Духовно-культурные ценности и их значение в жизни народа
Исторический путь и особенности современного этапа развития любого государства в меняющемся мире определяется не только его экономическим и политическим состоянием, но и уровнем материальной и духовной культуры. В этой связи думается, что реальность сегодняшнего дня определяется не столько новой действительностью и соответствующими ей ценностями, сколько их соответствием национальным традициям, логике преемственности исторического развития. Сколько бы мы не говорили о будущем страны, пласты этнического мировоззрения и ментальности, политическая культура и социальные стереотипы, обладая известной инерцией, остаются самодовлеющими до тех пор, пока существует национальная культура. Не случайно в Конституции Республики Казахстан закреплено положение о том, что государство обеспечивает приоритетное развитие образования, науки и культуры.
Культура является одним из фундаментальных аспектов процесса становления и укрепления государственной независимости, подлинного суверенитета и самобытности народа. В этих условиях культурам народов Казахстана предстоит заново и в полной мере приобретать собственное лицо. Бесспорный приоритет должен принадлежать, несомненно, казахской культуре, т.е. культуре народа, давшего историческое имя государству, ибо только в Казахстане, и нигде больше она не может получить свое истинное возрождение и необходимое развитие. Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что казахский народ достиг поры, когда сам может предложить свою оригинальную культуру, когда народы мира могут увидеть, оценить, понять, какое богатое духовное наследие создано им на протяжении долгих веков.
Новые социально-политические и экономические реалии трансформируют самосознание народов Казахстана. Меняется видение мира, общества, истории народа. Бурно растет национальное самосознание, а вместе с ним интерес к правдивой истории Отечества. Обращение к национальной истории продиктовано не только интересом к прошлому, но и поиском ориентиров на будущее. Поэтому на рубеже двух тысячелетий не обойтись без всестороннего переосмысления своего прошлого. Это важно и потому, что восстановление исторической памяти народа, осмысление судьбы его является важным элементом обретения и укрепления реальной независимости государства. Сегодня мы в полной мере осознаем, до какой степени была сфальсифицирована в недавнем прошлом история народов. В свете классовой интерпретации пройденный евразийскими номадами многовековой путь представал как некая примитивная предыстория. Многотысячелетний путь, пройденный этносами, составляющими ныне казахскую нацию, объявлялся жалким существованием, не имеющим никакого значения и ценности для истории и человечества. Номадизм и в последующие времена рассматривался как досадный фактор, обусловливающий торможение освоение экономического потенциала Казахстана. Результаты социальных экспериментов в казахском ауле были беспрецедентными по своему трагизму и абсурдности. Кроме того, о номадах в целом господствовало мнение как о якобы неуправляемой, дикой стихии, отрицающей наличие объективных предпосылок для прогрессивного развития. В его основе лежал тезис о будто бы извечной противоположности и непримиримости материальных и духовных интересов, скорее духовных, чем материальных, кочевников и земледельцев.
Самобытная история казахского народа подгонялась под общие закономерности формационного характера, схематизировалась, из нее вымывались факты и события, выдающиеся исторические личности, деятельность которых не укладывалась в доктриальные установки официальной идеологии. Развитие мировой культуры связывалось только с оседлым образом жизни и хозяйствования. История Казахстана искусственно отрывалась от истории тюркских народов Центральной Азии, в древние времена создавших кочевую империю Тюркский каганат, оказавший огромное влияние на этногенез многих народов,
становление сложных и разнообразных культурных систем. Это был совершенно новый тип цивилизации, сохранивший свои черты до ХХ в.
В кочевом обществе сформировались определенные этико-этнические ценности.
Для кочевников важнее всего чувство уважения к старшим, предания и заветы предков, которые есть внутренняя историческая память, перенесенная в историческую судьбу, есть ценность, указывающая не на то, что в предании скрыт какой-то намек, символика исторических судеб, есть нечто большее, чем познание исторической жизни.
Обращение к истокам национальной культуры - веление времени.
Народ, не знающий и не понимающий самого себя, не поймет и своего соседа, не станет ему интересным. Мы долгое время жили в духовном вакууме, оторванные от своих национальных корней. Целая эпоха - древнетюркская - оказалась вычеркнутой из нашего горизонта. Тезис об удивительной культурной продуктивности ее, способности к диалогу можно раскрыть, обращаясь к творчеству таких корифеев мировой культуры, как наш знаменитый предок, тюрок по происхождению, прославившийся в веках своей мудростью Абу Наср аль-Фараби, его последователь, очень образованный Ибн Сина. Пророк и мудрец земли казахской, наставник и учитель многих поколений Ходжа Ахмед Ясауи, Юсуф Баласагун, Махмуд Кашгари, чьи идеалы совпадали с общечеловеческими и оставили неизгладимый след в истории культуры и общественно-философской мысли казахского народа и служат источником возрождения казахской национальной культуры и духовности в начале ХХI в.