В общеобразовательных учреждениях
Становление демократического государства, возрождение России и возвращение ее в мировую цивилизацию, курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования, преодоление технократических подходов к нему значительно подняли престиж общественных наук и потребовали коренного обновления школьного исторического и обществоведческого образования.
Сегодня становится очевидным, что именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, в грядущем эколого-информационном обществе, учит человека современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения.
С конца 80-х годов происходит оперативная замена политизированных и социологизированных учебников, процесс их деидеологизации, обновление содержания гуманитарного образования, заполнение «белых пятен», отказ от примитивно понимаемого классового подхода к анализу исторических явлений. Постепенно расширяется круг изучаемых в школе общественных дисциплин. Но все изменения в программах и учебниках осуществляются в рамках скорректированной традиционной марксистской парадигмы.
В ситуации с преподаванием общественных дисциплин сфокусировались все противоречия российского общества, переживающего переходный период своего развития. Деидеологизация школьного обществоведческого образования на практике означала лишь его декоммунизацию, отказ от марксистской идеологии. Кризис общества сказался на состоянии общественных наук, школьного обществознания и не позволил сформулировать новую позитивную стратегию школьного обществознания. Положение в области обществоведческого образования продолжает оставаться достаточно сложным.
В условиях острейшего кризиса массового сознания, отсутствия системы общенациональных ценностей и ориентиров историческая наука еще не может предложить школе новую методологию и концепцию школьного исторического образования. Ученые историки, авторы учебников, учителя, лишившись традиционной идеологической системы координат, испытывают трудности при интерпретации исторического процесса. Образовавшийся после крушения вульгаризированной марксистской парадигмы вакуум они пытаются заменить цивилизационными, культурологическими, стадиальными и другими подходами, каждый из которых акцентирует внимание лишь на отдельных сторонах исторического процесса.
Мировые достижения в области таких общественных наук, как политология, социология, экономическая теория, долгие годы были недоступны, и поэтому они находятся сегодня еще на этапе становления.
Возникла парадоксальная ситуация, когда школа как процесс непрерывного духовного производства не может функционировать в ожидании выработки новой идеологии в сфере общественных наук. И в связи с этим с особой остротой встала задача выработки определенной стратегии школьного исторического, обществоведческого образования на переходный период развития общества и школы.
Государство уже не навязывает учащимся какое-либо единственно правильное мировоззрение, как это делалось раньше, а способствует реализации их права на свободный выбор взглядов и убеждений. Но оно обязано сделать все возможное, чтобы свободное самоопределение личности осуществлялось осознанно, на основе фундаментальных научных знаний. Система образования должна дать целостное видение мира, научные представления о наиболее важных проблемах, которые стоят перед человечеством.
Главное управление развития общего среднего образования, Институт общего образования и Гуманитарный центр Минобразования России совместно с институтами Российской истории и Всеобщей истории Российской академии образования разработали стратегию развития школьного исторического и обществоведческого образования на переходный период. Она предполагает:
1. Отказ от монополии государственно-партийной идеологии и переход к плюрализму идеологий, которые в свободной конкуренции выделят наиболее приемлемую для российского общества общенациональную идеологию. Однако рамки плюрализма должны определяться Конституцией Российской Федерации, международными правовыми актами.
2. В условиях критической ситуации, в которой оказалось молодое поколение, обращение к определенной системе ценностей, связанной как с лучшими национальными традициями, так и с общечеловеческой традицией гуманизма как глобального мировоззрения. Необходимо, чтобы содержание школьного исторического и обществоведческого образования было нацелено на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, способствовало формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, к человеческой личности, правам человека.
3. Формирование новой структуры школьного исторического и обществоведческого образования, обеспечивающей становление целостной системы знаний о человеке и обществе на всех этапах обучения школьника (начальном, основном, полном среднем).
В основной и полной средней школе необходимо осуществить переход с линейной (5-11 кл.) на концентрическую (5-9 кл. и 10-11 кл.) систему обществоведческого образования с двумя завершенными концентрами.
4. Создание системы пропедевтических знаний о человеке и обществе, истории России и мира в начальной школе. В содержание обучения в начальной школе уже сегодня входят элементарные знания о демократии, правах человека, ребенка, включенные в курсы «Окружающий мир», «Народоведение» и др. В ряде школ началось преподавание курсов «Рассказы по родной истории», «Введение в историю», «Великие люди и события» и др. Однако знания о человеке и обществе, получаемые учащимися в начальной школе, носят фрагментарный характер и представляются явно недостаточными.
5. Продолжение разработки новой концепции исторического образования. Она должна строиться с учетом достижений современной науки, на основе исторического синтеза, сочетания социологического, географо-антропологического, культурно-психологического подходов.
При конструировании содержания школьного исторического образования необходимо обеспечить баланс политических, культурных, этнонациональных и иных ценностей при доминанте общенациональных (государственных) ценностей.
Историческое образование должно помочь каждому человеку освоить три круга ценностей: этнокультурных, общенациональных (российских) и общечеловеческих (планетарных).
