библией», поскольку, в отличие от Нового Завета, его подлинник был написан на еврейском языке (за исключением отрывков Езд. 4:8 — 6:18; Дан. 2:4 — 7:28, написанных иа родственном языке, на арамейском) С другой стороны, Ветхий Завет охватывает несколько тысячелетий истории, а Новый Завет — только одно столетие. Эти сто лет, первый век по Р. X., представляли собой критическую эпоху, когда, согласно христианской вере, началось исполнение мессианских пророчеств, осуществляемое Богом спасение рода человеческого достигло своей кульминации в пришествии Сына Божиего, Иисуса Христа, и появился новый народ Божий, Церковь — все это на основе нового завета, в котором Бог прощает грехи верующих в Иисуса Христа благодаря Его искупительной смерти и воскресению во плоти.
«Новый Завет», в сущности, означает «новый договор», в отличие от «Ветхого Завета», или «прежнего договора», в котором Бог условно прощал грехи благодаря жертвоприношениям. Однако такие жертвоприношения были лишь предвосхищением истинной жертвы — самопожертвования Христа (Евр. 9:11-14; 10:1-18). Его жертвенной смертью ознаменовался новый завет, при котором стало возможно полное искупление грехов (1 Кор. 11:25; Евр. 9:15-17).
Традиция приписывает авторство книг Нового Завета, написанных на греческом языке примерно в 45 — 95 гг. по Р. X. апостолам Матфею, Иоанну, Павлу, Петру и их помощникам Марку, Луке, Иакову и Иуде, из которых двое последних являлись также братьями Иисуса по плоти. В нашей Библии книги Нового Завета не расположены в хронологическом порядке их создания. Например, самыми первыми — не считая, возможно, Послания Иакова — были написаны ранние послания Павла, а не евангелия. И даже тот порядок, в котором приведены послания Павла, не следует хронологии, ведь апостол написал Послание к галатам и 1 и 2 Послания к фессалоникийцам задолго до Послания к римлянам, которое помещено первым, так как оно самое длинное; а среди евангелий первым, по-видимому, было создано Евангелие от Марка, а не от Матфея.
Порядок размещения книг, таким образом, следует определенной логике и установился в рамках христианской традиции. Евангелия помещены в начало, так как они описывают важнейшие события первого пришествия Христа. Евангелие от Матфея, соответственно, — самое первое, по причине его объема и тесной связи с непосредственно предшествующим ему Ветхим Заветом (Матфей часто цитирует Ветхий Завет и начинает с родословия Иисуса, отсылающего читателя назад к Ветхому Завету). После евангелий о первых плодах, взращенных жизнью и служением Иисуса, рассказывается в Книге Деяний святых апостолов, в этом волнующем повествовании о возникновении Церкви и ее триумфальном шествии по Палестине и по всей Сирии, Малой Азии, Македонии, Греции, вплоть до самого Рима в Италии (с литературной точки зрения Книга Деяний следует за Евангелием от Луки в качестве второго тома в двухтомном труде «Евангелие от Луки — Деяния»). Так обстоит дело с историческими книгами Нового Завета.
Послания и Книга Откровение (или «Апокалипсис») выявляют богословское значение предшествующей истории искупления и разъясняют, каким в связи с этим должно быть христианское поведение. Среди посланий первыми идут послания Павла, расположенные в порядке убывания длины, но сначала в подгруппе его посланий, обращенных к церквям, а затем — в подгруппе посланий к отдельным людям. Самое длинное из не принадлежащих Павлу посланий, Послание к евреям (автор его неизвестен), идет следующим, после чего помещены так называемые соборные послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды3. 3 В Синодальной Библии они находятся перед посланиями Павла. — Прим. перев. И наконец, книга, которая пророчествует о возвращении Христа, Откровение Иоанна, подводит Новый Завет к надлежащей кульминации.
