Основные компоненты процесса обучения

Для чего учить? Чему учить? Доступность обучения

основные компоненты процесса обучения - student2.ru основные компоненты процесса обучения - student2.ru ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

комплекс задач курса, образовательный ВОЗМОЖНОСТИ И

раздела, темы стандарт, учебный ВОЗРАСТНЫЕ

план, программы, ОСОБЕННОСТИ

основные компоненты процесса обучения - student2.ru учебники УЧАЩИХСЯ

Как учить?

ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

формы, методы, методические

приемы и средства обучения

основные компоненты процесса обучения - student2.ru

Как проверить и оценить?

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

- сформированность научного мировоззрения;

- качество знаний: глубина, прочность, оперативность, осознанность;

- сформированность умений и навыков, уровень интеллектуального развития;

- воспитанность: общая культура, этика поведения, соблюдение норм нравственности, эстетические вкусы и взгляды.

МЕТОДИКА изучает, исследует объективно существующие взаимосвязи, взаимозависимость между всеми компонентами процесса обучения данному предмету в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

2. Общие закономерности обучения изучает дидактика. Методика отдельного учебного предмета рассматривается как частная дидактика. Методика прокладывает путь от теоретического исследования к практике педагогической работы, разрабатывает практические рекомендации учителям, обобщает передовой педагогический опыт.

Знание методики преподавания – основа формирования педагогического профессионального мастерства каждого учителя истории. В начале XX века российский методист Сингалевич С.П. писал: «В жизни часто приходится встречать плохих учителей и учительниц; появление последних чаще всего объясняется не тем, что они не знают своего предмета, а главным образом тем, что они не умеют в доступной форме передать свои знания другим, так как недостаточно знакомы с методическими основами сообщения исторического материала учащимся и вообще не вполне овладели методикой предмета». (Сингалевич С.П. Методика истории. Казань, 1918) Таким образом, учителю недостаточно хорошо знать источники, историю, программный исторический материал средней школы, но важно умение интересно, доступно, ярко и эмоционально, методически правильно, используя разные приемы и средства обучения, преподнести, раскрыть этот материал учащимся так, чтобы он был учащимся понят и усвоен.

3. ПРЕДМЕТ исследования методики – процесс обучения основам той или иной науки. ОБЪЕКТОМ исследования методики являются содержание, организация, формы и методы обучения.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ методики преподавания истории как научной дисциплины:

1. Педагогическое наблюдение – это изучение практики преподавания истории без воздействия на процесс обучения. Педагогическое наблюдение и изучение организации учебно-воспитательного процесса предполагает:

- непосредственное посещение учебных занятий, внеклассных мероприятий и их анализ;

- анализ собственного педагогического опыта;

- изучение документов, отражающих результаты обучения ( журналы, тестовые задания, контрольные срезы, конспекты уроков, протоколы разбора уроков, доклады учителей на методических семинарах и педагогических конференциях).

2. Экспериментальное (опытное) исследование

– это альтернативные учебные планы и программы, и на их основе опытное преподавание, в том числе вновь вводимых курсов;

– пробные учебники, и их экспериментальная проверка;

– экспериментальные уроки (разные их методические варианты в параллели классов по одной теме, нестандартные уроки);

– экспериментальные внеурочные занятия.

3. Изучение передового педагогического опыта, освещенного в печати, в средствах массовой информации и т.д.

Методические исследования позволяют:

а). выявить типичные недостатки обучения учащихся с целью определения путей их преодоления;

б). проанализировать, систематизировать и внедрить в массовую практику передовой педагогический опыт ( идеи педагогического сотрудничества, опорные конспекты по теме урока, блоковая система уроков по большой теме, ролевое участие учащихся в проведении урока).

Знание основ методики – необходимое условие профессиональной подготовки выпускника университета, педвуза.

4. Методика преподавания истории тесно связана с другими науками: 1). историей, 2). философией, 3). социально-политическими науками, 4). с логикой – наукой о приемах и способах рассуждения ( методика: логически последовательное изложение материала, логика раскрытия исторических процессов), 5). с психологией – наукой о психике, о психических процессах, состояниях и свойствах психической деятельности ( методика: общие законы психической деятельности, возрастные и индивидуальные особенности личности учащихся; процессы запоминания, забывания, внимания), 6). с педагогикой, так как в методике конкретного предмета используются основные принципы дидактики, изучающей теоретические основы обучения системность, доступность, наглядность, активность, прочность, развивающий и воспитывающий характер обучения.

