Гармонические структуры классических музыкальных форм
Контраст между устойчивым пребыванием в тональности и тональным движением (модуляцией) есть всеобщая гармоническая основа классико-романтических форм. Ощущение музыкальной композиции в ее становлении (при живом исполнении), музыкальная форма и ее контуры могут быть отчетливо запечатлены в нашем восприятии уже через представление гармонической структуры целого. Например, развитие образного содержания столь непохожих друг на друга произведений, как Largo 3-го концерта Бетховена или вступление к опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (вариант для концертного исполнения, то есть до цифры [6]), или финал 7-й сонаты Прокофьева, легко и непосредственно воспринимается нами в последовании пяти основных Разделов «гармонической формы» — чередовании тем (с типичным Для них пребыванием в тональности) и ходов (соответственно — их тональным движением):
1) пребывание в главной тонике --> слышим тему (главную);
2) началось тональное движение --> слышим переход к другой теме;
3) пребывание в побочной тонике --> слышим новую тему;
4) возобновляется тональное движение --> слышим вновь переход;
5) пребывание в главной тонике --> слышим вновь главную тему.
Малая модуляция (тональное движение внутри темы) в широком масштабе, как уже говорилось, приравнивается к однотональному изложению (в формах периода, простой двухчастной и простой трехчастной). Собственно модуляционное движение (покидание одной тоники и установление другой; либо непрерывная смена тоник) усматривается только в большой модуляции (связующая партия, разработка в сонатной форме; переход от одной темы к другой в иных формах).
С этой, наиболее общей точки зрения, классические формы выглядят следующим образом (малая, внутритемная модуляция, как имеющая локальное значение, в схемах крупного плана не указывается).*
I
1. Песня (простая двух-, трехчастная форма; «трехчастный период» типа а а1 а; также период и большое предложение как форма полного изложения темы);
Примеры: Моцарт, «Свадьба Фигаро», ария Сюзанны (F-dur, № 27), песня «Пускай мрачен я»; Шопен, Этюды ор. 10 № 1, 2, 4-8, 12, ор. 25 № 1-3, 6, 11, 12; Шопен, Прелюдии E-dur, fis-moll; Глинка, «Жизнь за царя», ария Сусанина; Чайковский, «На землю сумрак пал»; Прокофьев, «Мимолетности», № 1, 18.
2. Куплетная форма. Вариации (те же формы, что и в предыдущем пункте, но с повторениями):
Примеры: Моцарт, «Тоска по весне»; Моцарт, Соната для фортепиано A-dur, I часть; Бетховен, Вариации c-moll; Шуберт, «Ave Maria»; Глинка, «Руслан и Людмила», персидский хор; Бородин, «Князь Игорь», песня половчанки с хором в начале II акта.
* Обозначения: = главная тема, «побочная тема при (необходимости
= 1-я побочная, 2-я побочная); Т, D = главная, доминантовая тональности; = модулирующие части ( = ход, = возвратный ход); = заключительная часть; ―→ = модуляция, = разработка. Схемы, разумеется, не могут отразить ряда специфических сторон данной формы (строения тем, их соотношения, характера связи частей и т. п.)·
3. Сложная трехчастная с трио:
Примеры: Гайдн, 104-я симфония D-dur, менуэт; Бетховен, 3-я симфония, скерцо; Шопен, Скерцо № 3; Чайковский, 5-я симфония, вальс; Мусоргский,«Картинки с выставки», «Балет невылупившихся птенцов»; Шостакович, Фортепианный квинтет, скерцо; Прокофьев, 1-я симфония, гавот.
II
4. Формы рондо. Трехчастная с эпизодом (малое рондо; рондо-1):
Примеры: Бетховен, Соната ор. 2 № 1, II часть; Бетховен, 5-й концерт для фортепиано с оркестром, II часть; Шопен, Ноктюрн ор. 15 № 1 F-dur; Шопен, Этюд ор. 10 № 3 E-dur; Чайковский, Размышление, из ор. 72; Прокофьев, 1-я симфония, II часть, Larghetto; Прокофьев, 2-я соната для фортепиано, III часть.
5. Трехчастная с переходами (малое рондо; рондо-2):
Примеры: Моцарт, Концерт для фортепиано с оркестром A-dur; II часть (fis-moll); Шопен, Соната b-moll, финал; Брамс, 1-я симфония, медленная часть; Лист, Забытый вальс Fis-dur; Глазунов, 8-я симфония, II часть; Прокофьев, 7-я соната, III часть.
6. (Большое) рондо, включая и рондо-сонату (8, 10 частей):
Примеры: Моцарт, Соната для скрипки и фортепиано A-dur, финал; Бетховен, финалы сонат ор. 49 № 2, ор. 14 № 2, ор. 13, ор. 90, ор. 78 (и аналогичные); Чайковский, 1-й концерт для фортепиано с оркестром, финал; Прокофьев, финалы фортепианных сонат № 4-6, 8, 9; 3-й концерт для фортепиано с оркестром, финал; 5-я симфония, финал; Шостакович, 5-я симфония, III часть; финалы симфоний № 5-10.
III
7. Сонатная форма:
Примеры: Бетховен, 5-я симфония, I часть; соната ор. 10 № 2, финал; Шостакович, 8-я симфония, I часть; Моцарт, «Свадьба Фигаро», увертюра (форма сонатины).