Но для чего изучать такие древние документы, какие содержатся в Новом Завете? Историческая причина заключается в том, что в Новом Завете мы находим объяснение феномена христианства. Культурологическая причина заключается в том, что влияние Нового Завета в западной, а постепенно — и во всемирной цивилизации оказывается до такой степени сильным, что уже нельзя считаться образованным человеком, не зная, что сказано в Новом Завете. Богословская причина заключается в том, что Новый Завет состоит из богодухновенных повествований с истолкованиями, касающихся искупительной миссии Иисуса в мире, и представляет собой эталон для вероучения и практики Церкви. Религиозная причина заключается в том, что Святой Дух использует Новый Завет, чтобы помочь христианам установить живые и развивающиеся личные взаимоотношения с Богом через Его Сына Иисуса Христа. Каждой из причин вполне достаточно!
Часть I
Политические, культурные и религиозные предпосылки
Политическая история в период между Заветами и в новозаветный период
Греческий период
Эллинистические империи |
Конец ветхозаветного периода ознаменовался такими событиями, как ассирийский плен для северного, Израильского царства, затем вавилонский плен для южного, Иудейского царства, и возвращение из плена в Палестину части иудеев при персидском владычестве в шестом и пятом столетиях до Р. X. Четыре века от конца ветхозаветной истории до начала новозаветной и составляют период между Заветами (иногда именуемый «четыреста безмолвных лет» в связи с перерывом в библейской хронике и молчанием пророков). Во время этого перерыва Александр Македонский, он же Александр Великий, стал властелином Ближнего и Среднего Востока, одержав ряд побед над персами при Гранике (334 г. до Р.Х.), при Иссе (333 г. до Р.Х.) и при Арбеле (331 г. доР.Х.).
Греческая культура, называвшаяся эллинизм, получила Эллинизм некоторое распространение благодаря греческой торговле и греческим колониям, однако завоевания Александра Македонского послужили толчком к ее экспансии, более мощной, чем когда-либо прежде. Греческий язык стал lingua franca, то есть международным языком торговли и дипломатии. К новозаветному периоду греческий утвердился в качестве языка улицы даже в Риме, где местные пролетарии разговаривали на латыни, но основная масса рабов и свободных говорила по-гречески. Александр заложил семьдесят городов, взяв за образец греческое градостроительство. Он и его воины женились на восточных женщинах. Так возникла смесь греческой и восточной культуры.
Когда Александр в 323г. до Р. X. умер в возрасте тридцати трех лет, его ведущие полководцы разделили империю на четыре части. Две из этих частей имеют особое значение для новозаветной истории — царство Птолемеев и царство Селевкидов. Средоточием империи Птолемеев был Египет. Столицей ее стала Александрия. Правители, сменявшие друг друга на престоле этой империи, звались Птолемеи. Клеопатра, скончавшаяся в 30 г. до Р. X., была последней царицей из династии Птолемеев. Империя Селевкидов управлялась из Сирии. Ее столицей стала Антиохия. Часть ее правителей носила имя Селевк, некоторые другие — Антиох. Все вместе они именуются Селевкидами. Когда Помпеи в 64 г. до Р. X. сделал Палестину римской провинцией, империя Селевкидов прекратила свое существование.
Будучи зажата между Египтом и Сирией, Палестина стала жертвой соперничества между Птолемеями и Селевкидами; и те и другие стремились собирать дань с ее обитателей и сделать ее буферной зоной на случай нападения противника. Сначала в Палестине владычествовали Птолемеи, это длилось 122 года (320 — 198 гг. до Р. X.). В целом жизнь иудеев в этот период была более-менее терпимой. Древнее предание утверждает, что при Птолемее Филадельфе (285 — 246 гг. до Р. X.) семьдесят два иудейских мудреца начали делать греческий перевод еврейского Ветхого Завета, названный Септуагинтой. Сначала перевели Пятикнижие, а затем и остальные части Ветхого Завета. Перевод осуществлялся в Египте, очевидно для иудеев, которые знали греческий язык лучше, чем еврейский; вопреки преданию, выполнен он был, скорее всего, египетскими, а не палестинскими евреями. Ведь ряд мест в переводе выдает такое плохое понимание еврейского языка, которое свидетельствует, что сами переводчики лучше знали греческий, чем еврейский, что вполне естественно, если они жили не в Палестине, а в Египте. Римское число LXX (семьдесят — это ближайшее круглое число к семидесяти двум) стало распространенным обозначением этого перевода Ветхого Завета.
