Основные категории и типы ладовой системы. их генезис

Основные категории и типы лада складываются под воздействи­ем общего развития музыкального сознания (что, в свою очередь, является частью общего процесса поступательного развития челове­ческого сознания вследствие практической общественной деятельно­сти человека по освоению и преобразованию мира). Непременное условие лада — упорядочивающее «согласие» звуков (своего рода функциональная константа лада) при прогрессирующем (в целом) ко­личественном увеличении объема звукового материала и расширении охватываемых им границ. Категории лада — это разного рода типы и виды устоев и неустоев, а также связанные с ними значения ладовых элементов. На рубежных, критических пунктах эволюции лада про­исходят качественные перемены в формах его существования и возни­кают новые типы ладовых структур. При этом, согласно бытию лада в трех основных его аспектах — звуковом (интонация), логическом (связь) и эстетическом (слаженность, красота), происходит внутрен­няя перестройка лада. Движущим моментом выступает обновление интонационного строя (вплоть до «кризиса интонаций», лежащих в основании лада), что делает необходимым и дальнейшие перемены.

Первый из важнейших исторических этапов эволюции категорий лада — формирование фиксированного тона-устоя в рамках перво­бытного «экмелического» (то есть без определенной высоты звучания) глиссандирования. Устой как категория ладового мышления генети­чески есть первое установление определенности лада по высоте (гос­подствующий тон как логически упорядочивающий центральный элемент лада) и по времени (устой как тождественность его самому

себе, сохраняющаяся вопреки текучести времени благодаря возвра­щению к остающемуся в памяти одному и тому же тону); с появле­нием категории устоя возникает и само понятие лада как некоей звуковой структуры. (Тем самым категория времени становится од­ним из аспектов лада, временные отношения фиксируются в ладо­вой структуре.) Исторически ранний (предположительно) тип лада — опевание тона (соответствующий «этапу устоя» в эволюции лада) встречается у этнических групп, стоящих на относительно низкой ступени развития. Формирующаяся здесь ладовая категория — при­легающий к устою неустой.

Следующий (исторически и логически) этап — появление моноди­ческого лада с развитым и определенным мелодическим звукорядом (модальный тип, модальная система); он характерен для старинных песен европейских народов, в том числе и русского, для средневеково­го европейского хорала, древнерусского певческого искусства; встре­чается также в фольклоре множества неевропейских народов.

Ладовая категория звукоряда в его более развитом виде предпола­гает усложняющуюся иерархию действующих в звукоряде модальных функций (в позднейшей терминологии — различение интервального рода, например дифференциация диатонической интервалики и хро­матической, микрохроматической; в диатонике различение функций: «ми» = выше данной ступени находится полутон, «фа» = полутон снизу; более тонкая дифференциация неустоев, далее также и устоев).

Тип лада «опевание тона», по-видимому, примыкает к модально­му (также являясь монодическим).

Особый ладовый тип составляет так называемая гармоническая тональность европейской музыки нового времени (XVII-XIX вв.), представляющая собой объединение множества микроладов в еди­ную составную систему благодаря пронизывающему ее тональному тяготению.

Категория тонального тяготения относится к самым высшим в области ладосложения; лады модального типа — древние, восточ­ные, европейской народной музыки — могли не иметь этой катего­рии: тяготение в них нередко либо вовсе отсутствует, либо чрезвы­чайно слабо, нестабильно, двойственно, неопределенно в своей не­прерывной переменности. «Гармоническая тональность» предельно широко использует свойства задолго до нее установившегося в музы­ке важнейшего типа устоя — одновременного созвучия (двузвучия, например d-а, трехзвучия, например квинтооктавы d-a-d1, аккор­да, например c-e-g); теперь категория аккорда пронизывает любую одноголосную мысль — мелодию (в этом принципиальное различие мелодики, например, Палестрины и Моцарта в отношении ладовой ее структуры и действия соответствующих тому и другому стилю ладовых категорий). Возникновение категории вертикального созву­чия-устоя и освоение вертикального измерения музыки — событие в истории ладового мышления столь же значительное, как переход прачеловека к вертикальному положению.

В XX в. получили распространение многообразные новые типы высотных структур (новотональные, новомодальные), среди кото­рых есть и резко отличающиеся от всех предыдущих (в серийной, сонорной, электронной музыке). Большинство из них либо допуска­ет приложимость категории лада, модуса, однако, в более или менее модифицированном виде, либо допускает применимость другой, ана­логичной категории (высотная система, высотная структура), свя­занной с иными, но сходными структурными понятиями (разные виды центрального или исходного элемента, материала, отношения; градация соотносимых друг с другом прочих элементов). Но есть и такие, по отношению к которым категория музыкального лада не­применима совсем (электронная, конкретная музыка).

Наши рекомендации