Лекция 2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ

ШКОЛЕ.

1.Понятие о методах обучения. Соотношение понятий «метод» и «методический прием».

2. Различные классификации методов обучения.

3. Проблемность в обучении истории.

4. Критерии оптимального выбора методов обучения.

ЛИТЕРАТУРА

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1968. Раздел I, глава Y, § 24,25; раздел II, глава II, § 5,6; глава IY, § 21-23; глава Y, § 8,9

Вагин А.А. Методика обучения истории в школе / А.А. Вагин. – М. : Просвещение, 1972.

Корзюк А. Славесны метад навучання гiсторыi: характарыстыка i прыёмы // Беларускi гiстарычны часопiс. – 2012. – № 7.

Корзюк А. Метадычная падрыхтоўка настаўнiка да выкарыстання наглядных сродкаў у навучаннi гiсторыi // Беларускi гiстарычны часопiс. – 2012. – № 9.

Корзюк А. Прымяненне практычных метадаў у навучаннi гiсторыi // Беларускi гiстарычны часопiс. – 2012. – № 10.

1. МЕТОД (от греч. «методос») – путь исследования, способ решения теоретических и практических задач.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – это способы организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, формируется их мировоззрение, развиваются способности, т.е. достигаются все поставленные цели образования, воспитания, и развития учащихся.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ – это действия, направленные на решение конкретной задачи; это составные части каждого метода обучения, которые больше отражают специфику частных методик.

Любой метод обучения реализуется через целую систему методических приёмов работы учителя и учащихся. В чистом виде ни один из методов не встречается. (Очень редко в чистом виде методы применяются лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях).

Органическая взаимосвязь и взаимозаменяемость методов и методических приемов лежит в основе разнообразия методических вариантов урока по одной и той же теме.

Проблема методов обучения продолжает исследоваться. При оценке и характеристике методов обучения следует учитывать: а). органическую взаимосвязь деятельности учителя и учащихся; б). исходить не только из внешних признаков метода обучения (источники знаний), но учитывать сущность содержания и характер познавательной деятельности учащихся при использовании данного метода; в). соотносить общедидактические методы обучения и специфические методические приемы познавательной деятельности учащихся при обучении конкретному предмету.

2.КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫ.

I. Классификация методов обучения ПО ИСТОЧНИКАМ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ: словесные, наглядные, практические методы обучения. (Источник – это средство обучения, а метод – способ работы с источниками знаний).

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ обучения подразделяются на устный метод и использование печатных текстов. УСТНЫЙ МЕТОД включает в себя следующие методические приемы: повествование, рассказ, описание (картинное, аналитическое), объяснение, характеристика (исторической личности или общественного явления), рассуждение, беседа (вводная, эвристическая, аналитическая, контрольная, повторительно-обобщающая).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕЧАТНЫХ ТЕКСТОВ на уроках истории предполагает работу учащихся с учебником, историческими документами, материалами периодической печати, художественной и научно-популярной литературой.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ обучения – это, когда главным источником знаний являются средства наглядности. Различают предметную (вещественные памятники культуры), образную или изобразительную (репродукции, фото, иллюстрации), условно-графическую (графики, схемы, диаграммы, карты, аппликации) наглядность и аудиовизуальные средства наглядности (диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, видеофильмы).

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ обучения предполагают самостоятельную учебно-познавательную, учебно-исследовательскую и учебно-производственную деятельность учащихся.

Основной недостаток классификации методов обучения по источникам получения знаний в том, что она отражает внешнюю сторону познавательной деятельности, не характеризует ее сущность.

II. Классификация методов обучения ПО УРОВНЮ И ХАРАКТЕРУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ПО ВОЗРАСТАНИЮ СТЕПЕНИ ЕЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (Дайри Н.Г., Лернер И.Я.). В соответствии с этой классификацией выделяют:

1). ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МЕТОД – усвоение учащимися готовой информации;

2). РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД – простое воспроизведение учащимися знаний и умений по усвоенному образцу, их конструирование по заданию учителя;

3). ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД – сочетание эвристической, аналитической беседы, объяснения учителя с познавательной деятельностью самих учащихся, когда поэтапно решаются поставленные задачи с использованием различных средств обучения, учащиеся подходят к самостоятельным выводам и обобщениям;

4). ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД – самостоятельная познавательная деятельность учащихся (работа учащихся с различными источниками знаний);

5). ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД – активизируется самостоятельное, творческое, логическое мышление учащихся (учитель проблемным изложением материала показывает образец научно-доказательного исследования вопроса и организует творчески поисковую, познавательную деятельность учащихся).