Селевкиды стремились закрепиться в Палестине, как с помощью военных нашествий, так и с помощью брачных союзов, но постоянно терпели неудачу. В конце концов они своего добились, когда Египту был нанесен ряд поражений Антиохом III(198г. до Р. X.). Среди иудеев возникли две партии — «дом Онии» (проегипетский) и «дом Товии» (проси-рийский). Антиох IV, он же Епифан (175 — 163 гг. до Р. X.), заменил иудейского первосвященника Онию III на его брата Иасона, сторонника эллинизации, который стал превращать Иерусалим в греческий город. Был построен гимнасий с прилегающим ристалищем. Здесь, к негодованию набожных иудеев, еврейское юношество в соответствии с греческим обычаем занималось атлетикой в обнаженном виде. Соревнования начинались с обращения к языческим богам. Даже иудейские священники присутствовали при этом событии. Такая эллинизация предполагала также посещение греческих театров, ношение греческой одежды, хирургические операции по удалению следов обрезания и смену еврейских имен на греческие. Евреи, противостоящие этим языческим влияниям в своей культуре, назывались хасидим, или хасиды, «набожные люди», что примерно эквивалентно нашему термину «пуритане».
Прежде чем начать вторжение в Египет, Антиох Епифан сместил собственного назначенца, первосвященника Иасона, заменив его Менелаем, еще одним иудеем эллинистических взглядов, который посулил Антиоху собирать с его подданных в Палестине более высокую дань. Менелай, вероятно, даже не принадлежал к священническому роду. Естественно, набожных иудеев возмутило, что их самый высокий религиозный сан, сан первосвященника, продается тому, кто больше даст, особенно в связи с тем, что речь шла о деньгах из их кармана.
Несмотря на первоначальные успехи, попытки Антиоха захватить Египет провалились. Честолюбивый Рим не хотел усиления державы Селевкидов. Поэтому близ Александрии римский посланник очертил вокруг Антиоха круг на земле и сказал, что тот не выйдет из круга, если не поклянется вывести свои войска из Египта. Антиох научился уважать римское могущество за те двенадцать лет, что ему довелось в юности провести в Риме в качестве заложника; так что он уступил.
Тем временем ушей бывшего первосвященника Иасона достигло ложное известие о смерти Антиоха в Египте. Иасон сразу же вернулся в Иерусалим из своего убежища в Заиор-данье и при поддержке сторонников отобрал у Менелая власть в городе. Озлобленный Антиох, уязвленный своим дипломатическим поражением от руки римлян, истолковал действия Иасона как мятеж и послал войска для усмирения бунтовщиков и возвращения Менелая в первосвященники. При этом воины разграбили храм и убили многих жителей Иерусалима. Сам же Антиох вернулся в Сирию. Двумя годами позже, в 168 г. до Р. X., он послал своего полководца Аполлония с 22 тысячами войска для того, чтобы собрать дань, искоренить иудаизм и насадить язычество в качестве средства для объединения своей империи и для умножения своих богатств. Воины разорили Иерусалим, разрушили дома и городские стены и сожгли город. Еврейских мужчин убивали, женщин и детей уводили в рабство. Под угрозой смертной казни запрещено было делать обрезание, соблюдать день субботний, отмечать еврейские праздники и хранить свитки ветхозаветных книг. Множество таких свитков было уничтожено. Языческие жертвоприношения стали обязательными, как и участие в шествиях в честь Диониса (он же Вакх и Бахус), греческого бога виноделия. В храме был воздвигнут алтарь главному богу сирийского пантеона, отождествляемому с Зевсом. Животные, признаваемые по Моисееву закону нечистыми, приносились в жертву на этом алтаре, а в храмовых приделах практиковалась «священная проституция ».
Период Маккавеев
Сопротивление иудеев вспыхнуло быстро. В селении Модеин (или, по-другому, Модин) присланные от царя Антиоха люди принуждали старейшего священника по имени Маттафия подать пример местным жителям, совершив на их глазах языческое жертвоприношение. Маттафия отказался. Когда какой-то другой иудей вышел и изъявил свое согласие, Маттафия убил его, убил царского представителя, разрушил жертвенник и бежал в горы со своими пятью сыновьями и другими сочувствующими. Так в 167 г. до Р. X. началось восстание Маккавеев под руководством людей из рода Маттафии. Мы называем этот род Хасмонеи, от имени Хасмона, прапрадеда Маттафии, или Маккавеи, от прозвища «Маккавей» («молот»), данного Иуде, одному из сыновей Маттафии.