Создание новой концепции позволит более целенаправленно вести работу по обновлению содержания, правильно определить пропорции между всеобщей, национальной и региональной историей, между различными периодами в школьных курсах истории. Реальное ее создание теснейшим образом связано с формированием национально-государственной доктрины России, общей концепцией развития содержания образования.
При структурной перестройке исторического образования, разработке новой концепции и подходов предполагается сохранить систематическое изучение истории. Оно может вестись как раздельными синхронизированными, параллельными курсами отечественной и всеобщей истории, так и интегративными курсами «Россия и мир». Интегративные курсы дают возможность лучше увидеть общее и особенное в развитии России и мира, их взаимосвязь и взаимовлияние, рассматривать историю России в контексте всемирной истории. Однако существует опасность, что при таком подходе будет размыт курс отечественной истории, снизится его воспитательный потенциал. Всеобщая история в этом варианте будет представлена лишь в ракурсе связей с Россией.
В первом концентре (5-9 кл.) историческое образование предусматривает систематическое изучение отечественной и всеобщей истории с древности и до наших дней (ранее в основной школе курс отечественной истории завершался XIX веком), причем соотношение между курсами отечественной и всеобщей истории изменяется в пользу отечественной (ранее на отечественную и всеобщую историю отводилось приблизительно по 50% учебного времени).
Во втором завершенном концентре (10-11 кл.) также предусматривается изучение курсов отечественной и всеобщей истории. В непрофилированных школах могут изучаться курсы общекультурного профиля: «История России с древнейших времен до наших дней», «Основные вехи в истории человечества», «История мировой культуры» и др. Данные курсы предполагают изучение нового материала и углубление на более высоком проблемно-теоретическом уровне ранее изученного.
В гуманитарных школах могут быть предложены профессионально ориентированные курсы «Российская цивилизация», «История мировых цивилизаций», курсы по отдельным разделам истории, по философии истории, по вспомогательным историческим дисциплинам.
6. С учетом того, что в обществе растет интерес к религии как важнейшему культурологическому феномену, Министерство, сформулировав четкую позицию по вопросу о светском характере образования в общеобразовательной школе, рекомендует программы факультативных курсов «История религий», «Мировые религии», «Религиоведение» и готовит учебники по этим курсам.
7. Разработка новой системы школьного обществоведческого образования. Ранее незначительные по объему обществоведческие дисциплины (курс обществоведения и основ советского государства и права) выполняли в основном идеологическую функцию. Сегодня формируется система обществоведческого образования и ее концептуальные основы.
В содержание школьного обществознания входят основы таких наук, как социальная философия, экономическая теория, политология, правоведение, социология, культурология и другие, которые дают достаточно глубокие и полные научные знания о человеке и обществе. Ранее в условиях тоталитарной общественной системы эти науки практически не изучались в школе.
Учащимся можно рекомендовать широкий выбор курсов: «Право и политика», «Введение в экономику», этико-философский курс «Человек», интегрированные курсы «Граждановедение» (5-9 кл.), «Человек и общество» (8-9 кл.). Предметом изучения образовательно-воспитательного курса «Граждановедение» стали не столько науки об обществе и не общество как объект изучения, а социальные проблемы, имеющие личностную значимость для учащихся. Курс состоит из большого количества модулей, раскрывающих проблемы права, экономики, взаимоотношения подростков и общества. Курс хорошо оснащен методически, обращен к личности ребенка, предполагает активные формы работы с классом.
Курс «Человек и общество» соединяет научные проблемы с жизненно-важными сферами деятельности человека, взаимоотношения человека, общества и природы. Изучением этих курсов завершается первый концентр обществоведческого образования, который является пропедевтикой более глубоких и сложных профильно-ориентированных курсов в старшей школе.
Можно прогнозировать, что в большинстве школ в старших классах основными останутся вводные обществоведческие курсы, интегрирующие знания основ общественных наук. Наибольшее распространение в 10-11 классах получил учебный курс «Человек и общество». Его назначение – содействовать развитию свободной личности, социализации взрослеющего человека, формированию его мировоззрения.
Для обогащения обществоведческого курса подготовлены программы и пособия модульных курсов «Мир человека», «Введение в социологию», «Введение в философию», «Введение в экономику», Введение в политологию», «Основы правоведения».
Создан междисциплинарный курс «Современный мир», интегрирующий знания по ряду социально-гуманитарных дисциплин (география, история, литература, экономика).
8. В целях гуманитаризации естественнонаучных дисциплин, систематизации знаний учащихся вокруг важнейших мировоззренческих идей, формирования целостной картины мира необходимо включить в содержание обществоведческой подготовки доступные для учащихся знания по философским проблемам естествознания.
