Логическая структура аккорда

Аккорд представляет собой единство, цельную единицу звуко­высотной ткани. Но его цельность поддерживается взаимодействием и взаимозависимостью разнофункциональных составляющих его эле­ментов. Это, можно сказать, внутриаккордовая функциональность различных по смысловому (логическому) значению тонов. Совокуп­ность и взаимодействие различных внутриаккордовых функций при­дают внутреннюю жизнь аккорду, составляют основу богатства его гармонической экспрессии.

В аккордах классико-романтической гармонии различимы сле­дующие внутриаккордовые функции:

1) основной тон, «корень» аккорда;

2) аккордовые консонансы (квинта и терция от основного тона);

3) аккордовые диссонансы, включая альтерацию;

4) побочные тоны (также органные пункты — педали, выдер­жанные тоны).

Для гармонического звучания вертикали часто существенны не­аккордовые звуки, а также родственные хроматическим проходя­щим альтерации. Не входя в состав аккорда, они не могут обрести внутриаккордовых функций, но, соотносясь с аккордом, они могут давать внеаккордовые функции — задержаний, проходящих и про­чих неаккордовых звуков (в старой теории «движущиеся» неаккор­довые звуки — проходящие, вспомогательные — носили объединен­ное название «транзиты»).

логическая структура аккорда - student2.ru

Иерархию аккордовых (и вне-аккордовых) функций можно на­глядно представить в виде схемы (см. рис.)

1. Основной тон — логически главный звук в аккорде. По его на­званию получает имя весь аккор­довый комплекс целиком. Основ­ной тон — полновластный «пред­ставитель» аккорда, который может выступать от имени всего созвучия, как бы замещая его собой. После­дование основных тонов сжато представляет ход всей гармонии.

На связи основных тонов зиждется, в первую очередь, тональная связность. Вырисовывающийся из хода основных тонов аккордов главный тон («основной тон высшего порядка») уже есть тоника, то есть основной тон тональности.

2. Аккордовые консонансы — это чистая квинта и терция (боль­шая либо малая) вверх от основного тона. Воплощая в звуках «кон­сонанс консонансов», эта группа тонов составляет вместе с основным тоном ядро аккорда (консонантное ядро). Его можно представить как результат пропорционального деления квинты (самого совер­шенного из консонансов между звуками различного качества) консо­нансом большой терции; идея Дж. Царлино (притом квинта и квар­та сами получаются в результате пропорционального деления «абсо­лютного консонанса» — октавы).

Поэтому так резко отличаются друг от друга трезвучия консони­рующие и неконсонирующие (см. пример НА). С точки зрения терцо­вой цепи все четыре трезвучия аналогичны; с точки зрения смысло­вых аккордовых функций — неаналогичны. Уменьшенное трезвучие чаще всего представляет собой часть консонантного ядра — терцию и квинту (без основного тона) вместе с аккордовым диссонансом септи­мы (в примере НА — часть аккорда As7), либо часть консонантного ядра — приму и терцию (без квинты) вместе с аккордовым диссонан­сом сексты (в примере 11А — часть аккорда es6). Отсюда и наиболее естественное значение уменьшенного трезвучия — это либо доминан­та (в примере НА — Des-dur), либо субдоминанта (соответственно — b-moll). То же самое при прибавлении септимы и ноны (см. приме­ры 11Б и 11В). Увеличенное трезвучие подобным же образом есть часть консонантного ядра (в примере 11А — консонанса C-dur или E-dur) с добавлением альтерации (либо, возможно, побочного тона).

Если в аккорде нет основного тона (например, нет звука g при вводном септаккорде в C-dur), то функции аккордовых консонансов остаются теми же (например, звук h — терция доминанты, а не «основной тон септаккорда VII ступени»).

3. Аккордовые диссонансы — септимы, ноны, также сексты (в трезвучии с прибавленной секстой) — исторически происходят от «транзитов» и представляют собой как бы «застывшие» проходящие (в некоторых случаях — вспомогательные) звуки, кинетическая энер­гия которых (стремление к движению) обратилась в их тяготение (к дальнейшему гаммообразному движению). В особенности это ка­сается наибольшего свободного пространства между звуками ядра-трезвучия — квартового расстояния от тона квинты вверх до октавы (примы) или наоборот (пример 13).

К аккордовым диссонансам относятся также и альтерации ак­кордовых тонов. Сущность альтерации связана с «транзитами» — хроматическими проходящими от аккордового тона (например, с-е-> g­->gis) либо вместо него (c-e-gis).

4. Побочные тоны возникают путем, сходным с аккордовыми диссонансами, но, в отличие от них, нарушают терцовую структуру

логическая структура аккорда - student2.ru

(например, доминантсептаккорд с секстой; см. пример 12А) либо превращают ее в мнимотерцовую (то есть терцовую по звучанию, но нетерцовую по логическим функциям; см. пример 12Б).

В многозвучных аккордах части целого могут приобретать опре­деленную самостоятельность и восприниматься как относительно автономные созвучия в рамках единого аккорда, как своего рода «частичные аккорды». Такие «микроаккорды» в составе многозвуч­ного аккорда называются субаккордами. Так, в большом доминант-нонаккорде три верхних звука, оставаясь тонами 5-7-9, вместе с тем могут использоваться и как минорное трезвучие с соответствую­щими возможными перемещениями, аккордовой и мелодической фигурацией и т. д. Пример подобного расслоения — в конце разра­ботки I части 3-й симфонии С. В. Рахманинова (аккордовая фигура­ция субаккорда a-his-a как а-с-е).Расслоение многозвучия на су­баккорды — шаг к полигармонии (полиаккордике).

ТРИ СТОРОНЫ АККОРДА

Помимо внутриаккордовых функций (то есть функций звуков внутри аккорда), выявляющих логическую дифференциацию значе­ний одних отдельных тонов аккорда относительно других, для вы­разительной сущности аккорда важен еще и комплекс целостных отношений, происходящих либо от мелодических связей тонов ак­корда, либо от взаимодействия аккорда с другими аккордами, либо от нового качества при слиянии звуков аккорда в некую единую цельность. Отсюда три стороны аккорда:

1) линейность тонов, их линейная функциональность (то есть принадлежность звуков аккорда к мелодической линии);

2) тональная функциональность (значение аккорда по отноше­нию к общему или местному тональному центру);

3) фонизм аккорда (значение аккорда самого по себе, вне зависи­мости от его ладотональной функции).

1. Линейность тонов аккорда означает проявление в данном аккордовом тоне (например, в терции) его принадлежности к го­ризонтальной целостности — к мелодии. Эта сторона аккорда

свидетельствует о наличии в нем мелодических токов, мотивно-тема­тического начала.

Сильнее всего линейность тонов проявляется в полифоническом складе, когда данный тон значим не только как часть аккорда, но и как часть определенного мотива или темы, что создает особый ха­рактер звучания многоголосной гармонии: в частности, аккорд мо­жет восприниматься как комплекс самозначащих тонов или как комплекс интервалов, как комплекс двухголосных соединений (при­мер 14 А).

Но и в гомофонном складе эта сторона чрезвычайно важна, так как может придавать функциям тонов значения, которые нельзя вы­вести ни из логических соотношений аккордовых звуков, ни из то­нальной функции аккорда, ни из его фонизма: см. в примере 14Б — квазизадержание g2-f2 (в такте 2); в примере 14В — «звучание» ме­лодических мотивов в созвучии-задержании (превращение аккорда в «тематическую» гармонию).

Наши рекомендации