Иуда Маккавей, возглавив восставших, вел чрезвычайно успешную партизанскую войну, пока не оказался в состоянии разгромить сирийцев в генеральном сражении. Восстание Маккавеев вызвало также гражданскую войну между иудеями, выступающими за и против эллинизации. Эта борьба продолжалась даже после смерти Антиоха Епифана (в 163 г. до Р. X.). В конце концов Маккавеи изгнали сирийцев из своей цитадели в Иерусалиме, добились религиозной свободы, заново освятили храм и овладели Палестиной.
После того как Иуда Маккавей был убит в сражении (160 г. до Р. X.), его место заняли его братья — Ионафан, а затем Симон. Играя на противоречиях между претендентами на престол Селевкидов, они извлекли из ситуации значительные выгоды для иудеев. Ионафан начал отстраивать разрушенные стены Иерусалима и его здания. Он также принял сан первосвященника. Симон добился признания иудейской независимости от Димитрия II, претендента на престол Се-левкидов, и обновил договор с Римом, заключенный ранее Иудой. Провозглашенный «великим первосвященником, главнокомандующим и вождем иудеев», Симон официально объединил в своих руках религиозную, военную и гражданскую власть в иудейском государстве.
Последующая история династии Хасмонеев (142 — 37 гг. до Р. X.) сводится к печальному сюжету внутренних распрей, вызванных жаждой власти. Политические устремления и интриги Хасмонеев оттолкнули от них многих из их бывших сторонников, религиозно настроенных хасидов, которые разделились на фарисеев и ессеев. К одной из общин ессеев относятся так называемые «свитки Мертвого моря» из Кумрана. (См. с. 63, 67-68.) Имеющие аристократические взгляды и более политизированные сторонники царей-священников Хасмонеев составили группировку саддукеев. В конечном счете римский полководец Помпеи завоевал Палестину в 63 г. до Р. X. Таким образом, в новозаветный период Палестина была подчинена Риму.
Римский период
К VIII веку до Р. X. относится основание Рима, а к V веку до Р. X. — становление в Риме республиканской формы правления. Два столетия войн с соперничающим североафриканским городом Карфагеном закончились победой Рима (146 г. до Р. X.). Завоевания Помпея в восточной части Средиземноморского бассейна и Юлия Цезаря в Галлии (приблизительно соответствующей современной Франции) расширили римские владения. После убийства Юлия Цезаря в римском сенате Октавиан, позднее принявший имя Август, разгромил своего противника Антония и египетскую царицу Клеопатру в морском сражении при мысе Актий в Греции (31 г. до Р. X.) и стал первым римским императором. Так римляне перешли от эпохи завоеваний к эпохе мира, известной под названием Pax Romana4. (4 Pax Romana (лат.) — «Римский мир»; по метонимии означает также мирные договоры покоренных народов с римлянами и соответствующие территории. — Прим. перев). Провинция Иудея нарушала этот мир мятежами, которые римляне жестоко подавляли в 70 г. и 135 г. по Р. X. Тем не менее преобладающие в Римской империи политическое единство и стабильность способствовали распространению христианства после его возникновения.
Август разработал систему управления провинциями, предназначенную для того, чтобы проконсулы не могли самовластно распоряжаться на завоеванных Римом территориях. Существовали два вида провинций — сенатские и имперские. Проконсулы были ответственны перед римским сенатом, который ставил их во главе сенатских провинций, как правило, на срок всего лишь в один год. В дополнение к проконсулу император назначал прокуратора, занимавшего ся обычно финансовыми делами. Пропреторы управляли имперскими провинциями. Назначаемые также императором, они несли ответственность перед ним; в своей гражданской и военной власти опирались на размещенные в провинции войска.
К новозаветной истории в различные ее моменты имели непосредственное отношение следующие римские императоры, которые, однако, не исчерпывают перечень императоров даже для первого столетия.