3. ПРОБЛЕМНОСТЬ В ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ.

ПРОБЛЕМА – сложный теоретический или практический вопрос (задача), требующий изучения (решения), содержит в себе элемент противоречия. Проблема в науке решена, научно обоснована, но для учащихся она ставится как учебная, ее они будут «переоткрывать» для себя сами, используя различные источники знаний и способы деятельности.

ВАРИАНТЫ ПРОБЛЕМНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ

1). ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА САМИМ УЧИТЕЛЕМ – образец научно-доказательного исследования вопроса.

2).СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАЩИМИСЯ (Например Почему, несмотря на то, что Русь оставалась раздробленной, русские войска одержали победу на Куликовском поле? Сколько вы выделите причин? (Дайри Н.Г.)

3). ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА – текст, на основе которого строится поиск решения и дается аргументированный ответ. (Например: П.З. Почему реформы Петра I лишь значительно уменьшили отсталость России от стран Западной Европы, но окончательно не ликвидировали эту отсталость? или П.З. Почему развитие экономики и феодальных отношений привело в XII – XIII вв. к раздроблению Руси, а дальнейшее развитие экономики и феодальных отношений создало к XIY – XYI вв. необходимые предпосылки к объединению страны и созданию централизованного государства?)

4). ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА – поэтапное подведение учащихся к необходимым самостоятельным выводам на основе анализа исторического документа или учебной картины. Данный вариант проблемного обучения используется в средней параллели классов.

ТРИ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

1). Проблемную ситуацию создает или формулирует познавательную задачу сам учитель и сам показывает образец научно-доказательного, аргументированного решения проблемы.

2). Проблемную ситуацию создает учитель или формулирует познавательную задачу, а решают ее учащиеся самостоятельно.

3). Осознают и формулируют проблему сами учащиеся и самостоятельно решают ее, используя различные источники знаний

4.КРИТЕРИИ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ.

Выбор метода или методического приема работы учителя и учащихся зависит:

1).От сущности содержания изучаемого программного материала;

2). От познавательных возможностей и возрастных особенностей учащихся;

3). От лимита времени на уроке по каждому его этапу;

4). От имеющегося оборудования и средств обучения;

5). От методического мастерства самого учителя, его личных и профессиональных качеств.

Сочетание методов и методических приемов характеризуем как методику (урока, опроса, изучения хронологии и т.д.)

Лекция 3. СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

1.Требования к устному изложению исторического материала.

2. Приемы устного изложения материала, их взаимное сочетание.

3. Роль беседы в обучении истории.

ЛИТЕРАТУРА

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000. – С. 47-81.

Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. – М., 1984. – Гл. XYII, § 1,2.

Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. – М., 1969. – Гл. I, п. 2. – С. 6-21; п. 3. – С.22-64. (Проблемный урок. С.53-64).

Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. –М., 1982. – Гл. Y.

Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1986. – С. 121-139.

Корзюк А. Славесны метад навучання гiсторыi: характарыстыка i прыёмы // Беларускi гiстарычны часопiс. – 2012. – № 7.

1.Требования к устному изложению исторического материала Устная и письменная речь – главный источник познания. СЛОВО обучает(несет всю информацию, передает знания, описывает, рассказывает, характеризует), развивает(мышление, воображение, речь; совместно с практическими методами формирует умения и навыки), воспитывает(чувства, убеждает).

Требования к устному изложению программного исторического

материала учителем.

1.Соответствие содержания изучаемого и излагаемого материала требованиям программы средней школы на текущий год обучения. (Важен наиболее рациональный отбор материала по теме).

2.Полноценность научного содержания материала, высокий теоретический уровень его рассмотрения (не должно быть ни одной ошибки ни в объяснении учителя, ни в ответах учащихся).

3.Последовательное соблюдение принципов научной методологии при анализе и оценке явлений общественной жизни (принципы историзма, объективности и другие).

