Логическая структура аккорда
Аккорд представляет собой единство, цельную единицу звуковысотной ткани. Но его цельность поддерживается взаимодействием и взаимозависимостью разнофункциональных составляющих его элементов. Это, можно сказать, внутриаккордовая функциональность различных по смысловому (логическому) значению тонов. Совокупность и взаимодействие различных внутриаккордовых функций придают внутреннюю жизнь аккорду, составляют основу богатства его гармонической экспрессии.
В аккордах классико-романтической гармонии различимы следующие внутриаккордовые функции:
1) основной тон, «корень» аккорда;
2) аккордовые консонансы (квинта и терция от основного тона);
3) аккордовые диссонансы, включая альтерацию;
4) побочные тоны (также органные пункты — педали, выдержанные тоны).
Для гармонического звучания вертикали часто существенны неаккордовые звуки, а также родственные хроматическим проходящим альтерации. Не входя в состав аккорда, они не могут обрести внутриаккордовых функций, но, соотносясь с аккордом, они могут давать внеаккордовые функции — задержаний, проходящих и прочих неаккордовых звуков (в старой теории «движущиеся» неаккордовые звуки — проходящие, вспомогательные — носили объединенное название «транзиты»).
Иерархию аккордовых (и вне-аккордовых) функций можно наглядно представить в виде схемы (см. рис.)
1. Основной тон — логически главный звук в аккорде. По его названию получает имя весь аккордовый комплекс целиком. Основной тон — полновластный «представитель» аккорда, который может выступать от имени всего созвучия, как бы замещая его собой. Последование основных тонов сжато представляет ход всей гармонии.
На связи основных тонов зиждется, в первую очередь, тональная связность. Вырисовывающийся из хода основных тонов аккордов главный тон («основной тон высшего порядка») уже есть тоника, то есть основной тон тональности.
2. Аккордовые консонансы — это чистая квинта и терция (большая либо малая) вверх от основного тона. Воплощая в звуках «консонанс консонансов», эта группа тонов составляет вместе с основным тоном ядро аккорда (консонантное ядро). Его можно представить как результат пропорционального деления квинты (самого совершенного из консонансов между звуками различного качества) консонансом большой терции; идея Дж. Царлино (притом квинта и кварта сами получаются в результате пропорционального деления «абсолютного консонанса» — октавы).
Поэтому так резко отличаются друг от друга трезвучия консонирующие и неконсонирующие (см. пример НА). С точки зрения терцовой цепи все четыре трезвучия аналогичны; с точки зрения смысловых аккордовых функций — неаналогичны. Уменьшенное трезвучие чаще всего представляет собой часть консонантного ядра — терцию и квинту (без основного тона) вместе с аккордовым диссонансом септимы (в примере НА — часть аккорда As7), либо часть консонантного ядра — приму и терцию (без квинты) вместе с аккордовым диссонансом сексты (в примере 11А — часть аккорда es6). Отсюда и наиболее естественное значение уменьшенного трезвучия — это либо доминанта (в примере НА — Des-dur), либо субдоминанта (соответственно — b-moll). То же самое при прибавлении септимы и ноны (см. примеры 11Б и 11В). Увеличенное трезвучие подобным же образом есть часть консонантного ядра (в примере 11А — консонанса C-dur или E-dur) с добавлением альтерации (либо, возможно, побочного тона).
Если в аккорде нет основного тона (например, нет звука g при вводном септаккорде в C-dur), то функции аккордовых консонансов остаются теми же (например, звук h — терция доминанты, а не «основной тон септаккорда VII ступени»).
3. Аккордовые диссонансы — септимы, ноны, также сексты (в трезвучии с прибавленной секстой) — исторически происходят от «транзитов» и представляют собой как бы «застывшие» проходящие (в некоторых случаях — вспомогательные) звуки, кинетическая энергия которых (стремление к движению) обратилась в их тяготение (к дальнейшему гаммообразному движению). В особенности это касается наибольшего свободного пространства между звуками ядра-трезвучия — квартового расстояния от тона квинты вверх до октавы (примы) или наоборот (пример 13).
К аккордовым диссонансам относятся также и альтерации аккордовых тонов. Сущность альтерации связана с «транзитами» — хроматическими проходящими от аккордового тона (например, с-е-> g->gis) либо вместо него (c-e-gis).
4. Побочные тоны возникают путем, сходным с аккордовыми диссонансами, но, в отличие от них, нарушают терцовую структуру
(например, доминантсептаккорд с секстой; см. пример 12А) либо превращают ее в мнимотерцовую (то есть терцовую по звучанию, но нетерцовую по логическим функциям; см. пример 12Б).
В многозвучных аккордах части целого могут приобретать определенную самостоятельность и восприниматься как относительно автономные созвучия в рамках единого аккорда, как своего рода «частичные аккорды». Такие «микроаккорды» в составе многозвучного аккорда называются субаккордами. Так, в большом доминант-нонаккорде три верхних звука, оставаясь тонами 5-7-9, вместе с тем могут использоваться и как минорное трезвучие с соответствующими возможными перемещениями, аккордовой и мелодической фигурацией и т. д. Пример подобного расслоения — в конце разработки I части 3-й симфонии С. В. Рахманинова (аккордовая фигурация субаккорда a-his-a как а-с-е).Расслоение многозвучия на субаккорды — шаг к полигармонии (полиаккордике).
ТРИ СТОРОНЫ АККОРДА
Помимо внутриаккордовых функций (то есть функций звуков внутри аккорда), выявляющих логическую дифференциацию значений одних отдельных тонов аккорда относительно других, для выразительной сущности аккорда важен еще и комплекс целостных отношений, происходящих либо от мелодических связей тонов аккорда, либо от взаимодействия аккорда с другими аккордами, либо от нового качества при слиянии звуков аккорда в некую единую цельность. Отсюда три стороны аккорда:
1) линейность тонов, их линейная функциональность (то есть принадлежность звуков аккорда к мелодической линии);
2) тональная функциональность (значение аккорда по отношению к общему или местному тональному центру);
3) фонизм аккорда (значение аккорда самого по себе, вне зависимости от его ладотональной функции).
1. Линейность тонов аккорда означает проявление в данном аккордовом тоне (например, в терции) его принадлежности к горизонтальной целостности — к мелодии. Эта сторона аккорда
свидетельствует о наличии в нем мелодических токов, мотивно-тематического начала.
Сильнее всего линейность тонов проявляется в полифоническом складе, когда данный тон значим не только как часть аккорда, но и как часть определенного мотива или темы, что создает особый характер звучания многоголосной гармонии: в частности, аккорд может восприниматься как комплекс самозначащих тонов или как комплекс интервалов, как комплекс двухголосных соединений (пример 14 А).
Но и в гомофонном складе эта сторона чрезвычайно важна, так как может придавать функциям тонов значения, которые нельзя вывести ни из логических соотношений аккордовых звуков, ни из тональной функции аккорда, ни из его фонизма: см. в примере 14Б — квазизадержание g2-f2 (в такте 2); в примере 14В — «звучание» мелодических мотивов в созвучии-задержании (превращение аккорда в «тематическую» гармонию).