Раздел 1. Историческое краеведение как наука
Тема №1.
Цели и задачи изучения исторического краеведения в школе.
Введение. Понятие «краеведение». Формы и виды краеведческой работы. Учебное и внеклассное краеведение. Интегративный курс краеведения и его модули. Исследовательская деятельность учащихся при изучении истории родного края. Воспитание нравственных качеств личности. Задачи школьного регионоведения.
Тема №2.
Локальный подход к исследованию исторического прошлого.
А.П. Щапов о необходимости локального подхода. Вклад Н.И. Костомарова в формирование локального подхода. Разработки локального подхода в XX в. Основные составляющие локального подхода.
Тема №3.
Краеведческие знания россиян (от зарождения до конца XVIII в.). Историческое краеведение в Европейской России в XIX-начала XX вв.
Русские летописи и изучение местной истории. Сибирские летописи. Деятельность Семена Ремезова.
Анкетные обследования и научные экспедиции и их роль в развитии краеведения.
Первые краеведческие издания. Словари и путеводители. Первый краеведческий журнал «Уединенный пошехонец». Тобольские издания. Первое краеведческое общество.
Краеведческие издания и публикации. Словари и энциклопедии. Краеведческая периодика.
Общества и организации, занимавшиеся краеведческой работой. Общество истории и древностей российских. Губернские статистические комитеты. Императорское Русское географическое общество. Московское археологическое общество. Исторические общества.
Исследователи местной истории. Н.И. Костомаров. И.Е. Забелин. М.И. Пыляев. И.Г. Прыжков. Н.А. Найденов.
Тема №4.
Историческое краеведение в Сибири в XIX-начале XX вв.
Иркутские краеведы и их труды. Работы А.И. Лосева. Е.А. Авдеева – первая женщина-краевед. Краеведческие объединения.
Краеведы Тобольской губернии и Омска. Историк-краевед П.А. Словцов. Труды Н.А. Абрамова. Х.М. Лопарев. Краеведческие организации в Омске. И.Я. Словцов.
Томское краеведение. Первый томский краевед – Н.И. Виноградский. Деятельность Д.Л, Кузнецова. Труды Н.А. Костомарова. Документальные публикации. Томский университет и краеведение. Томское общество изучения Сибири. Деятельность Г.Н. Потанина. Зачатки уездного краеведения.
Тема №5.
Красноярское краеведение.
Деятельность А.П. Степанова. Минусинский музей и местные исследования. Н.М. Мартьянов. Д.А. Клеменц. Книжное собрание Г.В. Юдина. Н.В. Латкин. С. Чудновский. Енисейский отдел Российского географического общества.
Тема №6.
Историческое краеведение в Советской России (1917-1990 гг.). Российское краеведение на рубеже XX-XXI вв.
Перемены в историко-краеведческом изучении России в первое послереволюционное десятилетие. Всероссийская краеведческая конференция 1921 г. Центральное бюро краеведения. Красноярские краеведческие организации. Журнал «Краеведение» и другие издания. Краеведческая программа С.Н. Чернова. Краеведческие съезды и конференции.
Кризис советского краеведческого движения. Репрессии против краеведения и краеведов. От исторического краеведения к производственному. Краеведение в военные и послевоенные годы.
Возникновение школьного краеведения. Создание и деятельность Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Оживление издательской деятельности.
Российское краеведение в годы перестройки. Первые всесоюзные краеведческие конференции. Роль Советского фонда культуры в развитии исторического краеведения. С.О. Шмидт и краеведение.
Краеведческое движение в России в 1990-2000-е гг. обновление методологии исторических исследований. Подъемы и спады краеведения.
Активизация издательской деятельности в области краеведения. Краеведческая периодика. Книжные издания по краеведению.
Раздел 2. Краеведческий материал в школе.
Тема №7.
Источники исторического краеведения.
Значение археологических источников в изучении истории родного края. Этнографические источники и их роль в историческом краеведении. Устное народное творчество. Ономастика. Топонимика и антропонимика как источники по истории края. Памятники истории и культуры. Письменные источники по истории края.
Тема №8.
Книговедение и архивное дело.
Формирование российских архивов. Сибирские архивисты. Н.В. Калачов и создание губернских архивных комиссий. Архивная деятельность Д.Я. Самоквасова. Частные архивы. Архивное дело советского времени. Партийные архивы.
Государственный архивный фонд РФ и возможности его использования в краеведческой работе. Научно-справочный аппарат. Использований архивных документов.
Тема №9.
Изучение истории церкви.
Церковно-исторические исследования в России. Казанская духовная академия. Историк церкви Д.Н. Беликов. Краеведческие труды К.Н. Евтропова. Изучение истории церкви в советское время.
Организации по изучению истории церкви. А.А. Мисюрев и изучение томских церквей. Деятельность А.И. Сулоцкого. Центры изучения церковной истории.
Некрополиеведение как особое направление исторического краеведения. Зарождение некрополиеведения в России. Социокультурное значение некрополя.
Тема №10.
Краеведческие исследования города и городской культуры.
Город как объект краеведения. Исторический феномен города. Функции города. Многофункциональность как фактор городской жизни. Экскурсионный метод И.М. Гревса. Живой город. План постижения города.
Тема №13.
. Биографические и генеалогически исследования в краеведении
Персоналии как разновидность краеведческого исследования. Методика и источники биографических исследований.
Генеалогические разыскания и их роль в местных исследованиях. Методическое обеспечение генеалогии. Источники генеалогии. Методика генеалогических исследований.
Устная история как направление краеведческих исследований.
Тема №11.
Краеведческий материал на уроках истории.
Теоретический и методический этапы подготовки учителя к уроку. Источники краеведения. Систематизация собранного материала. Спланированность и систематичность познания истории родного края. Взаимозависимость и преемственность в изучении общеисторического и краеведческого содержания. Связь краеведческой работы с жизнью. Социализация учащихся. Изучение общего и особенного в истории родного края. Требования к краеведческой работе. Основные факторы успешности краеведческой работы. Рассмотрение краеведческих объектов в развитии и взаимосвязи. Принцип историзма в изучении краеведения.
Тема №12.
Внеклассная работа по краеведению.
Подготовка и проведение экскурсий. Ознакомление с памятниками истории культуры. Изучение изобразительных источников. Факультатив по истории региона. Кружки по краеведению. Общества по интересам и клубы. Проведение игр и викторин, олимпиад. Историко-краеведческие вечера. Походы и экспедиции. Организация и функционирование школьных музеев.