Тема 12. Древняя Греция эпохи Гомеровского эпоса: «Илиада» и «Одиссея»
1. Характеристика источников: письменные и археологические памятники.
2. Общественный строй древней Греции по данным источников.
2.1.Структура родства и общинные отношения.
2.2. Положение свободного населения:
2.2.1. общественный и имущественный статус родовой аристократии;
2.2.2. положение рядовых общинников;
2.2.3. категории зависимого населения.
2.3. Рабство по поэмам Гомера:
2.3.1. Источники рабства.
2.3.2. Категории и положение рабов.
3. Политическое устройство "гомеровского" общества.
3.1. Родовые институты общества: народное собрание и совет старейшин.
3.2. Функции и статус басилеев: вожди или цари?
4. Итог: государство или военная демократия.
Литература
Гомер. Илиада; Гомер. Одиссея //Хрестоматия по истории древней Греции / Под ред. Каллистова Д.П. М.,1964. С.54-78.
Или Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. Боруховича В.Г. Саратов,1989. С.91-119.
Андреев Ю.В. Об историзме гомеровского эпоса// Вестник древней истории. 1984. – № 4. Античная Греция. Проблемы развития полиса / Под ред. Голубцовой Е.С. и др. М.,1983. Т.1. Гл.2,3.
Ленцман Я.А. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М.,1963. С.130-143; 193-277.
Истон Д.Ф. Исследования Трои: прошлое, настоящее и будущее // Вестник древней истории.1996. № 4.
Свенцицкая И.С. Некоторые проблемы землевладения по "Илиаде" и
"Одиссее" // Вестник древней истории. 1976. №1.
Тронский И.М. История античной литературы. М.,1983. Гл.II.
Трейстер М.Ю. Троянские клады в ГМИИ им. А.С. Пушкина (Предварительные итоги исследования) // Вестник древней истории. 1996. № 4.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.21. Гл.4,6,9.
Методические указания
При работе над данной темой вам предстоит работа с литературными и археологическими источниками. Основные приемы работы с письменными источниками такие же, как и в разделе по истории Древних цивилизаций. Обратите внимание, что для правильной оценки сведений, содержащихся в поэмах «Илиада» и «Одиссея», надо познакомиться с историей создания этих произведений.
Известно, что поэмы основаны на устных преданиях о Троянской войне. С появлением письменности у древних греков, они были записаны в VI в. до н.э. Таким образом, в «Илиаде» и «Одиссее» сохранились исторические сведения о трех больших хронологических этапах древнегреческой истории: Микенская Греция конца II тыс. до н.э.; так называемые «темные века» – X-IX вв. до н.э.; архаический период – VIII-VI вв. до н.э. Значительным дополнением, корректирующим традиционные представления о начальной истории греческих полисов, является материал археологических раскопок.
Таким образом, ответы на все вопросы темы должны быть основаны на материале «Илиады» и «Одиссеи» и исследованиях археологов.
В итоге на практическом занятии вы должны высказать свои предположения о том, какие особенности в развитии «гомеровского» общества (т.е. греческого общества тех периодов, которые изучаются по поэмам Гомера) предопределили особый путь развития античного общества по сравнению, например, с обществом древневосточным.
Темы для сообщений с презентациями:
1. Гомеровский вопрос и его история.
2. Г. Шлиман и его Троя.
3. Кораблестроение и морские путешествия эпохи Троянской войны.
4. Вооружение и военное дело у греков по «Илиаде» и «Одиссее».
Домашнее задание:
Сравните рабство на Востоке (например, в Древнем Египте) и в «гомеровской» Греции, оформив свою работу в виде таблицы:
Характеристика рабства на Древнем Востоке и в Античной цивилизации
Вопросы для сравнения | Древний Восток | «гомеровская» Греция | Классический период Древней Греции |
Источники рабства | |||
Категории рабов | |||
Сферы применения | |||
Положение рабов | |||
Выводы |
Работу над последней колонкой таблицы вы позднее завершите по соответствующей теме практического занятия.
Тема 13. Формирование основ Афинского полиса (реформы Солона и Клисфена)
1. Особенности источниковой базы по истории Афинского полиса.