9. Широкая обществоведческая подготовка учащихся приобретает особую остроту в связи с необходимостью целенаправленной работы по гражданскому образованию и воспитанию. Сегодня в стране отсутствует гражданское общество с присущими ему институтами самоорганизации и саморазвития. Крайне низка политическая культура, у населения отсутствуют элементарные знания основных положений Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка. От уровня гражданского образования и воспитания, от знания учащимися основ демократии во многом будет зависеть становление гражданского общества и правового государства. Общество крайне нуждается в информированной и компетентной личности, принимающей самостоятельные решения и способной нести ответственность за свои поступки. В условиях политической и экономической нестабильности, обострения национальных отношений, дефицита духовности, исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта гражданского мира. Государственная система образования, и в первую очередь общего среднего, отвечающего за социализацию личности, является важнейшим и едва ли не единственным инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать человека гражданского общества.
В связи с этим приобретает особую актуальность организация изучения в образовательных учреждениях Конституции Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №2131 от 29.11.94 г.
Гражданское образование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочное время, воспитание уважения к Конституции, общепризнанным международным правовым актам, формирование мотивов и потребностей действовать в соответствии с ними, активного участия в жизни общества могло бы дать импульс воспитательной работе в школе.
10. Впервые в практике общеобразовательной школы подготовлены параллельные и профильные учебники и программы. Создаются условия для подлинной дифференциации гуманитарного образования с учетом индивидуальных различий, интересов, способностей учеников, особенностей и запросов регионов, национальных культур. В регионах подготовлены собственные учебники по общественным дисциплинам, однако в ряде случаев вызывает беспокойство отсутствие в учебниках и практике преподавания правильных пропорций между общенациональным, этнокультурным и социальным аспектами, которое может привести к опасным перекосам и деформациям в межнациональных отношениях в условиях многонационального государства.
11. Создание государственных образовательных стандартов по обществознанию. В переходный период до введения государственных образовательных стандартов подготовлены основные (базовые) компоненты содержания курсов обществознания, всеобщей и отечественной истории. Они носят временный характер. Их задача обеспечить выполнение минимальных требований к уровню обязательной подготовки учащихся по общественным дисциплинам, сохранить единое образовательное пространство России.
Начавшаяся работа по обновлению исторического и обществоведческого образования, процессы, происходящие в стране, способствовали появлению новых тенденций в состоянии преподавания, в уровне и качестве знаний учащихся:
- процесс преподавания отечественной и всеобщей истории в идейно-теоретическом отношении отличается многообразными подходами в освещении исторического прошлого;
- уход от заостренно-публицистического и дискуссионного характера преподавания истории, свойственного «перестроечным» и первым «постперестроечным» годам; возрождение интереса к общероссийским ценностям, формированию национального самосознания;
- ощущается рост интереса учителей и учащихся к преподаванию и изучению отечественной истории, причем в отличие от недавнего времени их привлекает больше история досоветского периода, а советский период рассматривается теперь более взвешенно, спокойно;
- во всех исторических курсах происходит отказ от жесткого детерминизма, изложения преимущественно только социально-экономической истории, более всесторонне и объемно освещаются все стороны общественной жизни, в том числе вопросы духовной жизни, быта, нравов, религии, показывается вклад всех народов в достижения современной цивилизации, увеличивается объем региональной истории, краеведческого материала;
- резко возрос интерес к обществоведческим дисциплинам, в первую очередь к экономике, правоведению, политологии и социологии.
Было бы целесообразно для формирования интереса учащихся к общественным дисциплинам организовать проведение всероссийских олимпиад уже с 1996 года.
Важнейшими условиями реализации разработанной стратегии являются:
- своевременный выпуск комплектов учебников по новой структуре обществоведческого образования;
- оперативное методическое обеспечение нового содержания образования в условиях быстрого обновления содержания и концептуальных подходов к обществоведческому образованию;
- внедрение современных личностно-ориентированных педагогических технологий, методик развивающего обучения, вовлечение учащихся в различные формы познавательной деятельности, отработка умений и навыков, необходимых для социализации личности;
- обновление фонда средств обучения. Существующий сегодня фонд средств обучения по истории и обществознанию устарел. Изменения, происходящие в содержании образования, появление нового поколения учебников не подкреплены современными учебно-наглядными и аудиовизуальными пособиями. В настоящее время фактически прекращено производство учебных диафильмов, диапозитивов, кинофильмов, видеофильмов по истории. Учителя вынуждены приспосабливать морально устаревшие, приобретать и использовать пособия сомнительно качества, выпускаемые коммерческими структурами, не получившие экспертной оценки. При создании новых средств обучения следует обеспечить приоритетное внедрение современных информационных технологий;
- обновление содержания и структуры школьного исторического и обществоведческого образования, безусловно, требует интенсивной подготовки и переподготовки учителей истории и обществознания, особенно в области методологии. Увеличивающийся круг учебных предметов, курсов по выбору, факультативов, профильных школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла диктует необходимость серьезных изменений в вузовской подготовке будущего учителя.
К сожалению, обновление школьного и вузовского обществоведческого образования происходит автономно. Следует решить вопрос о соотношении содержания обществознания, изучаемого на разных ступенях образования в школе и вузе.
Главное управление развития
общего среднего образования.