4.Соблюдение логической последовательности в изложении содержания темы с выделением главного и существенного. (Главное и существенное в содержании темы должно быть усвоено учащимися на самом уроке).

5. Конкретность, доступность изложения материала для учащихся соответствующего возраста. (Приводить яркие примеры, вызывающие интерес учащихся, убедительные аргументы).

6.Изложение исторического материала должно вызывать интерес учащихся, чувство сопереживания. (Важно сформировать личностное отношение учащихся к изучаемым историческим событиям, формировать у них оценочные суждения.При изложении материала особое внимание следует уделять яркой характеристике исторической личности).

7.Широко использовать различные варианты проблемного обучения (эвристическую беседу, познавательные задачи).

8.Характер изложения материала учителем должен быть не объяснительно-иллюстративный (бесстрастно информативный), а проблемный, рассуждающий.

9.Необходим не монолог, а прежде всего диалог, разбор, анализ, обсуждение материала самими учащимися. (Педагогика сотрудничества).

10. Высокая культура речи учителя (стилистически и грамматически правильное построение фразы, правильная интонация; темп изложения должен обеспечивать напряженный ритм работы; необходимо уметь варьировать силу голоса; следить за ударениями; владеть искусством паузы в речи; речь должна быть выразительной, эмоциональной).

11. Связь исторического прошлого с современностью, актуализация исторических событий.

12. Изучение программного материала при использовании устного метода (т.е. изложение новой темы учителем) обязательно требует организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке (предусматривается одна из форм работы с учебником, историческим документом, заслушиваются сообщения и доклады учащихся по теме урока).

2. Методические приемы устного изложения материала

I. Приемы изучения внешних признаков главных исторических фактов и явлений --àформирование исторических представлений.

1). ПОВЕСТВОВАНИЕ – изложение событий истории в их последовательном развитии.

а) краткое сообщение фактов без глубокого раскрытия их содержания и сущности;

б) сжатое, конспективное изложение или сообщение неглавных исторических фактов – используется для установления связи с основными, главными фактами, для создания у учащихся более цельного представления о ходе исторического процесса. (Войны начала XIX в. рассматриваются конспективно, а Отечественная война 1812 г. – подробно).

в) рассказ – сюжетное историческое повествование, образное, эмоциональное воссоздание конкретной картины исторического события в его развитии (завязка, кульминация, развязка). Данный прием используется при изучении военных сражений, народных восстаний. Формами сюжетного повествования являются: прием персонификации (повествование о действиях вымышленного лица – о его судьбе, условиях жизни, поступках) и прием драматизации (повествование ведется в виде диалогов двух лиц, пытающихся выяснить конфликтную ситуацию). В дореволюционной школе на уроках истории ученики разыгрывали мини-постановки (Гартвиг).

2). ОПИСАНИЕ – последовательное изложение существенных признаков, важнейших черт и особенностей фактов (исторических событий и явлений).

а) картинное – воссоздание картин природы, быта людей, географической среды, общественной и хозяйственной жизни (рассказ без сюжета). Например, описание облика города, замка феодала, Олимпийских игр в Греции.

б) аналитическое описание – выделяются существенные признаки или детали. Например, описание орудий труда, оружия, военной организации, государственного устройства, памятников архитектуры (устройство пирамиды).

Разновидностью описания является образная характеристика типичных представителей общества – крестьян, ремесленников, купцов и т.д.

II. Приемы изучения сущности исторического процесса (понятия, закономерности, мировоззренческие идеи).

1). ХАРАКТЕРИСТИКА используется для раскрытия сущности исторических событий и общественных явлений, освещение роли народных масс и личности в истории. По форме характеристика может быть сжатая и развернутая, по содержанию характеристика – образная (исторического деятеля, политической партии) и обобщающая.

а) характеристика исторического деятеля может быть дана по следующему плану: 1) обрисуйте внешний облик исторического деятеля (черту лица, манеру держаться, говорить, одеваться); 2) охарактеризуйте признаки личности (ум, воля, отношение к окружающим); 3) приведите наиболее яркие и важные факты из жизни; 4) сделайте вывод о вкладе личности в историю.