• Август (27 г. до Р.Х. — 14 г. по Р. X.), в правление которого родился Иисус, была проведена перепись во время Его рождения, и началось обожествление императоров.
• Тиберий (14 — 37 гг. по Р. X.), к годам правления которого относятся общественное служение и смерть Иисуса.
• Калигула (37 — 41 гг. по Р. X.), который потребовал поклоняться себе как богу и приказал поставить свою статую в Иерусалимском храме, но умер прежде, чем приказ был выполнен.
• Клавдий (41 — 54 гг. по Р. X.), в связи с гражданскими беспорядками изгнавший живущих в Риме иудеев, в том числе Акилу и Прискиллу (Деян. 18:2).
• Нерон (54 — 68 гг. по Р. X.), который преследовал христиан, возможно только в Риме, и при котором приняли мученическую смерть Петр и Павел.
• Веспасиан (69 — 79 гг. по Р. X.), будучи полководцем, начал разгром иудейского восстания, вернувшись в Рим, стал императором, поручил завершить военные действия своему сыну Титу, войска которого разрушили Иерусалим.
• Домициан (81 — 96 гг. до Р. X.), чьи гонения на Церковь, вероятно, стали причиной создания Книги Откровение, написанной для поддержки преследуемых христиан.
Римляне позволяли править в Палестине местным вассальным царькам. Одним из них был Ирод Великий, который царствовал в стране при римлянах (37 — 4 гг. до Р. X.). Его отец Антипатр, добившийся положения и власти с одобрения римлян, заложил основу для его военных и политических успехов. Римский сенат благосклонно отнесся к воцарению Ирода, но тому пришлось покорять Палестину силой оружия. Так как Ирод происходил из Идумеи (Едома), иудеи его не признавали5. (5 Идумеи, они же «Едом», произошли от Исава, старшего брата и соперника Иакова; Иаков, он же Израиль, — предок иудеев, отец двенадцати сыновей, от которых произошли и получили свои наименования двенадцать колен израильских.) Коварный, подозрительный и жестокий, Ирод убил двух своих жен и по меньшей мере троих из своих сыновей. Согласно Евангелию от Матфея, Ирод истребил в Вифлееме младенцев вскоре после того, как там родился Иисус. Август однажды сказал, что лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном (игра слов, основанная на созвучии греческих слов hus, «свинья», и huios, «сын»).
Но Ирод также проявил себя компетентным правителем и тонким политиком, который сумел уцелеть во время борьбы за власть в высших эшелонах римского государства. Например, он своевременно переметнулся из стана сторонников Марка Антония и Клеопатры в стан сторонников Августа и ухитрился убедить последнего в своей искренности. Тайная полиция, комендантский час и высокие налоги, но при этом бесплатная раздача зерна во время голода и одежды во время других бедствий — вот чем характеризуется правление Ирода. Среди многих его строительных проектов наибольшим благом для иудеев стала перестройка Иерусалимского храма. Это было не следствием набожности Ирода (он не придерживался иудейской веры), а попыткой снискать расположение своих подданных. Храм, украшенный белым мрамором, золотом и драгоценными камнями, благодаря своему великолепию вошел в пословицу: «Кто не видел храм Ирода, еще не видел красоты». Ирод Великий умер от рака кишечника и водянки в 4 г. до Р. X. Он отдал приказ умертвить после своей смерти множество видных иудейских сановников, чтобы, раз уж не будет скорби по поводу его смерти, по крайней мере была бы скорбь после его смерти. Но приказ этот был похоронен вместе с ним.
Лишенные честолюбия и способностей своего отца, сыновья Ирода правили мелкими частями Палестины. Архелай стал этнархом Иудеи, Самарии и Идумеи; Ирод Филипп — тетрархом Итуреи, Трахонитиды, Гавланитиды, Авранити-ды и Ватанеи; а Ирод Антипа — тетрархом Галилеи и Переи.
Иоанн Креститель обличал Антипу за то, что тот развелся со своей женой, чтобы соединиться с Ироди-адой, женой своего единокровного брата. Когда мстительная Иродиада научила свою исполнившую танец дочь потребовать в награду голову Иоанна Крестителя, Антипа уступил этой жуткой просьбе (Мк. 6:17-29; Мф. 14:3-12). Иисус называл Антипу «этой лисицей» (Лк. 13:32), а позднее был приведен к нему на суд (Лк. 23:7-12). Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого, убил апостола Иакова, сына Зеведеева, и заключил в темницу Петра (Деян. 12). Ирод Агриппа II, праправнук Ирода Великого, выслушал защитительную речь Павла (Деян. 25 — 26).