2. Современные проблемы определения античного полиса.
3. Реформы Солона:
3.1. Социальные и экономические преобразования Солона
3.2. Реформы по созданию основ политической организации Афинского полиса
4. Тирания Писистрата в Афинах, ее роль в формировании социально-экономической основы полиса.
5. Реформы Клисфена:
5.1. сущность административной реформы Клисфена;
5.2. формирование демократической республики.
Литература
Аристотель. Афинская полития.
Аристотель. Политика.
Плутарх. Солон, Аристид.
Геродот. История.
Фукидид. Греческая история.
Фрагменты произведений всех перечисленных авторов помещены в:
Хрестоматия по истории древнего мира./Под ред. Боруховича В.Г. Саратов,1989. С.128-157.
Античная Греция. Проблемы развития полиса. М.,1983.Т.1. Гл.3,5,Введение.
Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н.э. М.,1961. С.75-115,198-252.
История Европы. М.,1988. Т.1. Ч.2. Гл.5.
Карпюк С.Г. Клисфеновские реформы и их роль в социально-политической борьбе в позднеархаических Афинах // Вестник древней истории. 1986. № 1.
Кошеленко Г.А. Полис и город: к постановке проблемы // Вестник древней истории. 1980. № 1.
Скржинская М.В. Устная традиция о Писистрате // Вестник древней истории. 1969. № 4.
Строгецкий. Клисфен и Алкмеониды // Вестник древней истории. 1972. № 2.
Туманс Х. Рождение Афины (афинский путь к демократии от Гомера до Перикла). СПб.: Гуманитарная Академия, 2002.
Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса / Э.Д. Фролов. – 2-е изд. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2004. Ч.II. Гл.5.
Методические указания
На занятиях по данной теме предполагается подробно изучить историю становления Афинского рабовладельческого государства – полиса. Реформы Солона, Тирания Писистрата и преобразования Клисфена, имевшие место в этот период (VI в. до н.э.), являются своего рода ступенями развития полисной организации.
Реформы Солона представляют собой единый комплекс преобразований, проведенных им в Афинах в 594-593 гг. до н.э. в обстановке социальной борьбы между демосом и родовой знатью. Реформы Солона следует показать как этап в становлении Афинского демократического государства. Анализируя источники, надо определить, свидетельства какого из авторов представляются более надежными и по каким причинам.
К экономическим реформам Солона принято относить сисахфию, денежную реформу, законы, поощряющие развитие торговли и ремесел, закон о земельном максимуме и свободе завещаний. Рассматривая их, надо показать, каким образом они ущемляли экономическое положение эвпатридов, и выяснить, в интересах каких социальных групп они были проведены.
К социально-политическим реформам Солона относят тимократическую реформу, организацию совета 400 и суда присяжных (гелиэя), возрождение роли народного собрания (экклесия), лишение гражданских прав (атимия) лиц, не принимающих участия в политической борьбе. Подводя итоги вопроса о реформах Солона, следует составить схему: «Политическое устройство Афин при Солоне».
В четвертом вопросе на конкретном материале тирании Писистрата в Афинах следует выяснить характер раннегреческой тирании как этапа становления греческой государственности.
Последний вопрос посвящен реформам Клисфена, в результате которых окончательно оформилась государственная организация Афинского полиса.
Главное достижение реформ Клисфена – это создание территориальных фил и демократического государственного устройства. Надо составить схему «Государственное устройство Афин после реформ Клисфена», отразив в ней демократические изменения в управлении афинским полисом.
Темы сообщений (обязательна презентация):
1. Великая греческая колонизация VIII-VI вв. до н.э.:
1. Плутарх и роль его «Сравнительных жизнеописаний» для развития европейского жанра биографической истории.
2. Культура Греции в архаический период:
а) архитектура и изобразительное искусство;
б) литература и театр.
Домашнее задание: составить 2 схемы, сравнить их и сделать выводы о процессе демократизации афинского общества, социальной основе этих реформ:
Схема 1. «Политическое устройство Афин при Солоне».
Схема 2. «Государственное устройство Афин после реформ Клисфена».