б) обобщающая характеристика – итог изучения большого фактического материала, кратко передает в виде сжатого перечисления признаки исторических фактов или явлений, их связи и закономерности. Например, характеристика 5 признаков империализма и его особенностей, характерные черты колхозного строя (директивное планирование, изъятие произведенного продукта, прикрепление работника к земле, отсутствие его социальной защиты).

2). ОБЪЯСНЕНИЕ – разъяснение сложных явлений, глубокое и детальное раскрытие важнейших причинно-следственных и других внутренних связей и закономерностей, сущности и значения исторических явлений, раскрытие исторических понятий и терминов. Например, причины феодальной раздробленности, причины мировых войн, буржуазных революций и т.д.

3). РАССУЖДЕНИЕ (вариант объяснения) – последовательное изложение доказательств, подведение учащихся к логическим выводам.

3 Роль беседы в обучении истории.

БЕСЕДА – диалогическая форма устного изложения материала; обсуждение материала с учащимися в целях его осмысления, систематизации, закрепления знаний, проверки их усвоения.

а) вводная беседа – подводит учащихся к усвоению нового материала, проводится в начале изучения курса или темы, часто практикуется особенно в младших и средних классах, способствует систематизации и обобщению знаний учащихся.

б) контрольная беседа – проверяет степень усвоения материала, выполнение домашнего задания, самостоятельной работы; проводится практически на каждом уроке и в ходе текущего опроса учащихся, и при изложении нового материала.

в) аналитическая беседа направлена на осмысление изучаемого исторического материала на основе анализа документов или средств наглядности. Например, в 4 классе с целью подведения учащихся к пониманию того, что греческая культура была создана свободным населением за счет жесточайшего угнетения рабов можно провести следующий вариант аналитической беседы: 1) кем были созданы замечательные памятники древнегреческой культуры? 2) почему свободные греки могли создать эти замечательные произведения литературы, искусства? 3) кто освобождал свободным грекам время для занятий наукой и искусством, выполняя тяжелый физический труд?

г) эвристическая беседа ( от слова «эврика» - нашел) используется для углубления и расширения знаний школьников, подводит учащихся к необходимым выводам

д) итоговая или повторительно-обобщающая беседа помогает подвести итоги по теме или разделу, систематизировать изученный материал, проверить степень его понимания и усвоения.

Беседа помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Удельный вес элементов беседы на каждом отдельном уроке зависит от содержания и цели урока, объема материала, методического замысла учителя.

ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВАНИЮ ВОПРОСОВ БЕСЕДЫ

1. План беседы составляется заранее. Вопросы беседы должны быть логически взаимосвязаны и целенаправленны (подводить к выводу).

2.Точность, конкретность, доступность формулировок вопросов, их логическая однородность. В вопросе должны быть указаны место и время событий. Не ставить сдвоенных вопросов. (Например: «Кто в это время напал на Русь?», «Кто еще оказывал помощь завоевателям и в борьбе против него?») Нецелесообразно задавать вопросы: «Ну, кто еще что-нибудь добавит?», «Ну, что ты еще знаешь?». Целесообразно поставить вопрос по той части материала, которая еще не раскрыта в ответе ученика.

3. Вопросы должны стимулировать мышление, касаться существенных сторон изучаемых событий и явлений (не только Что? Где? Когда? , но и Почему? Причины? Характер? Значение события?) Например: не «Что вы знаете о революции 1905 года?», а «Каковы причины I буржуазной революции в России?» или «Каковы особенности революции 1905 г. в России?»

4. Нецелесообразны вопросы, требующие однозначного ответа, подсказывающие ответ. Например: «Могла ли быть предотвращена раздробленность на Руси?», «Был ли пролетариат гегемоном революции 1905 г. в России?»

5. Важно, чтобы учащиеся не только воспроизводили материал, но и высказывали свои суждения, делали выводы и обобщения, анализировали исторический материал. Поэтому вопросы должны начинаться со слов: «Докажите», «Объясните», «Как вы думаете» и т.д.

6. Провести плодотворно беседу – это искусство. Необходимо помнить: а) сначала вопрос формулируется всему классу, а затем называется фамилия ученика, который будет на него отвечать; б) доброжелательно и терпеливо выслушивать ответ ученика; в) целесообразно возрастание трудности вопросов беседы; г) поощрять рациональные зерна в ответе ученика; д) поощрять одобрением, оценивать даже за краткий ответ, но на теоретически сложный вопрос.

Наши рекомендации