Основные категории и типы ладовой системы. их генезис
Основные категории и типы лада складываются под воздействием общего развития музыкального сознания (что, в свою очередь, является частью общего процесса поступательного развития человеческого сознания вследствие практической общественной деятельности человека по освоению и преобразованию мира). Непременное условие лада — упорядочивающее «согласие» звуков (своего рода функциональная константа лада) при прогрессирующем (в целом) количественном увеличении объема звукового материала и расширении охватываемых им границ. Категории лада — это разного рода типы и виды устоев и неустоев, а также связанные с ними значения ладовых элементов. На рубежных, критических пунктах эволюции лада происходят качественные перемены в формах его существования и возникают новые типы ладовых структур. При этом, согласно бытию лада в трех основных его аспектах — звуковом (интонация), логическом (связь) и эстетическом (слаженность, красота), происходит внутренняя перестройка лада. Движущим моментом выступает обновление интонационного строя (вплоть до «кризиса интонаций», лежащих в основании лада), что делает необходимым и дальнейшие перемены.
Первый из важнейших исторических этапов эволюции категорий лада — формирование фиксированного тона-устоя в рамках первобытного «экмелического» (то есть без определенной высоты звучания) глиссандирования. Устой как категория ладового мышления генетически есть первое установление определенности лада по высоте (господствующий тон как логически упорядочивающий центральный элемент лада) и по времени (устой как тождественность его самому
себе, сохраняющаяся вопреки текучести времени благодаря возвращению к остающемуся в памяти одному и тому же тону); с появлением категории устоя возникает и само понятие лада как некоей звуковой структуры. (Тем самым категория времени становится одним из аспектов лада, временные отношения фиксируются в ладовой структуре.) Исторически ранний (предположительно) тип лада — опевание тона (соответствующий «этапу устоя» в эволюции лада) встречается у этнических групп, стоящих на относительно низкой ступени развития. Формирующаяся здесь ладовая категория — прилегающий к устою неустой.
Следующий (исторически и логически) этап — появление монодического лада с развитым и определенным мелодическим звукорядом (модальный тип, модальная система); он характерен для старинных песен европейских народов, в том числе и русского, для средневекового европейского хорала, древнерусского певческого искусства; встречается также в фольклоре множества неевропейских народов.
Ладовая категория звукоряда в его более развитом виде предполагает усложняющуюся иерархию действующих в звукоряде модальных функций (в позднейшей терминологии — различение интервального рода, например дифференциация диатонической интервалики и хроматической, микрохроматической; в диатонике различение функций: «ми» = выше данной ступени находится полутон, «фа» = полутон снизу; более тонкая дифференциация неустоев, далее также и устоев).
Тип лада «опевание тона», по-видимому, примыкает к модальному (также являясь монодическим).
Особый ладовый тип составляет так называемая гармоническая тональность европейской музыки нового времени (XVII-XIX вв.), представляющая собой объединение множества микроладов в единую составную систему благодаря пронизывающему ее тональному тяготению.
Категория тонального тяготения относится к самым высшим в области ладосложения; лады модального типа — древние, восточные, европейской народной музыки — могли не иметь этой категории: тяготение в них нередко либо вовсе отсутствует, либо чрезвычайно слабо, нестабильно, двойственно, неопределенно в своей непрерывной переменности. «Гармоническая тональность» предельно широко использует свойства задолго до нее установившегося в музыке важнейшего типа устоя — одновременного созвучия (двузвучия, например d-а, трехзвучия, например квинтооктавы d-a-d1, аккорда, например c-e-g); теперь категория аккорда пронизывает любую одноголосную мысль — мелодию (в этом принципиальное различие мелодики, например, Палестрины и Моцарта в отношении ладовой ее структуры и действия соответствующих тому и другому стилю ладовых категорий). Возникновение категории вертикального созвучия-устоя и освоение вертикального измерения музыки — событие в истории ладового мышления столь же значительное, как переход прачеловека к вертикальному положению.
В XX в. получили распространение многообразные новые типы высотных структур (новотональные, новомодальные), среди которых есть и резко отличающиеся от всех предыдущих (в серийной, сонорной, электронной музыке). Большинство из них либо допускает приложимость категории лада, модуса, однако, в более или менее модифицированном виде, либо допускает применимость другой, аналогичной категории (высотная система, высотная структура), связанной с иными, но сходными структурными понятиями (разные виды центрального или исходного элемента, материала, отношения; градация соотносимых друг с другом прочих элементов). Но есть и такие, по отношению к которым категория музыкального лада неприменима совсем (электронная, конкретная музыка).