По проблемам фольклора и фольклористики
• Жанр комической оперы и традиции устной народной поэзии.
• Духовно-философская лирика конца XVIII века (В.И. Майков, И.Ф. Богданович, М.Н. Муравьев) и проблемы фольклоризма.
• Фольклор как стилевая доминанта творчества (Н. Кольцова, С. Есенина, крестьянских поэтов, прозаиков XX в. (Белова, Распутина, Шукшина) и др. по выбору студента).
• Проблемы фольклористики в трудах Д.С. Лихачева.
• Художественная интерпретация личности И. Грозного (Петра I, С. Разина на выбор студента) в русском фольклоре (предания, легенды, исторические песни) и в художественной и исторической литературах.
• Фольклоризм творчества писателя (по выбору студента).
• Народная и литературная баллада: общее и специфическое.
• Традиции фольклора в авторской песне (на примере одного-двух авторов по выбору студента).
• Народная песня в творчестве М.А. Шолохова (В.М. Шукшина и др. писателей по выбору студента).
• Художественная функция фантастики в народной и литературной сказках.
• Структурно-типологический метод в изучении народной прозы: генезис и перспективы.
• Народные суеверные рассказы в творчестве писателей XVIII-XIX в. (О. Сомов, И. Тургенев, Д. Григорович, М. Вовчак и др.).
5.5. Примерные вопросы к промежуточной аттестации
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И ФОРМЫ ТЕКУЩИХ И
СЕМЕСТРОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
В текущей контрольной работе студент показывает знание изученного материала, раскрывает специфику фольклора в целом и каждого жанра, владеет навыками анализа фольклорного текста, знает историю фольклористики и особенности теории фольклора. Вопросы для контрольных работ могут быть взяты из перечня вопросов самоподготовки и экзамена. Контрольные работы состоят из заданий такого характера:
• Проанализируйте текст сказки (былины, песни, пословицы и т.д.).
• Дайте определение баллады (былины, сказки, песни и т.д.).
• Дайте характеристику фольклорного сборника (или творческой деятельности собирателя).
• В чем особенности подхода к фольклору одного из исследователей фольклора (по изученной вами монографии).
• Например, по теме «Специфика создания и бытования фольклорных произведений» могут быть заданы следующие вопросы:
Контрольная работа №1 по курсу УНТ
Тема: Специфика создания и бытования фольклорных произведений
• В чем своеобразие бытования фольклорного текста?
• Какие представления древнего человека отразились в народной поэзии?
• Почему многие фольклорные тексты контаминированы?
• В чем отличие фольклора от литературы и в чем их сходство?
Семестровая контрольная работа объединяет вопросы из разных разделов курса (по программе), некоторые могут быть и в форме тестовых заданий.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТА
• Специфика фольклора.
• Собирание и изучение фольклора в 17-18 вв.
• Становление научной фольклористики в I-ой половине XIX в. Русские писатели-собиратели фольклора.
• Фольклор в оценках общественных направлений середины XIX в. (декабристы, революционеры-демократы, славянофилы).
• Академические школы и теории в русской фольклористике.
• Собирание и изучение фольклора в XX в.
• Рассказать об одном из выдающихся фольклористов (Ф.И. Буслаев, П.В. Киреевский, А.Н. Афанасьев, В.И. Даль, А.Н. Веселовский и др.).
• Своеобразие фольклора русского средневековья (IX-XVII вв.) (раннетрадиционный фольклор Б.П. Кирдан, Т.В. Зуева) (трудовые песни, гадания, заговоры).
• Календарно-обрядовая поэзия.
• Семейные обряды и их поэзия.
• Малые жанры фольклора, генезис и поэтика.
• Сказки как вид народной прозы, их поэтика.
• Несказочная проза (предания, легенды, демонологические рассказы).
• Определение жанра былин. Особенности историзма былин. Циклизация и классификация былин.
• Сюжетный состав русского былевого эпоса. Поэтика былин.
• Определение исторических песен, их художественные особенности, циклы.
• Народные баллады и их историческое развитие.
• Духовные стихи, их зарождение и бытование.
• Лирические внеобрядовые песни, историческое развитие и проблемы классификации.
• Поэтика традиционной крестьянской лирики.
• Фольклорный театр. Народная драма.
• Детский фольклор и фольклор для детей.
• Своеобразие фольклора XVIII-XIX вв. «Городской» и рабочий фольклор, песни литературного происхождения.
• Определение жанра частушек, их поэтика, собирание и изучение.
• Фольклор Великой Отечественной войны.
• Анекдоты и афористические жанры фольклора.
• Современная фольклористика. Проблемы изучения и собирания фольклора на современном этапе.
• Фольклор и современность (традиции и новаторство). Современная эпоха в фольклоре.
Необходимо выучить наизусть по фольклору
• Отрывок из былин (на выбор, не менее 30 строк).
• Примеры пословиц, поговорок, загадок (не менее 10).
• 5-6 частушек.
• 2-3 народные традиционные песни.
• Образцы фольклора разных жанров (календарно-обрядовой поэзии, рабочего фольклора, фольклора советской и постсоветской эпох).
Выученные образцы фольклора и отрывки из объемных произведений необходимо уметь анализировать в единстве формы и содержания.