Злоупотребления Архелая в Иудее, Самарии и Идумее повлекли за собой решение Августа о его отставке и ссылке (6 г. по Р. X.). Согласно отрывку Мф. 2:21-23, из-за этих же бесчинств Архелая Иосиф, вернувшись с Марией и Иисусом из Египта, предпочел поселиться в Назарете Галилейском. За исключением коротких промежутков бывшими владениями Архелая управляли римские наместники. Один из таких правителей, Понтий Пилат, председательствовал на суде над Иисусом. Правители Феликс и Фест рассматривали дело по обвинению Павла (Деян. 23 — 26). А изъятие Флором храмовых сокровищ вызвало иудейское восстание 66 — 74 гг. по Р. X., критической точкой которого стало разрушение Иерусалима и храма в 70 г. по Р. X. Завершающие действия по зачистке территории продолжались вплоть до захвата Маса-ды, крепости на западном побережье Мертвого моря, где последние повстанцы с семьями, общим числом более девятисот человек, совершили массовое самоубийство перед тем, как римляне ворвались в крепость. Потери иудеев при разрушении Иерусалима были даже более значительными. Как Иерусалим, так и Масада подвергались длительной осаде. Однако, за исключением этих событий и несмотря на засилье римлян и династии Ирода, в повседневной жизни большинство вопросов местного значения решались иудейскими священниками и иудейскими судами.
Поклонение в храме и храмовые жертвоприношения прекратились при разрушении Иерусалима в 70 г. по Р. X. В качестве замены иудейские равви основали школу в городе Иамния (или Явния) на Средиземноморском побережье, специально для того, чтобы заняться более полным толкованием Торы. Такая неустойчивая ситуация сохранялась в Палестине до тех пор, пока император Адриан не построил храм римского бога Юпитера на том месте, где стоял иудейский храм. Кроме этого, он запретил обряд обрезания. Иудеи снова восстали, на этот раз под предводительством Бар-Кохбы, которого многие из них почитали в качестве Мессии (132 г. по Р. X.). Римляне подавили этот мятеж в 135 г. по Р. X., отстроили Иерусалим по образцу римских городов и запретили иудеям входить в него. Так еврейское государство прекратило существование вплоть до своего возрождения в 1948 г.
ПЕРЕЧЕНЬ РИМСКИХ НАМЕСТНИКОВ В ИУДЕЕ
От изгнания Архелая в 6 г. по Р. X. до разрушения Иерусалима в 70 г. по Р. X.
(Имена тех, кто упомянут в Новом Завете, набраны заглавными буквами.)
Колоний | |
Марк Амбивий | |
Анний Руф | |
Валерий Грат | |
ПОНТИЙ ПИЛАТ | |
Марцелл | |
Марилл (Ирод Агриппа I правил в качестве царя Иудеи и всей Палестины в 41 — 44 гг. поР.Х.) | |
Куспий Фад | |
Тиберий Александр | |
Вентидий Куман | |
Марк Антоний ФЕЛИКС | |
Порций ФЕСТ | |
Альбин | |
Гессий Флор |
Светский фон Нового Завета
Иудейское население
Считается, что в новозаветный период в Римской империи проживало свыше четырех миллионов иудеев, то есть до семи процентов от всего ее населения. Но едва ли семьсот тысяч из этих иудеев могли назвать Палестину своей родиной. В египетской Александрии жило больше иудеев, чем в Иерусалиме; и в Сирии — больше, чем в Палестине. Даже в некоторых областях Палестины (в Галилее, где рос Иисус, и в Де-сятиградии) язычников было больше, чем иудеев.
Языки
Латынь представляла собой официальный язык Римской империи, однако была более употребительна на Западе. На Востоке преобладал греческий язык. Кроме греческого, в Палестине говорили на арамейском и еврейском; таким образом, Иисус и первые ученики знали, вероятно, по три языка.